Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств"
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему

Сафина Гузель Рашидовна

Решение уравнений и неравенств – один их наиболее трудных вопросов математики. Для того чтобы правильно решить уравнение или неравенство нужно уметь проводить тождественные преобразования входящих в него выражений; безошибочно вычислять; нужно знать, какие способы решения уравнений или неравенств нужно применять в данном случае. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_safinoy_g.r.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ п. Победа» Азнакаевского муниципального района РТ

Программа элективного курса по математике

«Решение уравнений и неравенств»

для обучающихся 9-11 классов

                                                Автор - составитель: Сафина Гузель Рашидовна –

                                                     учитель математики  МБОУ «СОШ п. Победа»  

                                         Азнакаевского  муниципального района

                                                                Республики Татарстан

2015 год

Пояснительная записка.

   Во время обучения в школе учащиеся решают различные виды уравнений и неравенств. За эти годы ученики решают множество линейных, квадратных, дробно – рациональных уравнений и неравенств. Однако в 10-11 классах при решении показательных, логарифмических уравнений, когда после преобразований ученик переходит к алгебраическому уравнению, он все равно допускает много ошибок. Решение уравнений и неравенств – один их наиболее трудных вопросов математики. Для того чтобы правильно решить уравнение или неравенство нужно уметь проводить тождественные преобразования входящих в него выражений; безошибочно вычислять; нужно знать, какие способы решения уравнений или неравенств нужно применять в данном случае. Так как на изучение уравнений и неравенств в старшей школе отводится недостаточное количество часов, а при их решении ученик должен владеть целым комплексом знаний, умений, навыков, то уравнения и неравенства, изучаемые в 10-11 классах, осваиваются хуже. Того объема упражнений, который предлагается в учебниках по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, недостаточно для формирования умения решать уравнения и неравенства. Восполнить этот пробел поможет предлагаемый курс «Решение уравнений и неравенств». Кроме того, каждому ученику, желающему успешно сдать ЕГЭ,  совершенно необходимы навыки решения уравнений и неравенств. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой.

   Цели курса:

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

- систематизировать и обобщить изученных учащимися методов решений уравнений и неравенств;

- вывести некоторые нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;

- помочь осознать своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

   Задачи курса:

- научить учащихся решать уравнения и неравенства с более высоким уровнем сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений;

- помочь ученику оценить свой потенциал для дальнейшего образования.

   Данный курс рассчитан на 17 часов: 6 часов отводится на изучение теоретического материала, 11 часов – на практическую работу.

   В первом разделе рассматриваются стандартные методы решения уравнений и неравенств. Эти методы закрепляются с помощью большого числа упражнений, которые постепенно усложняются большим количеством элементарных шагов, приводящих к применению определенного метода.

   Во втором разделе «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» рассматривается применение функционально – графического метода. Решение уравнений и неравенств сводится к применению различных свойств тригонометрических, показательных и логарифмических функций.

   В третьем разделе «Решение разнообразных задач по всему курсу» рассматриваются материалы для подготовки к ЕГЭ, решаются уравнения и неравенства повышенного уровня сложности.

   Каждый раздел включает в себя теоретический материал, задачи,  решаемые с учителем, задачи для самостоятельного решения (приложение 1), по окончании курса проводится итоговая практическая работа (приложение2). Основная форма организации учебных занятий  практическая работа.

   Данную программу можно эффективно использовать в 9-11 класса с любой степенью подготовленности, а так же она способствует развитию познавательного интереса, мышления учащихся.

Содержание программы.

Раздел 1. Стандартные методы решения тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств (9 часов).

   Простейшие уравнения и неравенства. Применение формул тождественных преобразований при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Метод замены. Метод разложения на множители.

   Форма занятий: практическая работа в парах, в группе.

   Метод обучения: беседа, создание учебной ситуации.

   Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Раздел 2. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств(4 часа).

   Ограниченность. Монотонность. Свойства ограниченности и монотонности тригонометрических, показательных, логарифмических функций. При решении уравнений используется теорема: если f(x)a и g(x)a, то уравнение  f(x)= g(x) равносильно системе уравнений

   f(x)=a

   g(x)=a.

   Форма занятий: практическая работа, работа в парах, в группе.

   Метод обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач, создание  проблемной ситуации.

   Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач,  самостоятельная работа.

Раздел 3. Решение разнообразных задач по всему курсу (4 часа).

   Решаются уравнения и неравенства более высокого уровня сложности.

   Форма занятий: практическая работа в парах, в группе.

   Метод обучения: беседа, выполнение тренировочных задач.

   Форма контроля: итоговая проверочная работа.

Учебно – тематический план.

Темы курса

Общее количество часов

В том числе

Форма контроля

Формируемые УУД

изуче-ние нового

практика

Раздел 1. Стандартные методы решения тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств.

Самосто-ятельная работа

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

1.

Простейшие уравнения и неравенства.

2

1

1

2.

Применение формул тождественных преобразований при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств.

3

1

2

3.

Метод замены.

2

1

1

4.

Метод разложения на множители.

2

1

1

Раздел 2. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств.

Самосто-ятельная работа

1.

Ограниченность.

2

1

1

2.

Монотонность.

2

1

1

Раздел 3. Решение разнообразных задач по всему курсу.

Прове-рочная работа

1.

Решение уравнений и неравенств по всему курсу.

4

-

4

   

Литература для учителя.

  1. Бессарабов Н.Н., Зяблин В.Н., Лозовская Р.А., Сохадзе Г.В. Задания для подготовки к тестированию по математике. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2000.
  2. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. Для инженеров и учащихся вузов. – М.: Наука, 1986.
  3. Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. М.: АСТ:Астрель, 2010.
  4. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина М.В. Алгебра и начала анализа.– М.: Дрофа, 1999.
  5. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Козулин Б.В. Контрольные и проверочные работы по алгебре. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ  – 2015. Математика. М.: Национальное образование, 2015.
  8. Шепелева Ю.В.  Алгебра и начала анализа. Тематические тесты. 10 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  9. Шепелева Ю.В.  Алгебра и начала анализа. Тематические тесты. 11 класс. – М.: Просвещение, 2009.

Литература для учащихся.

  1. Аверьянов Д.И., Алтынов П.И., Баврин И.Н. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
  2. Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д. и др. Самое полное издание типовых реальных заданий ЕГЭ. – М.: АСТ:Астрель, 2010.
  3. Денищева Л.О., Карюхина Н.В., Минеева Т.Ф. Учимся решать уравнения и неравенства. – М.: Интеллект – Центр, 2006.
  4. Ефремов А.В. Алгебра и начала анализа. – Казань: Татарское книжное издательство, 1992.
  5. Замыслова А.И. Подготовка к итоговой аттестации по математике. – М.: Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
  6. Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис – пресс, 1998.
  7. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на – Дону: Легион, 2015.
  8. Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ  – 2015. Математика. М.: Национальное образование, 2015.

Приложение 1.

Задания для самостоятельной работы.

  1. tg (+x) - 2tg (2-x) + tg (3+x) - tg x = 1
  2. sin3x·cos5x – sin5x·cos3x = 0,5
  3. log= log(x²+5) – 3
  4. log(x+5)² + log(x+5) = log(x+5)³ + logx
  5. 3:3= 1
  6. sin x + sin(-x) ≥ 1  
  7. 2 cos²х ≤ 1,5
  8. (0,5)· 2≥ 0,25
  9. log(х-3) - log(х+3) > 1
  10.  cos²4х = cos 4х + 2
  11.  5·0,2 + 9· 0,2 - 2 = 0
  12.  6= 5· 6 + 6
  13.  log²(х-2) + 3 log(х-2) = - 2
  14.  log(х²+1) = 12 + log(х²+1)
  15.  2cos²х + 3cos х + 1≥0
  16.  0,5- 3·0,5 + 2>0
  17.  lg²(х-1) – lg (х-1) >6
  18.  cos2x + cos6x = 2
  19.  sin8x + sin= - 2
  20.  3- sin² x = 3
  21.  cos2x + cos6x>2
  22.  7 + sin² x ≤ 7
  23.  2 = - х + 6
  24.  х+12 = 11
  25.  lg(5х) = -3х + 7
  26.  logх = logх + 6
  27.  2 > - х + 6
  28.  log(х+6)< -2х + 7

Приложение 2.

Задания для итоговой проверочной работы.

  1. 11=1
  2. 2·5 = 200
  3. 4-3·2< 4
  4. logх + log(х+1) = 1
  5. log(х-8)² = 2 + 2 log(х-2)
  6. log(3-1) · log(3-3) = 6
  7. logх + logх – 2 ≤ 0
  8. 2 cos²х + 5sin х + 1 = 0
  9. 4 cos4x + 6sin²2х + 5cos2x = 0
  10.  sin х < cos x
  11.  2cos²х + 5cosx + 2 ≥ 0
  12.  cos2x + 5sin х + 2 ≥ 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Данный элективный курс расчитан для работы с учащимися 10 класса, направлен на формирование твердых умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств...

Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"

Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"...

Элективный курс «Модуль в уравнениях, неравенствах и графиках»

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9,10-х классов посвящён одной из ключевых тем алгебры—решению уравнений линейных и квадратных , содержащих модуль, решению неравенств линейных и ...

Элективный курс по математике "УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА". 11 класс.

Данная программа предназначена для  учащихся 11 классов.Она поможет углубить математические знания, расширить круг имеющихся математических вопросов, поможет подготовиться к итоговой аттестации и...

Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс

Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...

Элективный курс "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"

Элективный курс "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"...

Рабочая программа элективного курса "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"

Рабочая программа элективного курса "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"...