Рабочие программы по биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Столярова Светлана Валерьевна

Представлены рабочие программы по биологии, УМК Сонин Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_6_kl.1chas.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Пояснительная записка

к тематическому планированию раздела биологии «Живой организм», 6 класс.

Курс « Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности, В тематическом планировании представлены разнообразные типы уроков, что позволит развить учебно-познавательную  деятельность школьников на всех этапах урока. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное включение учащихся в решение различных познавательных задач, формирование у них приёмов работы, поэтому особое значение уделяется практической направленности учебных занятий. При усвоении знаний об особенностях строения и функций организмов, их развития многообразия решаются важнейшие воспитательные задачи. Происходит формирование научного мировоззрения, эстетическое и экологическое воспитание.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражения цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп живых организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Для повышения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столь на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразовании., обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору. Анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. Их мотивированности к  самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Временное требование к образовательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.).
  2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999г.).
  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ №1089 от 05.03. 2004г.).
  4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (Приказ №1312 от 09.03.2004г.).
  5. Примерная программа основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования  по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 -11 классы. – М.:  Дрофа, 2009 – 256с.//.

Цели изучения курса

  1. Приготовить школьников к усвоению элементарных понятий систематики, генетики, экологии в начале изучения биологических дисциплин.
  2. Усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности живых организмов, их индивидуальном и историческом развитии.
  3. Формировать знания о функционировании и многообразии экологических систем, их изменении под влиянием человеческой деятельности.
  4. Научит принимать экологически правильные решения в области природопользования.
  5. изучить роль биотических и абиотических факторов в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.

КОМПЕТЕНЦИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умение разделять процесс на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи.

В ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему; приходить к решению проблемы; делать выводы по проблеме;

Классифицировать факты, явления, понятия природы.

Определение структуры объёма познания, поиск и выделение значимых, фундаментальных связей и отношений между частями целого

Использовать для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

Определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов.

Сравнение, сопоставлении, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям , критериям.

творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности.

Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; развитие творческих способностей и натуралистических умений, научного мировоззрения; воспитание гуманности, экологической культуры, патриотизма; а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

  1. Выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

  1. основные признаки живого; химический состав клетки; особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия в строении и жизнедеятельности животной и растительной клетки, основные черты строения ядерной клетки, типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и системы органов.
  2.  основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов, характеристику природного сообщества.

  1. Раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

  1. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов.

  1. Сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  1. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни

- участвовать в мероприятиях по охране природы;

- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственности, правовых норм, эстетических ценностей.

        

   

                                             

                                                             Структура курса.

№п\п

Модуль (ГЛАВА)

 ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Раздел1         Строение  и  свойства  живых  организмов

  1. Тема 1.1.Основные свойства живых организмов
  2. Тема 1.3.Строение растительных и животных клеток
  3. Тема 1.4.Ткани растений и животных
  4. Тема 1.5.Органы и системы органов
  5. Тема 1.3. Растения и животные как целостный организм

           10

1

2

2

4

1

2

Раздел 2         Жизнедеятельность организмов

  1.       Тема 2.1.Питание и пищеварение
  2. Тема 2.2.Дыхание
  3. Тема 2.3. Передвижение веществ в организме
  4. Тема 2.4.Выделение
  5. Тема 2.5. Опорные системы
  6. Тема 2.6.Движение
  7. Тема 2.7. регуляция процессов жизнедеятельности
  8. Тема 2.8. Размножение
  9. Тема 2.9. Рост и развитие

           23

4

2

2

2

2

2

3

3

3

3

 Раздел3         Организм и среда

  1. Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды
  2. Тема 3.2. Природные сообщества

           2

1

1

4

                                                                                                                     Всего            

           35

5

                                                                                                   Резервное время

            -

 

Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты  уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя сентября

б) Текущий контроль – после изучения большой темы

в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест


Тема № 1  Строение и свойства живых организмов.

Цели и задачи темы.

Образовательные.    Расширить представления учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях, отличающие  

                                   тела неживой природы. Углубить знания о клеточном строении растений и животных; о клетке, как  

                                   структурной и развивающей единице живого; о многообразии тканей, об органах растений.

Развивающие.           Раскрыть взаимосвязь, обесчещивающую целостность  живых организмов, а также показать сходства в

                                   строение и жизнедеятельности растительной и животной клетки, как свидетельство их родства и

                                   общности происхождения.

Воспитательные.      Доказать единство происхождения всего живого. Совершенствовать умение работать с

                                    микроскопом, наблюдать, сравнивать и делать выводы; работать с учебником.

Тема № 2 Жизнедеятельность живых  организмов

Цели и задачи темы.

Образовательная.      Обеспечить учащихся знаниями о жизнедеятельности организмов: питании, дыхании, передвижении веществ в растении, перенос веществ у животных, выделении, обмене веществ, как о главном признаке жизни.

Развивающая.            Показать способность организмов к размножению, росту и развитию, отличающих их от неживой природы.

Воспитательная.        Дать понятие об ойкумене живых организмов. Основные положения теории витализма.

                               Тема №3 организм и среда. Природные сообщества.

Цели и задачи темы.

Образовательная.     Обеспечить усвоение учащимися знаний о среде обитания организмов, о её экологических факторах  

                                   (живой и неживой природы, антропогенного фактора); раскрыть понятие природного сообщества,

                                   показать их разнообразие, основные компоненты: производители, потребители, разрушители.

Развивающая.           Сформировать умения составлять простые цепи питания, работать с натуральными объектами.

Воспитательная.       Понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

                                                                                                     

Учебная  программа сориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.; Дрофа, 2006,- 176с.;

а также методическое пособие для учителя:

  1. Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И. «Биология.   Живой организм» 6 класс: . – М.; Дрофа, 2006,- 07 гг.;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 2 -11 классы. . – М.; Дрофа, 2005г.
  3. Сборник нормативных документов. Биология /Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. . – М.; Дрофа, 2006,-

Дополнительная литература для учителя:

  1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» . – М.; Дрофа, 2006,-
  2. И.А. Актёров «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» . – М.; Дрофа, 2006,-

Литература для учащихся

Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология.   Живой организм» 6 класс: . – М.; Дрофа, 2006,- 07 гг.;


 

№ урока

Дата

Название урока

     Оборудование

Тип урока по дидактическим целям

Опорные знания и планируемый результат

Измерители

Д\З

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

1

Основные свойства живых организмов

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать:

Строение клетки, органоиды клетки

Строение функции животной клетки.

Отличие животной и растительной клетки.

Уметь определять.

Типы тканей

Орган и системы органов.

Строение и функции корня, виды корневых систем

Раздел 1; 8-11 на стр.9

2

Строение растительной и животной клетки

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Раздел 3, задание 11 – 13 в «Рабочей тетради»

3

Строение растительной и животной клетки

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Раздел 3 о строении животной клетки

4

Ткани растений

Таблицы учебника

Изучение нового материала

5

Ткани животных

Таблицы, гербарии, натуральные объекты Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Изучение нового материала

Разд. 4, с.24,25

6

Органы цветкового растения. Корень

Таблицы учебника

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Разд.4, раб. Тет.

7

Органы цветкового растения. Побег

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд. 5.с.30, 31. раб. Тетр.

8

Органы и системы органов животных

Таблицы учебника

Урок применения знаний, умений, навыков.

9

Органы и системы органов животных

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Стр.32,33. раб. тетрадь. Задание 22

10

Растения и животные как целостные организмы

Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Изучение нового материала

Стр.22

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

11

Особенности питания растительного организма

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Определять плоды, их виды.

Типы семян. Однодольные и двудольные растения.

Системы органов у животных организмов

Разд.11. с.68. раб.тетрадь

12

Воздушное питание (фотосинтез)

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.11.

13

Особенности питания у животных

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.12.с 74.

14

Особенности строения пищеварительной системы у животных

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.12.з-е с.78

15

Дыханий растений

Таблицы, гербарии, натуральные объекты Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Изучение нового материала

Природоведение 3,5 класс.

Учащиеся должны знать:

Сущность понятий фотосинтез, дыхание, питание, рост. Физиологию данных процессов.

значение передвижения.

Понимать, как происходила эволюция систем

строения скелета позвоночных животных. Внутренний и внешний скелет

Роль нервной системы в передвижении.

Отделы нервной системы.

Ростовые вещества.

Гомоны щитовидной железы, гипофиз.

Биологическое значение размножения

Видоизменённые побеги.

Биологическое значение размножения

Разд.12, с.75

16

Органы дыхания животных организмов

Таблицы учебника

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Разд.13,с.80

17

Передвижение  веществ в растении

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.14, с.90

18

Особенности переноса веществ у животных

Таблицы учебника

Урок применения знаний, умений, навыков.

Разд.15,с.93

19

Выделение у растений и позвоночных животных.

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.16, с. 98. р.т.

20

Обмен веществ и энергии у живых организмов

Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Изучение нового материала

Разд.17, с.114. рисунки  

21

Опорные системы и их значение в жизни организмов

Таблицы учебника

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Разд.18, с.122-123.р.т.

22

Опорные системы растений и позвоночных животных. Л./р. № 9 «Строение костей»

Таблицы учебника

Урок контроля знании.

Разд.19с. 127.

23

Движение животных организмов

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.11. с.68. раб.тетрадь

24

Движение растений

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.11.

25

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.12.с 74.

26

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязь с окружающей средой

Таблицы, гербарии, натуральные объекты Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Изучение нового материала

Разд.12.з-е с.78

27

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Рост растений

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.12, с.75

28

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.13,с.80

29

Вегетативное размножение растений. Л/р №16 « Черенкование комнатных растений»

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.14, с.90

30

Половое размножение животных.

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.15,с.93

31

Рост и развитие растений

Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Разд.16, с. 98. р.т.

32

Особенности индивидуального развития цветкового растения

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.17, с.114. рисунки  

33

Рост и развитие животных

Таблицы учебника

Разд.18, с.122-123.р.т.

Раздел 3. Организм и среда

34

Среда обитания. Факторы среды

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Природоведение 5 класс.

Знать. Определение среды обитания. Внешние факторы среды обитания: свет, влажность, температура, на живые организмы. взаимосвязь живых организмов.

Уметь.  Составлять цепи питания.

Разд.11. с.68. раб.тетрадь

35

Природные сообщества

Таблицы учебника

Изучение нового материала

Разд.11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...