Доклад на педсовете «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».
статья по теме

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.29.11.2011.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».

29.11.2011г.

Инструктор по труду

 Аношина Н.М.

В результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, представителям молодого поколения необходимо обладать креативностью, самостоятельностью и оригинальностью мышления.

Творческие способности человека характеризуются готовностью к порождению новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, умением решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».  

Способности  -  это индивидуально- психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Благодаря способностям в той или иной  сфере ребёнок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Существуют различные виды творческой деятельности. В психолого-педагогической литературе приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Это позволяет определить понятие «творческая деятельность» как  продуктивную форму деятельности детей, направленную  на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.  

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера. Это могут быть кружки по интересам различной направленности. В условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности ребят. На эту особенность кружковой работы указывал советский педагог В. Сухомлинский: «Целостность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по декоративно-прикладному творчеству.  В процессе таких занятий у детей развивается образное мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие, наблюдательность, точность, организованность и пр.  Участие в творческом процессе изготовления художественных изделий не только дает ребенку знания технологического процесса и навыки работы с материалом, но и позволяет чувствовать себя художником, ощущать радость от того, что он научился делать красивые и полезные вещи.

Задача руководителя – направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия – образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Психолог Н.Д. Левитов пишет: «Если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, то учащиеся… нуждаются в помощи учителя, в противном случае их самостоятельность превратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» без знания путей и средств выполнения творческих замыслов».

Руководитель кружка должен иметь в виду, что на задания общего характера, выполняемые воспитанниками по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первое изделие, другой успеет сделать две – три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа детей.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Даже самое скромное и малозаметное проявление творческих способностей – есть творческий процесс. И развить данные способности может только практический опыт исследования при содействии и под руководством  квалифицированного педагога, который, чтобы передать свой творческий опыт, конструирует специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для этого условия. 

    Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

    Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Подростки в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят (репродуцируют) ценности уже известные обществу и только в отдельных случаях, на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности педагога, могут создавать новые ценности и для общества.  В основе творческой (продуктивной) деятельности лежат творческие способности.

Проявлению творческих способностей детей мешают определенные барьеры – внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся:

  1. стереотипы;
  2. излишняя ориентация на одобрение;
  3. заниженная самооценка;
  4. недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают детям проявлять творческие способности, относятся:

  1. критика;
  2. стресс;
  3. дефицит времени.

Преодолеть эти барьеры детям может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать на занятии благоприятную психологическую атмосферу.

По результатам исследования американского психолога Торренса, дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение ребят от страха делать ошибки. Из собственного опыта могу сказать, что на занятиях кружка время от времени приходилось сталкиваться со страхом ребенка, когда он делал что-то неправильно. И только тогда, когда я успокаивала его, говоря о том, что бояться нечего, я не ставлю оценок, и все можно исправить, ребенок успокаивался. При выполнении заданий нужно оценивать только стремление к работе, к созиданию.

На занятиях кружка «Лоскуток»  при подаче познавательного материала, при отработке каждого навыка соблюдается принцип «от простого к сложному», что дает возможность воспитанникам быстрее и легче усвоить знания по предложенным темам.  

В работе над выполнением художественного изделия предполагаются следующие ступени:

1. выбор сюжета (или объекта труда);

2. выбор цветовой гаммы;

3. подбор материалов;

4. поэтапное выполнение объекта труда.

Запомнив порядок этих действий, дети сосредотачиваются лишь на творческой деятельности. Многим  интересен именно ход работы, они не задумываются о результате. Уже в процессе изготовления изделия ребенок может изменить цвет  и фактуру какого-либо ранее выбранного материала, высказать, что он хотел бы видеть на этом месте картины или, например, каким должен быть шарфик у мягкой игрушки, или вопреки задумке автора идеи изменить форму определенной детали выкройки изделия. И уже это можно отнести к движению вперед, к проявлению и развитию творческих способностей.

Важнейшим фактором, влияющим на развитие творческих способностей детей, является творческий подход самого преподавателя. Педагог должен обладать конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями. Вот некоторые из них:

  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим
  • не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по-своему
  • уважать точку зрения воспитанника – не подавлять её своим «правильным» отношением и мнением
  • безоценочность к детскому творчеству – т.е. не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом
  • не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, т.к. это может вызвать обиду, страх ошибиться сделать что-то «не так» и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать
  • творить и играть иногда вместе с детьми в качестве рядового участника процесса
  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка
  • больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам
  • развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление
  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности, дружелюбную интонацию голоса
  • использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в творческом развитии детей. Лоскутная техника, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

Для  развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное  развитие творческих способностей детей:

1. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке, лоскутной технике, плетению из бересты  давать детям задания творческого характера.

2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой деятельностью с целью развития в ней воображения детей.

3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

К.Э.Циолковский сказал когда-то: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

      Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Resource id #3360

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

В процессе  обучения  педагог  играет  важную  направляющую  роль.  На занятиях  декоративно-прикладного   творчества  практическая  часть...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке вер...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Любое мастерство - это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества....

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...