Устройство увеличительных приборов
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Викулова Елена Владимировна

Урок входит в состав раздела  «Клеточное строение организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования  по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника, основной общеобразовательной программы.

Урок предусматривает использование элементов Дальтон – технологии. Технология Лаборатории может  проводиться в форме: Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.  Это работа учащихся в  специально созданных  лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают  учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения.  Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или может быть,  будет действовать самостоятельно), будет ли,  отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные  учителем сроки. Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

 Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться  на уроке?



Предварительный просмотр:

Приложение 2.  Дополнительная информация

1. История создания и использования увеличительных приборов

Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).

Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.


2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы

Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии

Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.


Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Рабочая карта учащегося 5б класса____________________________________________

Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»

А) Используя материал параграфа,  изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.

Б) Обозначьте части микроскопа на схеме.

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»

Цифра на  окуляре  x  цифра на  объективе

________________ x ____________________ =

ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

ОЦЕНКА:

ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».

4.

1.

2.

1.

4.

3.

2.

3.

5.

По горизонтали:

1. Оптическая  часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.                    ОЦЕНКА:

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вы думаете, что было изобретено мальчиками ? Чему будет посвящена наша тема урока ?

Слайд 2

Историческая справка Роберт Гук (16 век)

Слайд 3

Историческая справка Антони ван Левенгук (17 век) Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы.

Слайд 4

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

Слайд 5

Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Внешний вид увеличительных приборов

Слайд 6

Ручная лупа увеличительное стекло ( линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа

Слайд 7

Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.

Слайд 8

Световой микроскоп Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив

Слайд 9

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.

Слайд 10

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.

Слайд 11

Глаз мухи (60) Слоник (10) Перо волнистого попугая (10) Пухоед на пере попугая (60)

Слайд 12

Дробление яйцеклетк и Корневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса

Слайд 13

Цветок зверобоя (10) Крыло пчелы Крыло бабочки Перо птицы (60)

Слайд 14

Что можно увидеть в электронный микроскоп?

Слайд 15

Правила работы с микроскопом 1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 - 10 см от края стола. 2. Тубус опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика. 3. Направьте свет при помощи подвижного зеркала в отверстие столика. Вращайте зеркало осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь четкого освещения.

Слайд 16

4. Положите на предметный столик готовый микропрепарат. Закрепите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

Слайд 17

Рефлексия Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа

Слайд 18

Домашнее задание П.6 Подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия и использовании микроскопа. Подготовиться к лабораторной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устройство увеличительных приборов"

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы....

"Устройство увеличительных приборов"

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы....

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

Устройство увеличительных приборов

Урок биологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к уроку биология 6 класс "Устройство увеличительных приборов".

Презентация к уроку биология 6 класс "Устройство увеличительных приборов"...

Проверочная работа"Устройство увеличительных приборов" 6 класс.

При повторении материала "Утройство увеличительных приборов"....

Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии "Устройство увеличительных приборов" и тест по теме "Увеличительные приборы"

Данная лабораторная работа предусмотрена для проведения урока по биологии в 5-6 классе при изучении темы: увеличительные приборы". Использовать данную инструктивную карточку можно по любой программе б...