Как построить график функции у=f(x+l), зная график функции у=f(x)?
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Бакланова Светлана Николаевна

Урок алгебрв в 8 классе построен как мини-исследование. На уроке использована виртуальная лаборатория "Дрофа" для построения графиков функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_uroku.docx40.8 КБ
Файл preobrazovaniya.pptx188.05 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя:  В соавторстве: Мальцева Елена Ивановна; Бакланова Светлана Николаевна

Должность: учитель

МБОУ «Степновская СОШ»

Предмет: алгебра

Класс: 8

Тема урока: «Как построить график функции у= f(x+l) если известен график функции у=f(x)» 

Базовый учебник: Алгебра. 8 класс, А.Г. Мордкович 

Место в общей структуре курса: данный урок входит в тему «Квадратичная фунцция. Функция  .

Тип урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

Целевые  установки на достижение планируемых результатов:

- личностные: 

   обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых правил, провести рефлексию деятельности после проделанной работы, уважение к личности и ее достоинству, устойчивый познавательный интерес, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, потребность в самовыражении и самореализации. 

- метапредметные:  

  формировать умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока,

 развивать операции мышления (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация),

формировать отдельные составляющие исследовательской деятельности (умения выдвигать гипотезы ,умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения).

- предметные:

1) добиться усвоения учащимися правил построения графиков с помощью параллельного переноса;

2) выработать умение  описывать  способ деятельности (алгоритм) для построения графика конкретной функции по правилам;

3) выработать умение строить графики по составленному алгоритму.

Задачи урока:

 Образовательные:

• Исследовать положение на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулу;

Вывести правило построения графиков с помощью преобразований;

•Сформировать навыки построения графиков с помощью параллельного переноса;

Развивающие:

• развивать логическое мышление; развивать устную и письменную математическую речь;

• развивать творческие способности;

Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность, трудолюбие, усердие, аккуратность.

 


  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Параллельный перенос вдоль оси Ох,

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Владение  способом  деятельности при построении графиков, а именно обучающиеся.

будут знать:

1)Как выделить основную функцию;

2) Куда (влево или вправо) и на сколько единиц осуществить перенос.

На основе знаний будут уметь:

1)Строить график данной функции;

2) Записывать уравнение функции  по описанию

3) Записывать уравнение функции  по предложенному  графику.

УМЕНИЯ:

- Строить графики основных функций;

- Осуществлять параллельный перенос

-Устанавливать соответствие между уравнениями функций и графиками (задания из ОГЭ).

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Регулятивные УД. 

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; контроль, коррекция; целеполагание как постановка учебной задачи;

 Составление плана последовательности действий. 

Познавательные УД. 

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

 Владение общими приемами составления уравнений функций;

Обобщение;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные УД.  

Планирование и согласованное выполнение совместной  деятельности; 

Построение речевых высказываний, осуществление контроля, коррекции, оценки своих действий и действий своего партнера4

Планирование учебного сотрудничества с партнерами в группе (определение цели, функций участников группы, способов взаимодействия)

 Личностные УД. 

Самооценка. 

;

Инструкции и пояснения

(Приложение)1

1.Индивидуальный лист работы учащегося: Цветом выделены предполагаемые ответы учащихся, которые во время урока проговариваются устно.

Что отсутствует в листе, значит  самопроверка на слайдах.

2.Инструкция для уч-ся по выполнению работы в виртуальной лаборатории на отдельных листах:

1) открыть раздел функции

2)выбрать формулу соответствующую формуле вашей группы;

3)ввести параметры из первой строки, сохранить построенный график (строится автоматически;

Отработать с параметрами каждой строки

  • Вводное слово учителя

  • Распределение по группам

Группы по 4 человека(пары соседних столов). По окончании работы и подведения итогов работы возвращаются в исходное положение.

Групповая работа на этапе решения проблемы.

.

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает  о правилах работы  на уроке:

 - внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- не мешать другим группам;

- соблюдение регламента работы.

  1. Мотивационный блок

Задание.

1.Составить пары функций графики которых симметричны

2.Классификация, обобщение

Восстановление изученного преобразования.

Вывод на проблему и цель урока

Умение сравнивать, выделять общие признаки, классифицировать, обобщать

  1. Информационный блок.

Устные источники

Вопросы учителя

На этапе «Актуализации»

Устные упражнения из учебника

Первичная отработка правил

Письменные источники         

Индивидуальный лист работы учащихся.

Письменное выполнение графиков – результата работы на компьютере

Письменное выполнение упражнений из учебника

Самостоятельная работа

Источники информации для учащихся подбирает учитель

Совместная работа учитель-ученик.

  1. Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения из учебника

На этапе «Первичного закрепления»

Письменные задания из учебника

На этапе «Первичное закрепление и включение  новых знаний в систему учебных действий»

самостоятельная работа.

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка, оценка соседа.

  1. Рефлексивный.

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

             


Рабочий лист

Фамилия, имя:

Баллы

1. Запишите название темы прошлого урока: _____________________

2. Перечислите преобразования графиков функции:

1)

2)

3)

4)

3. Подчеркните среди них, преобразование, с которым знакомились на прошлом уроке

Поставьте   1балл за верный ответ   0 за неверный

4. Выберите пары функций, графики которых можно построить, используя симметрию относительно оси Ох.

1) у=;     2) у=   3) у=;       4)у=;          5) у=;     6) у=

Пары: __________________________________________________

Поставьте   2 балла – все ответы верны;  1 балл – несколько пар верны; 0 – все неверны

5. Проведите классификацию функций, разбив их на группы. Назовите общий признак для каждой группы.

1);          2) у=;        

3) ;     4) у=;    

5)        6)           

 7)         8) у=

Поставьте 2 балла за верную классификацию;  0 - неверная

6. Составить   и запиши общую формулу преобразования_________

Напротив задания    выставите  себе   2балла  за верный ответ   0 за неверный

7.Заполните таблицу для функции у =а 

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=

5

6

У=

  • 2 балла  если все верно
  •   выставите  себе   1 балл  если 1 ошибка
  • 0  если больше 1 ошибки

Вопросы:

1) Как построить график функции у=f(х+l), если известен график функции у=f(х)?

Запишите свои предположения:

Ход урока.

1. Актуализация знаний. Заполнение рабочих листов.

Проверка на слайдах. Выставление баллов.

(Слайды 2-9)

2.  Вопросы:

1) Как построить график функции у=f(х+l), если известен график функции у=f(х)?

2) Как построить график функции у=f(х)+m, если известен график функции у=f(х)?

Выскажите предположения, как бы вы ответили на данные вопросы.

       Гипотезы, всегда требуют проверки!

 Раз у нас есть проблема надо ее разрешить, поможет нам в этом Виртуальная лаборатория, проведем некоторое исследование. Что мы должны выделить? (уч-ся  делают это не первый раз)

Объект, предмет (слайд10)

3. .Работа в группах в Виртуальной лаборатории Графики функций

  • №1. Группа1. Заполните таблицу для функции у = а(х+, указав значения переменных а, р и q. Укажите в последней строке таблицы общий вид функций под номерами 2-5

Б)

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=(

5

  • Группа2. Заполните таблицу для функции у=+ q, указав значения переменных а; р и q. Укажите в последней строке таблицы общий вид функций под номерами 2-5

Б)

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=

5

  • Группа3. Заполните таблицу для функции у=+ q, указав значения переменных а; р и q. Укажите в последней строке таблицы общий вид функций под номерами 2-5

Б)

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=

5

№2. Постройте графики функций, указанных в таблице в одной системе координат.

  • 1)Полученный рисунок перечертите в тетрадь.
  • 2)Проанализируйте расположение графиков функции и сделайте вывод, как можно построить графики функций под цифрами 2-5, зная график функции под цифрой 1.
  • 3) Запишите вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3 Составьте краткое выступление от группы

4 . Выступления групп. Обобщение выводов всех групп и составление общих правил для построения графиков функций вида  у=f(х+l), у=f(х-l).(слайд  14)

Проверка правильности по учебнику   Параграф 19

5. Составить инструкцию пользователя по данному правилу  (в паре)

Фронтальное обсуждение и составление.

1. Правило построения графика вида y = f(x + l)

- выделить элементарную функцию   y = f(x)

-построить график  y = f(x)  (используя таблицу элементарных функций)

- график  y = f(x)  перенести вдоль оси Ох на  l единиц влево

2.Правило построения графика вида y = f(x - l)

- выделить элементарную функцию   y = f(x)

-построить график  y = f(x)  (используя таблицу элементарных функций)

- график  y = f(x)  перенести вдоль оси Ох на  l единиц вправо

6. Работа с правилами:   выполнить  по инструкции  устно: №19.1- 19.3

7. Выполнить  письменно №19.5 – фронтально с комментарием

  №19.8б),        №19.9а) - в парах по инструкции с объяснением            

8.Самостоятельная работа

       №19.9 в) 1 вариант

       №19.10 г) 2 вариант

9.Итог (слайд17)

10. Рефлексия. (слайд 18)

1. Мне все понятно, я могу делать сам.

2. Мне правило  понятно, но требуется помощь в его применении.

3. Мне многое не понятно

Для работы на следующем уроке.

А)

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=

5

А)

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=

5

А)

функция

а

р

q

1

у=

2

у=

3

у=

4

у=

5

                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преобразования графиков функций

Слайд 2

Преобразования графика Симметрия относительно оси Ох( Оу ) Параллельный перенос (сдвиг) вдоль оси Ох на n единиц вправо или влево; Параллельный перенос (сдвиг) вдоль оси Оу на m единиц вверх или вниз Сжатие или растяжение графика к оси Ох или Оу

Слайд 3

Составьте пары у= у = у= у = у= У= В чем отличие графиков? Проверка: и 4) и 6) и 5)

Слайд 4

Х У 0 y = – х 2 1 1 y = х 2

Слайд 5

Х У 0 1 1

Слайд 6

Х У 0 1 -1

Слайд 7

Как построить график функции у=- f (х), если известен график функции у= f (х) Чтобы построить график функции у=- f (х), если известен график функции у= f (х ) нужно … п остроить график симметричный графику функции у= f (х) относительно оси Ох

Слайд 8

Проведите классификацию функций разбив их на группы. Назовите общий признак для каждой группы. Попытайтесь составить формулу общего вида для каждой группы .

Слайд 9

Заполните таблицу для функции у=а(х+ p) 2 +q функция а р q 1 у = х 2 2 у = х 2 +10 3 у = 2х 2 -1 4 у = (х-10) 2 5 у = (х+3) 2 6 у = х 2 -5 1 0 0 1 0 10 2 0 -1 1 -10 0 1 3 0 1 0 -5

Слайд 10

Объект: График функции Предмет: Зависимость расположения графика функции на координатной плоскости от значений параметров p и q

Слайд 11

Главный вопрос урока Как построить график функции у=f( х+l ), если известен график функции у=f(х )?

Слайд 12

Группа №1 Вывод: Группа №2 Вывод: Группа №3 Вывод: Общее правило:

Слайд 13

Фамилия За что отвечает? Какую работу сделал в группе? Как выполнил? 1 2 3 4

Слайд 14

Выводы 1.Правило построения графика вида y = f ( x + l ) - выделить элементарную функцию y = f ( x ) -построить график y = f ( x ) - график y = f ( x ) перенести вдоль оси Ох на l единиц влево 2.Правило построения графика вида y = f ( x - l ) - выделить элементарную функцию y = f ( x ) -построить график y = f ( x ) - график y = f ( x ) перенести вдоль оси Ох на l единиц вправо

Слайд 15

Итог урока Домашнее задание: правила, сделать шаблоны графиков у= ; у= I уровень №19.6 а) б), №19. 7 а) б) Б II уровень №19. 7 а) №19. 35 а) №19.38а) П Подсчитайте количество баллов и поставьте оценку 9баллов - «5» 8-7 баллов – «4» 5-6 баллов - «3»

Слайд 16

Рефлексия 1. Мне все понятно, я могу делать сам. 2. Мне правило понятно, но требуется помощь в его применении. 3.Мне многое не понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Как построить график функции y=mf(x), если известен график функции y=f(x)"

Используя презентацию, научить строить графики функции вида y = mf(x), если известен график функции y=f(x). При усвоении материала главную роль играют наглядность - слайды. Учитель использовал сл...

Урок закрепления изученного по теме "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)."

Данный урок поможет в игровой форме закрепить умение строить графики функций, используя алгоритмы параллельного переноса графика функций и построения дополнительной системы координат....

Презентация к уроку "Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".

В данной презентации показаны способы построения графиков функций с использованием алгоритмов параллельного переноса графиков основных функций....

"Как построить график функции y=f(x+l) и график функции y=f(x)+m, зная y=f(x)"

Презентации к урокам по теме "Как построить график функции y=f(x+l) и график функции y=f(x)+m, зная y=f(x)" могут быть использованы в 8,9 классах как при изучении нового материала , так и при работе с...

Как построить график функции y=f(x+1)+m, если известен график функции y=f(x)

Разработка урока по теме "Как построить график функции y=f(x+1)+m, если известен график функции y=f(x)", 8 класс будет интересна  для учителей....

Самостоятельная работа по алгебре 8 класс по теме: «Как построить график функции у = f (х) + m , если известен график функции у = f (х)».

Самостоятельная работа состоит из двух вариантов..  Построить график функции  у = f (х) + m,  использую шаблон функции у = f (х)...