Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Кочнева Наталья Валентиновна

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609; Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_klass.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеафанасовская  средняя общеобразовательная школа»»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                РАССМОТРЕНО

           Руководитель МО

           __________ / О.В. Перешитова

           Протокол № 1

           от «29» августа  2017г.

СОГЛАСОВАНО

                   Заместитель директора по УР

МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

______  Р.М. Кузнецова

«29» августа  2017г.

УТВЕРЖДЕНО

                       Директор МБОУ

«Большеафанасовская СОШ»

___________Е.М. Гараева

Приказ № ____ от

«   »                2017  г.

                                                                                РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

                                                                                по биологии для 8 класса

                                                                               Кочневой Натальи Валентиновны,

                                                                               учителя биологии и химии

                                                                                 первой квалификационной категории

Рассмотрено и рекомендовано  

к утверждению на заседании

педагогического совета

МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

протокол №2от 29.08.2017 г

с.Б.Афанасово 2017-2018 уч.год


Пояснительная записка рабочей программе по биологии для 8 класса.

1.Рабочая   программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609;
  • примерной программы по биологии;
  • Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.М.:, Дрофа, 2008,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;
  • Учебного плана МБОУ «Большеафанасовская СОШ» на 2017-2018 учебный год.  
  • Положения о рабочей программе МБОУ «Большеафанасовская СОШ»
  • Основной образовательной программы ООО МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

       

2-3.Цели и задачи программы

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

4.Место предмета в учебном плане МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

   Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 ч. в неделю

5. Уровень обучения - базовый

6.Форма организации учебного процесса, формы организации деятельности учащихся:

      Фронтальное – формирование и укрепление классного коллектива. Обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении.

     Индивидуальное – самостоятельная работа учащегося:

- работа с тестами;

- лабораторные работы;

- работа у доски.

      Групповая – применяется для закрепления и повторения, изучения нового материала. Класс делится на группы, имеющих примерно одинаковую успеваемость и темп работы.

  1. Формы контроля:

Устный - беседа, описание, контрольные вопросы;

Письменный – тесты, рефераты;

Практический – лабораторные работы, практические работы

8.Форма промежуточной аттестации:   выставление годовых оценок

9. Типы уроков:

 - изучение нового материала

- комбинированный

-обобщающие уроки

10. Содержание программы.

Введение.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека.

 Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Строение и функции организма

  • Общий обзор организма

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

  • Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

  • Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

  • Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

  • Внутренняя среда организма.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

  • Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

  • Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

  • Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.  Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

  • Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

  • Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

  • Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

  • Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

  • Человек и окружающая среда

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни

 Учебно – тематическое планирование

Наименование разделов  (тем)

Кол-во

часов

Проверочные работы

форма

1

Введение.

2

2

Происхождение человека.

3

3

Общий обзор организма

1

4

Клеточное строение организма. Ткани.  Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей

3

5

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

10

6

Система опоры и движения. Лабораторная работа «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц», «Изучение внешнего вида отдельных костей.

7

7

Внутренняя среда организма.

3

8

Кровеносная и лимфатическая системы организма Лабораторная работ:  «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки,  «Изучение приемов остановки капиллярного,  артериального и венозного кровотечений»,

5

9

Дыхательная система.  Лабораторная работа «Определение частоты дыхания».

5

10

Пищеварительная система.  Лабораторная работа «Изучение действия желудочного сока  на белки, действия слюны на крахмал» 

5

11

Обмен веществ и энергии

3

12

Выделение.

2

13

Покровные органы. Теплорегуляция

3

14

Анализаторы.  Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка»

5

15

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

16

Индивидуальное развитие организма

3

17

Человек и окружающая среда

3

1

тестирование

11.Требования к уровню подготовки обучающихся

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

12. Оценка качества знаний обучающихся по биологии

Оценивание устного ответа учащегося:

 «5»: полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

· чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

· для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

· ответ самостоятельный.

«4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, опытов.

«3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

· не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;

· не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

· допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

«2»: основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

 Оценка умений ставить опыты

«5»: правильно определена цель опыта;

· самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

· научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;

· 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

· в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

«3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

· допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

«2» не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

· допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).

«5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

«4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

· допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

«3»: допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;

· при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

«2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;

· неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка тестовых работ

 Перевод качественной оценки в отметку по 4-балльной шкале осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Отметка в балльной шкале

90-100%

70-89%

50-69%

меньше 50%

«5»

«4»

«3»

«2»

«5»: учащийся выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

· допустил не более 2% неверных ответов.

«4»: ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

«3»: учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

· если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

«2»: работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

· работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

13.Учебно методическое обеспечение

учебник:

- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

1. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. – М. Акварель, 1998.

2.

  1. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. – М.: Мнемозина, 1998

3. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

4. Журнал «Биология в школе»

Список рекомендуемый дополнительной литературы для учащихся:

1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

2. Журнал «Биология для школьников». "

3. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Электронные издания:

1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

2.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Календарно - тематическое планирование по биологии для 8 класса

урока

Тема урока

кол-во часов

Дата проведения

План

факт

Введение. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1

3.09

Становление наук о человеке.

1

7.09

Происхождение человека Систематическое положение человека

1

10.09

Историческое прошлое людей

1

14.09

Расы человека

1

17.09

Организм человека и его строение. Общий обзор организма человека

1

21.09

Строение и химический состав клетки

1

24.09

Физиология клетки

1

28.09

Ткани. Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

1

1.10

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. Регуляция функций в организме

1

5.10

Общий план строения нервной системы и ее функции

1

8.10

Рефлекторный принцип работы нервной системы

1

12.10

Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции

1

15.10

Головной мозг. Строение и функции. Лабораторная работа №2 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

1

19.10

Головной мозг. Строение и функции

1

22.10

Периферическая нервная система. Лабораторная работа №3 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

1

26.10

Железы внутренней секреции и гормоны.

1

29.10

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

 1

9.11

Обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция»

1

12.11

Система опоры и движения. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости»

1

16.11

Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением.

1

19.11

Первая помощь при повреждении скелета.

1

23.11

Мышцы, их строение и функции. Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела»

1

26.11

Работа мышц. Управление движением. Утомление. Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе

1

30.11

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»

1

3.12

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

1

7.12

Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.

1

10.12

Строение и функции эритроцитов. Группа крови.  Переливание крови. Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

1

14.12

Лейкоциты. Иммунитет.

1

17.12

Органы кровообращения. Круги кровообращения.

1

21.12

Строение сердца. Работа сердца.

1

24.12

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лимфообращение. Лабораторная работа №9. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Лабораторная работа №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

1

11.01

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Опыты, выясняющие природу пульса. Лабораторная работа №11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1

14.01

Первая помощь при кровотечениях.

1

18.01

Дыхание. Строение и функции органов дыхания.

1

21.01

Дыхательные движения, их регуляция. Лабораторная работа №12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

1

25.01

Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

1

28.01

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

1

1.02

Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем»

1

4.02

Пищеварение. Питание и пищеварение.

1

8.02

Пищеварение в полости рта. Глотание. Лабораторная работа №13 «Действие ферментов слюны на крахмал»

1

11.02

Пищеварение в желудке. Исследование И.П. Павлова в области пищеварения.

1

15.02

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

1

18.02

Гигиена питания.

1

22.02

Обмен веществ и энергии. Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, углеводов, белков, воды и минеральных веществ. Лабораторная работа №14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

25.02

Витамины.

1

1.03

Нормы питания. Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

1

4.03

Выделение. Строение и функции почек.

1

8.03

Образование мочи. Регуляция мочеобразования.

1

11.03

Кожа. Строение и значение кожи.

1

15.03

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

18.03

Гигиена кожи, одежды и обуви.

1

29.03

Сенсорные системы организма. Значение органов чувств. Анализаторы.

1

1.04

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

1

5.04

Зрительное восприятие. Гигиена зрения. Лабораторная работа №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

1

8.04

Строение и функции органа слуха.

1

12.04

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

1

15.04

Основы учения о высшей нервной деятельности. Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

1

19.04

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

22.04

Речь и мышление. Познавательные процессы.

1

26.04

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа №18 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

1

29.04

Биологические ритмы. Сон и сновидения.

1

3.05

Личность. Характер. Темперамент.

1

6.05

Индивидуальное развитие человека. Размножение в органическом мире.

1

10.05

Оплодотворение. Беременность. Развитие зародыша и плода. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

13.05

Развитие человека после рождения. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции передающиеся половым, путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика

1

17.05

Итоговое контрольное тестирование работа.

1

20.05

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

1

24.05

Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.

1

27.05

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни

1

31.05

Лист изменений в календарно-тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 6 класс, по учебнику Н.Я. Виленкина, 5 часов в неделю

Рабочая программа по математике 6 класс, по учебнику Н.Я.Виленкина, 5 часов в неделю.Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, учебно -методический комплект, критерии оценивания знаний ...

Рабочая программа по математике. 6 класс. Н.Я. Виленкин и др. (6 часов в неделю)

Рабочая программа по математике. 6 класс. Н.Я. Виленкин и др. (6 часов в неделю)...

Рабочая программа по алгебре 9 класс, по УМК Макарычев и др., 4 часа в неделю

Рабочая программа для 9 класса по учебнику Макарычева, 4 часа в неделю...

Рабочая программа по алгебре 10 класс профильный уровень по учебнику Мордковича ( 4 часа в неделю)

Рабочая программа по алгебре 10 класс профильный уровень по учебнику Мордковича( 4 часа в неделю)...

Рабочая программа по математике 4 класс 8 вид(обучение на дому) 2 часа в неделю

Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общераз...

Рабочая программа по биологии для 6 класса. ФГОС . Пасечник В.В. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии для 6 класса в соответствии с ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю....

ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 3 часа в неделю

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем.  Ба...