РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Камалова Татьяна Аркадьевна

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                          «Согласовано»                                                     «Утверждено»

Руководитель         предметной                                             Заместитель  директора по УР                               приказом №  263 от  «27» августа 2012г.

кафедры                                                                      МБОУ «Гимназия №3»                                             Директор МОУ «Гимназия №3»

________/Назарова М.А./                                             ________/Мухаметшина И.А. /                                     _________/Абзянова М.Н./

                       ФИО                                                                                                             ФИО                                                                        ФИО

Протокол № 1 от                                                       «____»_____________ 2011г.                                                                                                

« 21  » августа 2012г.                                                                                                                                                                                

                                                                                       .                                      

                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению для 5   класса

учителя первой  квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны

Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от

« 21 » августа 2012 г.

2011-2012  учебный год

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой.

Общая характеристика учебного предмета.

 В 6 классе биология изучается как самостоятельный предмет. Курс. «Бактерии. Грибы. Растения» рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.

     Основная задача данного курса заключается в формировании основных биологических понятий, привитие школьникам практических умений по изучению и выращиванию растений.

      Применение разнообразных типов уроков предусматривает развитие учебно-познавательной деятельности на всех этапах урока. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное последовательное включение учащихся в решение познавательных задач, формирование у них практических умений. Целесообразно обучение, при котором школьники сами приходили бы к правильным выводам что, способствует переходу их знаний в убеждение и формированию биологического мышления.

       При усвоении знаний об особенностях строения и функций органов растительного организма, многообразия растений, решаются важнейшие задачи воспитания. В системе комплексного воспитания особая роль принадлежит формированию научного мировоззрения, эстетическому и экологическому воспитанию.

       Составной частью экологического воспитания является природоохранительная работа, включающая знакомство с редкими и исчезающими растениями, обучение правилам поведения в природе и участие в охране растений родного края.

Цели.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование целостной научной картины мира,
  2. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности, роли растений, грибов, бактерий; методах познания живой природы.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  4. Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за растениями и эксперименты.
  5. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  1.  Работать с учебником: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
  2.  Анализировать и сравнивать.
  3.  Обобщать и делать выводы.
  4.  Объяснять явления и процессы.

Специальные умения, навыки и способы деятельности, которые помогают в повседневной жизни.

  1. Выращивание и размножение культурных растений, и уход за ними.
  2. Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и бактериями.
  3. Оказание первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс.

В результате изучения биологии учащиеся должны

Знать/ понимать

 - особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, строение  и функции клетки,

 - строение и функции клетки,

 - сведения о таксономических единицах,

 - способы  размножения бактерий, грибов, растений,

 - основные этапы развития растительного мира,

 - взаимосвязь растений с факторами среды,

 - роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека,

 - охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.

 Уметь

 - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними,

 - вести наблюдения и ставить опыты с растениями,

 - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями,

 - ухаживать за растениями, выращивать их,

 - проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии при их выращивании,

Тематический план

                                                                                       .                                      

Введение. Общее знакомство с растениями.

Тема 1. Клеточное строение организмов.

Тема 2. Органы цветковых растений.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности.

Тема 4. Основные отделы  царства растений.

Тема 5. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

Тема 6. Царство бактерии .

Тема 7. Царство грибы. Лишайники.

Тема 8. Природные сообщества. Заключение.

3

2

9

7

6

2

1

2

3

Содержание курса.

Введение . Общее знакомство с растениями. (3 часа).

    Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Органы растительного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Последствия деятельности человека в экосистемах

Тема 1. Клеточное строение организмов. (2 часа).

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Процессы жизнедеятельности растительного организма. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

   Тема 2. Органы цветковых растений.(9 часов).

Органы растительного организма.  Приемы выращивания и размножения растений. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Влияние экологических факторов на растения. Взаимосвязь тканей, органов как основа целостности многоклеточного организма.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности  растений.(7 часов).

Процессы жизнедеятельности растительного организма. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Тема 4. Основные отделы  Царства растений.(6 часов).

Система органического мира. Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Основные систематические категории, их соподчиненность

Тема 5.Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.(2 часа).

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Тема 6. Царство бактерии.(1 час).

    Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе

Тема 7. Царство грибы. Лишайники. (2 час)

    Грибы, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Роль грибов в природе и жизни человека.

Тема 8. Природные сообщества.(3 часа).

Наблюдения за ростом и развитием растений. Распознавание растений разных отделов,  наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур.

  При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань – 1999.

    Используемый учебно-методический комплект.

  1. Пономарева И.Н.Биология 6 кл. Учебник – М: Вентана-Граф,2011.

Дополнительная литература.

  1. Галушкова Н.И. Биология, Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Волгоград: Учитель,2005.
  2. Беркинблит М.Б.,Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся 6 классов – М: МИРОС, 1992.
  3. Сухова Т.С. Тесты по биологии 6-11 классы: Учебно-методическое пособие  - М.: Дрофа, 2001.
  4. Никишов А.И. Косорукова Л.С. Ботаника Дидактический материал – М: РАУБ – «Илекса»,1998.
  5. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8кл.: Методическое пособие – М: Дрофа, 1997.
  6. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителей – Санкт – Петербург: «АКЦИДЕНТ», 1998.

  1. Количество часов для проведения экскурсий  - нет
  2. Контрольная работа не запланирована ввиду уменьшения количества часов в неделю.
  3. Лабораторных работ – 15

        Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся.

             - биологические диктанты,

             - тестирование,

             - зачет.

Характеристика учащихся 6в класса.

      В классе  100% успеваемость и качество знаний по природоведению за прошедший учебный год 73%. В классе есть учащиеся мотивированные на изучение предмета.  Слабоуспевающие учащиеся , которые имеют трудности в объяснении сущности биологических процессов, приведении примеров. Необходимо применять личностно-ориентированный подход при изучении материала и проверки знаний, формировать у учащихся научное мировоззрение и общую биологическую грамотность.

Характеристика учащихся 6г класса.

      В классе  100% успеваемость и качество знаний по природоведению за прошедший учебный год 56%. В классе есть учащиеся мотивированные на изучение предмета. Слабоуспевающие учащиеся имеют трудности в объяснении сущности биологических процессов, приведении примеров. Необходимо применять личностно-ориентированный подход при изучении материала и проверки знаний, формировать у учащихся научное мировоззрение и общую биологическую грамотность.

    В целом классы разные по своему составу, в каждом есть мотивированные на учебу и слабоуспевающие учащиеся, расписание уроков составлено в один день, в результате составлена одна рабочая программа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии  6в  класс

Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

«БИОЛОГИЯ.  Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Авторы программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко

Дата по плану

Фактическая дата проведения

Тема

Основное содержание

Форма контроля, что подлежит контролю

Планируемые результаты освоения материала

Лабораторная  работа

Домашнее задание

I. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ  (3 часа).

1.

6.09

Мир растений. Наука о растениях – ботаника.

П. 1, а также 4,9, 11, 12 абзацы из введения.

Фронтальный опрос

Знать роль растений в природе и жизни человека.

2.

13.09

Строение растений.

Л.р. №1 «Изучение органов растения».

П. 2.

Диктант по терминам

Органы растительного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

3.

20.09

Условия жизни растений на Земле.

Л.р. №2 «Выявление роли света м воды в жизни растения».

П. 4.

Индивидуальный опрос

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Последствия деятельности человека в экосистемах

 

П.     КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ     (2 часа).

1-4.

27.09

Строение растительной клетки и ткани.

Л.р. «ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК КОЖИЦЫ ЛУКА».

П. 7, 2,3 абзацы П. 9.

Проверка лаб.работы

Знать части клетки и основные процессы жизнедеятельности. Характеризовать ткани  растительного организма.

2-5.

4.10

Процессы жизнедеятельности клетки.

П.8

Индивидуальный опрос

Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Процессы жизнедеятельности растительного организма.

                         

                                       Ш.      ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ    (9 часов).

1-6.

11.10

Семя, его строение и значение для растения.

Л.р. «ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ СЕМЕНИ ФАСОЛИ».

П. 10, а также стр. 50.

Проверка лаб.работы

Знать особенности строения семян однодольных и двудольных растений

2-7.

18.10

Корень, его внешнее и внутреннее строение.

Л.р. «СТРОЕНИЕ КОРНЯ У ПРОРОСТКА ТЫКВЫ».

П. 13 стр.52, П.14 стр. 55 и 56.

Проверка лаб.работы, диктант по терминам

Знать стержневую и мочковатую корневые системы, функции корня, распознавать на объектах типы корневых систем . Знать особенности строения зон корня в связи с выполняемой функцией.

3-8.

25.10

Побег. Строение и значение его для растения.

П. 16, П. 17 стр. 63.

Работа по карточкам

Знать основные понятия, листорасположение. Уметь определять почки, листорасположение.

4-9.

1.11

Лист – часть побега. Значение листа для растения.

Л.р. «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА».

П. 18 стр. 67, абзацы о кожице, устьице, мякоти и фотосинтезе. П. 19 абзацы об испарении, газообмене и листопаде.

Проверка лаб.работы

Знать строение листа, его функции, распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.

5-10.

15.11

Стебель- часто побега. Его внешнее и внутреннее строение.

Л.р. «ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ».

П. 20.

Проверка лаб.работы

Знать функции стебля, его внешнее и внутреннее строение

6-11.

22.11

Многообразие стеблей.

П. 21.

Фронтальный опрос

Знать разнообразие стеблей, умение их распознавать.

7-12.

29.11

Цветок. Его строение и значение для растений.

П. 23, П. 24 стр. 91 и 92.

Проверка терминов, работа по карточкам

Знать строение и биологическое значение цветка. Знать биологическое значение соцветий, определять типы соцветий.

8-13.

6.12

Плод. Его значение и многообразие форм.

П. 25.

Проверка соцветий и плодов

Знать разнообразие плодов, функции плодов, способы распространения.

9-14.

13.12

Обобщение по теме.

П. 26

Работа по тестам

Знать разнообразие плодов, функции плодов, способы распространения.

1-15.

20.12

Корневое питание растений.

П. 27.

Фронтальный опрос

Знать значение питательных веществ, виды удобрения, раскрыть понятие «фотосинтез»

2-16.

27.12

Воздушное питание растений. Фотосинтез.

П. 28.

Проверка терминов

Знать значение питательных веществ, виды удобрения, раскрыть понятие «фотосинтез»

3-17.

17.01

Дыхание растений и обмен веществ.

П. 30.

Индивидуальный опрос, работа с карточками

Показать различие процессов дыхания и фотосинтеза.

4-18.

24.01

Значение воды в жизни растений.

Л.р. «РАСТЕНИЯ РАЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП».

П. 31.

Проверка лаб.работы

Значение испарения воды и листопада.

5-19.

31.01

Размножение и оплодотворение растений.

Л.р. №3 «Размножение комнатных растений»

П. 32.

П. 34 стр. 123.

Проверка лаб.работы, терминов

Объяснять основные понятия темы, знать приспособленность к видам опыления.

6-20.

7.02

Рост и развитие растительного организма.

П. 35.

Индивидуальный опрос

Объяснять основные понятия темы

7-21.

14.02

Обобщение и повторение материала по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Тесты в форме ЕГЭ

1-22.

21.02

Понятие о систематике растений.

П. 37.

Фронтальный опрос

Система органического мира. Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

2-23.

28.02

Водоросли. Общая характеристика.

Л.р. №6 «Изучение внешнего строения водорослей».

П. 38, 39.

Проверка лаб.работы

Характеризовать  одноклеточные водоросли. Характеризовать  многоклеточные водоросли, значение водорослей.

3-24.

7.03

Моховидные и Папоротниковидные как представители высших растений.

Л.р. №7 «Изучение внешнего строения мхов».

Л.р. №8 «Изучение внешнего строения папоротника».

П. 40, 41.

Проверка лаб.работы

Знать характерные особенности мхов, черты усложнения в организации Знать особенности папоротникообразныхих охрана в природе.

4-25.

14.03

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

Л.р. № 9 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

П. 42.

Проверка лаб.работы, термины

Характеризовать общие признаки голосеменных.

5-26.

21.03

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

Л.р. №10 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений».

П. 43.

Проверка лаб.работы, фронтальный опрос

Систематизация знаний о покрытосеменных растениях

6-27.

4.04

Л.р. №11 «Распознавание растений разных отделов».

Л.р. №12 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности»..

Л.р. №14 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».

Проверка лаб.работы

Основные систематические категории, их соподчиненность

               

                      VI.  ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МНОГООБРАЗИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО                                                                                              МИРА НА ЗЕМЛЕ    (2 часа).

1-28.

11.04

Понятие об эволюции растительного мира.

 

П.46, 47.

Фронтальный опрос, работа по заданиям в тетради

Знать понятие эволюция, роль человека в эволюции растительного  мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.

2-29.

18.04

Многообразие и происхождение культурных растений.

Л.р. №13 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур».

П. 48.

Проверка лаб.работы

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

                                                       VII.  ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (1 час

3-30.

25.04

Царство Бактерии. Общая характеристика.

П. 50 стр. 188-189.

П. 51 стр. 191. П. 52 стр. 194.

Работа по заданиям в тетради

Знать характерные признаки бактерий, их отличие от растений. Знать виды бактерий и их роль  на Земле.

                                     VIII.  ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ  (2 часа).        

1-31.

2.05

Царство грибы. Общая характеристика и значение в природе.

Л.р. №4 «Изучение строения плесневых грибов».

Л.р. №5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

П. 53, 54 стр. 203.

Проверка лаб.работы

Знать строение, питание, размножение грибов. Характеризовать мукор, пеницилл, дрожжи.

2-32.

9.05

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

П. 55.

Диктант по терминам

Знать характерные признаки лишайников, их отличие от растений. Знать виды лишайников и их роль  на Земле.

                           IХ.      ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                 ПО КУРСУ БИОЛОГИЯ 6 КЛАССА    (3 часа).        

Знать пути заражения и вред, причиняемый грибами-паразитами

1-33.

16.05

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

П.56

Фронтальный опрос

Знать понятия природные сообщества, биогеоценоз,экосистема, растительное сообщество.

2-34.

23.05

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Л.р. №15 «Выявление приспособленности растений к среде обитания».

П.57

Проверка лаб.работы

Распознавание растений разных отделов,  наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур.

3-35.

30.05

Обобщение материала по всему курсу «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Тесты в форме ЕГЭ

Применять полученные знания в новой ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе•          Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...