Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Исмаилова Венера Владимировна

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

(ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА, В.Б. ЗАХАРОВА)

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об неучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программойНумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уро ков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2004. -48с.

а также методических пособий для учителя:

1)        Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

дополнительной литературы для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;

для  учащихся:

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, -40с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


Планируемые результаты обучения.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  7. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

2012-2013 учебный год

Тематический план

Название темы

Количество часов

Тема 1. Строение и свойства живых организмов

23

Тема 2. Жизнедеятельность организмов

31

Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества

6

Итого:

60ч +8ч резервного времени


Календарно-тематическое планирование

Четверть

Сроки

Дата проведения

№ урока

Тема урока

Примечание

Тема 1. Строение и свойства живых организмов (23 часа)

1

Многообразие живых организмов

2

Основные свойства живых организмов

3

Химический состав клетки

Лабораторная работа «Состав семян»

4

Органические вещества клетки

5

Химический состав клетки

Лабораторная работа «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов».

6

Клетка – элементарная частица живого

Лабораторная работа «Строение клетки»

7

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клетки

8

Вирусы

Обобщение знаний

9

Деление клетки. Митоз         

10

Мейоз, его биологическое значение

11

Ткани растений

Лабораторная работа «Ткани растений»

12

Ткани животных

Лабораторная работа «Ткани животных»

13

Органы цветкового растения

14

Строение корня

Лабораторная работа «строение корневых систем», «микроскопическое строение корня»

15

Строение и значение побега. Почка

Лабораторная работа «строение и расположений почек»

16

Стебель как осевой орган побега

17

Лист. Строение и функции

Лабораторная работа «простые и сложные листья»

18

Цветок, его строение и значение. Соцветия

Лабораторная работа «строение цветка»

19

Плоды: значение и разнообразие

Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды»

20

Строение семян двудольного и однодольного растения

Закрепление материала, обобщение. Лабораторная работа «Строение семян двудольного и однодольного растения»

21

Системы органов животного

22

Организм как единое целое

23

Что мы узнали об организме.

Обобщение изученного

Тема 2. Жизнедеятельность организмов (31 час)

24

Особенности питания растительных организмов

25

Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы

26

Особенности питания животных

27

Пищеварение и его значение

28

Пищеварительные ферменты

Лабораторная работа «Действие слюны и желудочного сока на вещества»

29

Дыхание у растений

30

Дыхание у животных

31

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

32

Передвижение веществ в растении

Лабораторная работа «передвижение растворов по стеблю»

33

Строение кровеносной системы у позвоночных организмов

34

Передвижение веществ в животном организме

Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека»

35

Обобщающий урок. Передвижение веществ в организме.

36

Значение процессов выделения у животных

37

Значение процессов выделения у растений и грибов

38

Обмен веществ и превращение энергии в организме растения

39

Обмен веществ и превращение энергии в организме животных

40

Опорные системы, их значение в жизни организма

41

Опорные системы позвоночных животных и растений

Лабораторная работа «строение костей»

42

Движение

Лабораторная работа «движение инфузории – туфельки, дождевого червя»

43

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражительность

44

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязей с окружающей средой

45

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных

46

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

47

Размножение, его виды. Бесполое размножение

Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений»

48

Половое размножение животных

49

Половое размножение растений

50

Обобщение изученного материала по теме «Размножение»

51

Рост и развитие растений

Лабораторная работа «прорастание семян»

52

Рост и развитие животных

53

Послезародышевое развитие животных

Лабораторная работа «прямое и непрямое развитие насекомых»

54

Обобщающий урок «жизнедеятельность организмов»

Тема 3. Организм и среда. Природные сообщества (6 часов)

55

Среда обитания организмов. Факторы среды

56

Влияние факторов неживой природы

57

Взаимосвязи живых организмов

58

Природные сообщества

59

Цепи с сети питания

60

Обобщающий урок по теме «организм и среда. Природные сообщества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...