Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
план-конспект занятия по алгебре (10 класс)

Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики

по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»

Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций»

Тип урока: урок формирования новых знаний на основе исследовательской работы.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно.

Задачи урока.

Коррекционно-образовательные:

  • создать условия на уроке для понимания обучающимися причин изменений графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов;
  • показать внедрение компьютерных технологий в обучение математике, интеграцию двух предметов-алгебры и информатики;
  • формировать навыки использования КТ на уроках математики.

Коррекционно-развивающие:

  • обеспечить развитие познавательного интереса у обучающихся;
  • обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Коррекционно-воспитывающие:

  • помочь воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
  • научить отстаивать свою точку зрения.

Техническое обеспечение:

  • компьютеры с установленной средой программирования,
  • мультимедиапроектор,
  • индивидуальный раздаточный материал: задания для групп, карточки с заданиями для самостоятельной работы,
  • презентация по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций»,
  • шаблоны графиков, цветные карандаши.

Структура урока

Части, блоки

Время

Организационный момент. Целеполагание.

2 мин

«Математическая разминка»

3 мин

Проверка домашнего задания по информатике

3 мин

Актуализация знаний по презентации

2 мин

Постановка проблемного вопроса

2 мин

Исследовательская работа на компьютерах

15 мин

Демонстрация результатов

8 мин

Домашнее задание

1 мин

Рефлексия (цветовая)

2 мин

Итоги

2 мин

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

УМ (учитель математики): здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интегрированный урок математики и информатики. Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций».

Тип урока: урок формирования новых знаний на основе исследовательской работы.

Ребята, как вы думаете, каково цель этого интегрированного урока? (говорят дети)

Слайд 1.

УИ (учитель информатики): Ребята, вы все видите, какими семимильными шагами развиваются ИТ. Перед школьным образованием стоит проблема-подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных ИТ обучения.

УМ: Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Давайте попробуем.

  1. «Математическая разминка»

УИ: Инструкция: каждому заданию соответствует буква. Каждой из этих букв соответствует верный результат. При правильном совпадении ответов и букв у вас должно получиться слово.

Слайд 2.

НАЙДИТЕ:

 К  Область определения функции у=3 -1

А  у максимум, если у=4

И Наименьший положительный период функции у=5

К  Область значений у=0,5

Н  Укажите, какой цифрой обозначена область легенды

И Наименьший положительный период функции у=0,5

В В ячейке записана формула =  Какое сообщение выдаст Excel?

С Какой клавишей надо воспользоваться, чтобы ввести формулу?

Й Какой кнопкой надо воспользоваться, чтобы удалить данные?

4

R

#дел\0!

П

2

=

R

П

х

А

4

К

R

В

#дел\0!

И

П

Н

2

С

=

К

R

И

П

Й

х


Учащиеся показывают результаты.

(Слайд 3 с фотографией Аквинского)

УМ: получилось имя философа Фомы Аквинского, который сказал:

«Знания – столь драгоценная вещь, что их не зазорно добывать из любого источника»

Слайд 4

  1. Актуализация знаний.

УИ: Ребята, откройте, пожалуйста, файлы со своей домашней работой. Вы должны были построить графики квадратичной функции при различных коэффициентах.

  • В какой программе вы работали?
  • Какими объектами программы вы пользовались при построении?
  • А что такое диаграмма?
  • Какие возможности Excel вам помогли в работе?
  • Что такое автозаполнение и как выглядит маркер автозаполнения?
  • Можете ли вы сказать, что программа Excel позволяет построить несколько графиков функций и провести их исследование быстрее, чем вручную?

(Слайды с параболами)

Просмотр презентации по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций».

  1. Постановка проблемного вопроса.

УМ: как все было просто с квадратичной функцией! Автоматично… Но мы изучили тему «Графики тригонометрических функций» и должны научиться их преобразовывать.

(Слайд с проблемой)

Проблема, которую мы должны решить сегодня – как вид графика зависит от коэффициентов, вводимых в функцию, и не поможет ли нам в этом именно квадратичная функция?

УИ: Используя алгоритм построения графиков функций, по которому вы работали дома при построении графиков квадратичной функции в зависимости от коэффициентов к графикам тригонометрических функций.

  1. Исследовательская работа на компьютерах.

(слайд с заданиями)

Задания для исследовательской работы:

1 группа

Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов.

Y= sin x +b, (рассмотреть случаи для b>0 и b <0 )

(рассмотреть случаи для b>0 и b<0 )

На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.

2 группа

Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов.

Y= sina x, (рассмотреть случаи для а>1 и 0 0)

На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.

3 группа

Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов.

Y= sin (x+b), (рассмотреть случаи для b>0 и b<0 )

На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.

(Слайд словарь урока)

  1. Демонстрация результатов

С помощью локальной сети и мультимедийного проектора группы демонстрируют результаты своей работы, делают выводы.

При объяснении должны быть использованы термины, выведенными на слайде: параллельный перенос на вектор (0;b) вдоль оси ординат, растяжение вдоль оси ОХ, параллельный перенос вдоль оси абсцисс на вектор (а;0).

(Слайды с выводами)

Вывод 1 группы: Для построения графика функции Y=Sinx+b, надо перенести график Y=Sinx на вектор (0,b), если b>0 или на вектор (0; -b), если b<о.

Вывод 2 группы: Для построения графика функции Y=sin ах надо подвергнуть график функции y= sin х растяжению с коэффициентом а. Замечание: Если 0 <а<1 то растяжение с коэффициентом а часто называют сжатием.

Вывод 3 группы: График функции у=sin(x+b) получается из графика у=sinx переносом вдоль оси абсцисс на вектор (b;0) если b<0, или на вектор (-b;0), если

b> 0.

Другие учащиеся записывают результаты исследований и выводы в тетрадь.

(После объяснения учащегося должен появиться слайд с теорией для записей)

Физкультминутка.

  1. Закрепление (самостоятельная работа, выполняемая с помощь шаблонов в тетрадях)

Построить графики функций: у = sin x+2, y= sin2x.

  1. Самопроверка на компьютерах, самооценка.
  2. Творческое задание.

Какое из свойств тригонометрических функций вы видите в каждой из этих пословиц?

Поднять табличку!

Пословицы и поговорки

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • У дороги конца нет.
  • Повторенье - мать ученья.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не поднять.
  • Оглядывайся на себя по три раза в день.
  • Выше меры конь не скачет.

Таблички - заготовки:

  • периодичность,
  • непрерывность,
  • симметричность,
  • наличие максимумов и минимумов,
  • безграничность D(f)
  • ограниченность Е(f)

(слайд с домашним заданием)

  1. Домашнее задание.

По математике: §2, п.3, стр. 23-27, преобразования знать, Nº 48 (б), Nº50 (а.в)

По информатике: построить синусоиду расчёта своей физической и умственной активности по формуле: у=Sin(2П(t-t0\tk)

  1. Итог урока.

УИ: Мы сегодня на уроке подтвердили истину восточной мудрости (хочется на это надеяться), которая гласит: скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму. Сегодня вы делали все сами. За это время вы попытались показать ваши знания и умения по двум предметам: алгебре и началам анализа, и информатике.

УМ: Сегодня на уроке вы исследовали математическую проблему с помощью компьютера. Подчеркиваю, вы исследовали с помощью ИКТ.

Начинается век.

Продолжается век.

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда, никому

Не отдаст человек

Своего превосходства

Самым умным на свете машинам.

Спасибо за урок, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"

Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"

Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"

Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной тема обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной....