"Интеграция биологии и истории в развитии творческих способностей ребёнка". Доклад на педсовете.
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Мухина Елена Викторовна

Сегодняшнему обществу не хватает героев. Решать проблему воспитания патриотизма можно и нужно средствами биологии. Данный доклад предлагает вариант интеграции биологии и истории, а конкретно - рассматривание роли учёных как в развитии науки, так и в развитии российского общества. Такие учёные, как И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, Н.И. Пирогов - гордость отечественной науки и гордость России. Нужно изучать жизнь учёных вместе с детьми, чтобы воспитывать у подрастающего поколения не только предметный интерес, но и активную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст доклада.42.5 КБ
Office presentation icon Презентация к докладу.1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте! Смысл моего доклада заключается в рассказе о способах развития творческих способностей детей с помощью интеграции биологии и истории. Соответственно мы покажем, какой результат можно получить таким способом.

 Биология даёт широкие возможности для воспитания гармоничной личности ребёнка с научным восприятием окружающего мира. Сегодняшняя действительность приводит нас к мысли об активизации нравственного воспитания, о пропаганде гуманности и милосердия. Иными словами - сегодняшнему обществу не хватает героев.

Поэтому развитие естественных наук в настоящее время идёт по пути интеграции с гуманитарными. Одним из проявлений интеграции является гуманитаризация естественных наук и биологии в частности. Я расскажу о нашем опыте интеграции биологии и истории.

Сегодня методология науки рассматривается в новой познавательной ситуации – не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания.

С точки зрения нового подхода биология – один из элементов системы культуры; область знания для построения синтетической научной картины мира.

В этом контексте возникают закономерные вопросы:

  • Каким образом можно привнести в биологическое образование ценности гуманитарной культуры, при этом, не разрушая системности и целостности его содержания, не перегружая дополнительной информацией, не обесценивая неуместной популяризацией?
  • Как стимулировать у ребёнка стремление к поиску личностного смысла, выражению собственного отношения к постигаемому явлению?

Возможные варианты ответа на эти вопросы следующие:

  • Представление биологических знаний в контексте культуры.
  • Рассмотрение научных достижений как совокупности материального и духовного достояния человечества.

Основными направлениями, позволяющими реализовать данный подход, являются:

  • Рассматривание роли учёных в развитии биологии.
  • Освещение взаимного влияния биологии и духовной культуры человечества.
  • Формирование субъектной позиции и личностного смысла при изучении биологии.
  • Рассматривание вопросов этики, эстетики, политики.

Предлагаю остановиться на первом направлении в решении вопросов гуманитаризации биологии и развития творческих способностей детей – изучении роли учёных в развитии науки и общества.

Изучая жизнь замечательных людей, ребёнок:

  • получает знания о развитии биологических законов и теорий;
  • воспринимает жизнь учёного как подвиг во имя науки;
  • получает представления о научной картине мира;
  • и, наконец, у ребёнка появляется желание подражать великому человеку.

Изучение жизни и творческой деятельности  учёных, мы осуществляем на занятиях НОУ. Школьная общественность получает добытую нами информацию на конференции «Галерея великих имён», которую проводят учителя истории. Также, мы являемся участниками и лауреатами городской конференции «Путь поколений» в секции «Личность».

За последние три года мы подготовили несколько проектов, два из которых проиллюстрируют наш доклад. Первый посвящён И.П. Павлову. Фрагменты презентации представлены на экране, откуда понятно, что мы не остановились на достижениях учёного в области биологии, а пошли дальше – раскрыли личностные качества первого отечественного Нобелевского лауреата.

Второй проект посвящён К.А. Тимирязеву, автору трудов по физиологии растений, человеку, имя которого разнопланово увековечено не только в Москве. Я предоставляю слово Малькову Илье, обучающемуся в 10 «А» классе, и активно занимающемуся исследовательской деятельностью.

Здравствуйте! Тимирязев – великий разум и великая душа! После исследования жизни  учёного мы поняли всю глубину этих слов. Находясь под впечатлением от узнанного, авторы проекта придумали и оформили информационный плакат, который я и представлю вашему вниманию.

Называется плакат «Личность Тимирязева: стремление к свету, запасание сокровищ ума и высшей правды». Здесь представлено цветковое растение, освещаемое лучами Солнца.

Корень – это орган почвенного питания и якорь, укрепляющий растений в почве. Родительская семья, по нашему мнению, - основа жизни, поэтому она и представлена корнем.

Стебель – осевой орган растения, ориентирующий его в пространстве. По нему движутся питательные вещества, необходимые для развития. Стебель – это личность Тимирязева, стремящаяся к свету, ориентированная ввысь.

Питательные вещества попадают в стебель ещё и из листьев, органов воздушного питания, которые у нас ассоциированы с факторами, так или иначе, повлиявшими на становление личности учёного. Если по порядку, то это:

  • домашнее образование;
  • учёба на физмате Санкт-Петербургского университета;
  • наставничество Менделеева, Бекетова, Сеченова и других учёных;
  • влияние шестидесятников (Герцена, Чернышевского);
  • единомыслие с женой и сыном;
  • путешествие по Европе и встреча с Дарвином;
  • Великая Октябрьская революция.

Далее – цветок, орган, всегда привлекающий внимание к растению. У нас - это сформировавшаяся личность учёного, обладающая незаурядными  прекрасными качествами, воплощёнными в лепестках:

  • великий учёный;
  • популяризатор науки биологии;
  • трудолюбивый и настойчивый человек;
  • борец за демократию;
  • любящий муж и отец.

А плод – это результат жизни, как растения, так и человека. Главные заслуги учёного – это:

  • открытия в области фотосинтеза;
  • научные труды;
  • объединение естественных наук;
  • достижения в практическом земледелии;
  • увековечивание имени Тимирязева в России.

Плодами его труда пользуются потомки, изучая физиологию растений. И ради этого, как нам кажется, стоит жить! Спасибо за внимание!

        

Завершая доклад, хочу заметить, что работа по реализации проекта получается довольно длительной. Если взять пример проекта о Тимирязеве, то, как видите, мы занимались им 5 месяцев. Алгоритм выполнения работы следующий:

  1. Выбор темы, постановка целей и задач.
  2. Изучение литературных источников.
  3. Поиск информации в Интернет.
  4. Посещение Биологического музея им. Тимирязева.
  5. Консультации с учителем истории (Корпачёвым В.В.) с целью разобраться в политических предпочтениях учёного.
  6. Посещение мемориального музея-квартиры Тимирязева в Романовом переулке. (Не состоялась из-за ремонта квартиры.)
  7. Посещение памятника учёному работы скульптора Меркулова на Тверской площади.
  8. Оформление проекта, презентации и плаката.
  9. Презентация проекта на школьной конференции «Галерея великих имён».

10.Участие в городской конференции «Путь поколений».

Несмотря на кропотливость и длительность подготовки, результаты побуждают нас продолжать данный вид деятельности. Сейчас мы начинаем изучать жизнь и великие достижения основателя хирургической науки – Н.И. Пирогова.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мухина Е.В., учитель биологии, руководитель биологического НОУ «БИОМ». 24.10.12. Интеграция биологии и истории в развитии творческих способностей детей.

Слайд 2

Это сегодня актуально! Методология науки в новой познавательной ситуации рассматривается не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания. Образ науки строится не в логике развития научного знания самого по себе, а в «логике культуры» (В.С. Библер).

Слайд 3

Закономерные вопросы? Каким образом можно привнести в биологическое образование ценности гуманитарной культуры, при этом не разрушая системности и целостности его содержания? Как стимулировать у ребёнка стремление к поиску личностного смысла, выражению собственного отношения к постигаемому явлению?

Слайд 4

Возможные варианты ответа: Представление биологических знаний в контексте культуры. Рассмотрение научных достижений как совокупности материального и духовного достояния человечества. Роль учёных в развитии биологии. Взаимное влияние биологии и духовной культуры человечества. Формирование субъектной позиции и личностного смысла при изучении биологии. Этика, эстетика и политика в биологии.

Слайд 5

Роль учёных в развитии биологии. Знакомство обучающихся с жизнью и творческой деятельностью учёных. Знания о развитии биологических законов и теорий. Представления о становлении научной картины мира. Восприятие жизни учёного как подвига во имя науки. Желание подражать великому человеку.

Слайд 6

Проект: И.П. Павлов – первый физиолог мира. Авраменко Ю., Афиногенов К., 8 кл.

Слайд 7

Изучение физиологии кровообращения и памятник собаке в Санкт- Петербурге. Павлов – гуманист.

Слайд 8

Павлов – гражданин, не признавший революцию. Я был, есть и остаюсь русским человеком, сыном Родины, её жизнью прежде всего интересуюсь, её интересами живу, её достоинством укрепляю своё достоинство. И. Павлов.

Слайд 9

Проект: К.А. Тимирязев - великий разум и великая душа. Моврадин Н., Перов М., 8 кл. – ныне выпускники школы, будущие врачи.

Слайд 10

«К.А. Тимирязев сам, как горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений…» И.П. Павлов. Информационный плакат освящает становление личности Тимирязева.

Слайд 11

Работа по реализации проекта. (ноябрь 2009-март 2010г.) 1.Выбор темы, постановка цели и задач проекта. 4.Посещение биологического музея им. Тимирязева. 2.Изучение литературных источников. 3.Поиск информации в Интернет. 5.Консультации с учителем истории. 8.Оформление текста проекта, презентации и информационного плаката. 9.Презентация проекта на школьной конференции «Галерея великих имён». 10.Участие в городской конференции «Путь поколений». 6.Экскурсия в музей- квартиру Тимирязева (не состоялась). 7.Экскурсия к памятнику учёному на Тверской площади.

Слайд 12

Результат интеграции биологии и истории - успешность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

Доклад на педсовете «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера....

Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...

Развитие творческих способностей ребёнка. Заметки для родителей. Презентация для родительского собрания.

Небольшая презентация к родительскому  собранию, посвящённому развитию творческих способностей у детей....

Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»

Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»...