Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
календарно-тематическое планирование по алгебре на тему

Ситникова Ольга Владимировна

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.год

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 2012-2013 уч.год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено:                 Согласовано:                                       Утверждаю:  

на заседании МК                заместитель директора по УВР             Директор МБОУ СОШ№10

протокол от ________        _________  О.Н.Давыдова                          _________ Л.М.Моисеева

№ ____                                                                           приказот31.08.2012г..№___ ______Л.П.Адиева

Согласовано:

руководитель ГМО

 __________ Г.Г.Гатауллина

№___  от   28.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АЛГЕБРЕ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 8 Б  КЛАССЕ

количество  часов в год-102

количество  часов в неделю-3

Автор – составитель:

учитель математики

                                                                                                          первой категории

                                                                                                          Ситникова ОльгаВладимировна

Составлена в соответствии с программой «Математика»

Сборник программ общеобразовательных учреждений

Учебник Алгебра 8 класс

Составитель:Бурмистрова Т.А,М. «Просвещение»,2007г.

Авторы:  Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,

С.Б.Суворова    

г.Октябрьский

2012г.

Пояснительная записка

 

         Рабочая программа учебного курса алгебре для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования  ( приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования) на основе Примерной программы  основного  общего образования на базовом уровне по математике и программы курса алгебры Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. Издательство «Просвещение», Москва, 2008 г ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А, М. 2011 г.)  и учебного плана МБОУ СОШ №10  городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

 

Место предмета в  базисном  учебном  плане МБОУ СОШ №10

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего(полного) общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часов в неделю в 8 классе.  

Цели изучения математики

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  1. развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  2. сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  3. овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  4. изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  5. получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  6. развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  7. сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 

Общая характеристика предмета

Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Требования к уровню  подготовки  учащихся

В результате изучения алгебры ученик должен

  1. знать/понимать
  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  7. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  1. уметь
  1. выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  2. применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  3. решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  4. решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  5. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  6. определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  7. описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  4. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Содержание  рабочей программы

1.   Рациональные дроби (23 ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2.   Квадратные корни (17 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

3.   Квадратные уравнения (22 ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4.   Неравенства (18 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5.   Степень с целым показателем. (13 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

6. Повторение 

Оценка достижений планируемых результатов

1. Контрольная работа №1 по теме : «Сложение и вычитание дробей.»

2. Контрольная работа №2 по теме : «Преобразование рациональных выражений.»

3. Контрольная работа №3 по теме : « Свойства арифметического квадратного корня»

4. Контрольная работа №4 по теме : «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.»

5. Контрольная работа №5 по теме : «Квадратные уравнения »

6. Контрольная работа №6 по теме : «Дробные рациональные уравнения»

7. Контрольная работа №7 по теме : «Числовые промежутки.»

8. Контрольная работа №8 по теме : « Системы неравенств с одной переменной.»

9.Контрольная работа №9  по теме : «Степень с целым показателем »

10.  Итоговая контрольная работа .

Календарно-тематическое планирование

№ ур

№ п.п

Наименование темы

Кол. час.

Дата по плану

Дата факт.

Примечание

I триместр

Вводное повторение.

1

1

Разложение многочленов на множители.

1

4.09

2

2

Тождества.

1

8.09

3

3

Сокращение алгебраических дробей.

1

8.09

Рациональные дроби

23

Рациональные дроби и их свойства

4

4

1

 Рациональные выражения.

1

11.09

5

2

Основное свойство алгебраической дроби.

1

15.09

6

3

Сокращение дробей.

1

15.09

7

4

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

18.09

Сумма и разность дробей

6

8

1

Сложение и вычитание   дробей с одинаковыми знаменателями

1

22.09

9

2

Упрощение выражений с одинаковыми знаменателями

1

22.09

10

3

Сложение и вычитание   дробей с разными знаменателями

1

25.09

11

4

Сложение и вычитание целого выражения и дроби.

1

29.09

12

5

Представление дроби в виде суммы дробей.

1

29.09

13

6

Контрольная работа № 1 "Сложение и вычитание  дробей "

1

2.10

Произведение и частное дробей

10

14

1

Умножение  дробей.

1

6.10

15

2

Возведение   дроби в степень.

1

6.10

16

3

Нахождение значений выражений.

1

9.10

17

4

Деление   дробей.

1

13.10

18

5

Деление дроби на многочлен.

1

13.10

19

6

Введение новой переменной при преобразовании выражений.

1

16.10

20

7

Преобразование рациональных выражений.

1

20.10

21

8

Функция y=k/x, ее свойства и график.

1

20.10

22

9

Обобщающий урок по теме: «Произведение и частное дробей»

1

23.10

23

10

Контрольная работа № 2 "Преобразование рациональных выражений".

1

27.10

Квадратные корни

19

Действительные числа

2

24

1

Рациональные числа

1

27.10

25

2

Иррациональные числа

1

30.10

Арифметический квадратный корень

5

26

1

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

1

6.11

27

2

Уравнение x²=а

1

10.11

28

3

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

1

10.11

29

4

Функция y=√‾x, ее свойства и график.

1

13.11

30

5

Графическое решение уравнений

1

17.11

Свойства арифметического квадратного корня

4

31

1

Квадратный корень из произведения.

1

17.11

32

2

Квадратный корень из дроби.

1

20.11

33

3

Квадратный корень из степени.

1

24.11

34

4

Контрольная работа № 3 " Свойства арифметического квадратного корня”.

1

24.11

Применение свойств арифметического квадратного корня

8

35

1

Вынесение множителя за знак корня.

1

27.11

II триместр

36

2

Внесение множителя под знак корня.

1

1.12

37

3

Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня

1

1.12

38

4

Сокращение дробей, содержащих радикал.

1

4.12

39

5

Освобождение от иррациональности в знаменателе.

1

8.12

40

6

Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня, заменой переменной.

1

8.12

41

7

Обобщающий урок по теме: «Квадратные корни»

1

11.12

42

8

Контрольная работа № 4 "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни”.

1

15.12

Квадратные уравнения

21

Квадратное уравнение и его корни

11

43

1

Неполные квадратные уравнения

1

15.12

44

2

Решение неполных квадратных уравнений

1

18.12

45

3

Формула корней квадратного уравнения .

1

22.12

46

4

Решение квадратных уравнений.

1

22.12

47

5

Формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом.

1

25.12

48

6

Решение квадратных уравнений.

1

15.01

49

7

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

19.01

50

8

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

19.01

51

9

Теорема Виета

1

22.01

52

10

Обобщающий урок по теме: «Квадратные уравнения»

1

26.01

53

11

Контрольная работа № 5 "Квадратные уравнения».

1

26.01

Дробные рациональные уравнения

10

54

1

Рациональные уравнения

1

29.01

55

2

Решение рациональных уравнений

1

2.02

56

3

Решение рациональных уравнений преобразованием их в простейшие целые уравнения.

1

2.02

57

4

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной.

1

5.02

58

5

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

9.02

59

6

Решение задач на движение с помощью рациональных уравнений.

1

9.02

60

7

Решение задач на движение с помощью рациональных уравнений.

1

12.02

61

8

Решение задач на работу с помощью рациональных уравнений.

1

16.02

62

9

Обобщающий урок по теме: «Рациональные уравнения»

1

16.02

63

10

Контрольная работа № 6 "Дробные рациональные уравнения".

1

19.02

Неравенства

20

Числовые неравенства и их свойства

9

64

1

Числовые неравенства

1

26.02

III триместр

 65

2

Доказательство неравенств.

1

2.03

66

3

Свойства числовых неравенств.

1

2.03

67

4

Применение свойств числовых неравенств

1

5.03

68

5

Сложение числовых неравенств.

1

9.03

69

6

Умножение числовых неравенств.

1

9.03

70

7

Погрешность и точность приближения.

1

12.03

71

8

Обобщающий урок по теме: «Числовые неравенства»

1

16.03

72

9

Контрольная работа № 7 "Числовые промежутки".

1

16.03

Неравенства с одной переменной и их системы

11

73

1

Пересечение и объединение множеств.

1

19.03

74

2

Числовые промежутки.

1

23.03

75

3

Нахождение пересечения и объединения числовых промежутков

1

23.03

76

4

Решение неравенств с одной переменной.

1

2.04

77

5

Решение неравенств с одной переменной.

1

6.04

78

6

Решение неравенств с одной переменной.

1

6.04

79

7

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

9.04

80

8

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

13.04

81

9

Решение двойных неравенств.

1

13.04

82

10

Обобщающий урок по теме: «Неравенства»

1

16.04

83

11

Контрольная работа № 8 "Системы неравенств с одной переменной"

1

20.04

Степень с целым показателем. Элементы статистики

11

Степень с целым показателем и её свойства

7

84

1

Степень с отрицательным целым показателем

1

20.04

85

2

Свойства степени с целым показателем.

1

23.04

86

3

Применение свойств степени с целым показателем при преобразовании выражений

1

27.04

87

4

Стандартный вид числа

1

27.04

88

5

Определение порядка числа.

1

30.04

89

6

Обобщающий урок по теме: «Степень с целым показателем и её свойства»

1

4.05

90

7

Контрольная работа № 9 "Степень с целым показателем"

1

4.05

Элементы статистики

4

91

1

Сбор и группировка статистических данных.

1

7.05

92

2

Статистическое оценивание и прогноз

1

11.05

93

3

Наглядное представление статистической информации.

1

11.05

94

4

Построение диаграмм.

1

14.05

Итоговое повторение

8

95

1

Преобразование рациональных выражений.

1

18.05

96

2

Сокращение дробей.

1

18.05

97

3

Решение квадратных уравнений.

1

21.05

98

4

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

25.05

99

5

Решение рациональных уравнений.

1

 25.05

100

6

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

 28.05

101

7

Решение неравенств с одной переменной.

1

 

102

8

Итоговая контрольная работа.

 

 

Итого часов

102

Список литературы

  1. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 303 с.
  2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.
  4. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  5. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
  6. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
  7. Живая математика: Сборник методических материалов. М: ИНТ. – 168 с.
  8. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост. Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  10. Рубежный контроль по математике: 5-9 классы / Р. Изместьева. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  11. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Источники информации для учащихся

  1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
  3. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
  4. Живая математика: Сборник методических материалов. М: ИНТ. – 168 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено:                 Согласовано:                                       Утверждаю:  

на заседании МК                заместитель директора по УВР               Директор МБОУ СОШ№10

протокол от ________        _________  О.Н.Давыдова                         _________ Л.М.Моисеева

№ ____                                                                       приказ от 31.08.2012г. № __

__________ Л.П.Адиева

Согласовано:

руководитель ГМО

 __________ Г.Г.Гатауллина

№___  от  28.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 11 Э КЛАССЕ

количество часов в год-102

количество часов в неделю-3

                                                                               Автор – составитель:

учитель математики

                                                                                                          первой категории

                                                                                                          СитниковаОльгаВладимировна

Составлена в соответствии с программой «Математика»

Сборник программ общеобразовательных учреждений

Учебник Алгебра и начала анализа 10-11 классы

М.:Просвещение,2008г

Составитель:Бурмистрова Т.А-2010г.

Авторы:А.Н.Колмогоров,А.М.Абрамов,Ю.П.Дудницын,

Б.М.Ивлев,С.И.Шварцбурд,.

г.Октябрьский

2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала анализа» для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по алгебре и началам анализа и  программы курса «Алгебра и начала анализа» авторов А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамова др. (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа, 10-11 классы. «Просвещение»,2010. Составитель Т.А. Бурмистрова) и учебного плана МБОУ СОШ №10 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В ней приводится  распределение учебного времени между разделами курса, представленное в виде тематического планирования, согласно учебнику Колмогорова А.Н  для 10-11 классов  «Алгебра и начала анализа» общеобразовательных учреждений,Москва «Просвещение»,2008г. 

 

Место предмета в базисном учебном плане МБОУ СОШ №10

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего(полного) общего образования отводится не менее 102 часа  из расчета 3 часа в неделю в 11 классе.

Цели изучения математики

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

      формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

       развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

      овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

       воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи:

систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;              

расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать и понимать

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  2. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  3. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  4. вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь

  1. находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  2. проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  3. строить графики изученных функций;
  4. описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  5. вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; 
  6. решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  7. вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.

Содержание рабочей программы

Содержание курса алгебры 11 класса включает следующие тематические блоки:

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Повторение темы «Производная»

  4 ч

   -

2

Первообразная и интеграл

  20 ч

   2

3

Обобщение понятия степени

  14 ч

   1

4

Показательная и логарифмическая функции.

  25 ч

   1

5

Производная показательной и логарифмической функций

  13 ч

   1

6

Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа  10-11 кл.

   26 ч

   1

Итого

   102 ч

   6  

        Повторение темы «Производная» (4 ч). Нахождение производных суммы, произведения и частного. Производные сложных функций и тригонометрических функций. Признак возрастания (убывания) функций. Экстремумы функций. Наибольшие и наименьшие значения функции. Механический смысл производной. Приближенные вычисления. Касательная к графику функций.

         Основная цель: повторить и закрепить навык решения примеров и задач, связанных с производной.

Первообразная и интеграл (20 ч). Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии

         Основная цель: познакомить учащихся с понятием первообразной, с общим видом первообразных для данной функции, с простейшими свойствами первообразной; дать учащимся представление об определенном интеграле, о его вычислении с помощью формулы Ньютона-Лейбница, о его использовании для вычисления площадей криволинейных трапеций.

        Обобщение понятия степени (14 ч). Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Решение иррациональных  уравнений. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем.

      Основная цель: ввести понятие корня n-й степени из действительного числа, обосновать свойства корней и научить школьников использовать эти свойства для преобразования иррациональных выражений;  изучить функции вида у=, их свойства и графики; распространить понятие степени на случаи любых показателей степени, изучить степенные функции с любыми рациональными показателями, их свойства (включая дифференцирование и интегрирование) и графики.

Показательная и логарифмическая функции (25 ч). Показательная функция (экспонента), её свойства и график. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е. Логарифмическая функция, её свойства и график. Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Основная цель: ввести понятие логарифма положительного числа, обосновать свойства логарифмов и научить школьников использовать эти свойства для преобразования показательно-логарифмических выражений, для решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств; изучить показательную и логарифмическую функции, их свойства.

Производная показательной и логарифмической функций (13 ч). Производная показательной  функции. Число е и натуральный логарифм. Производная  логарифмической функции. Степенная функция, её свойства и график.

Основная цель: научить школьников находить производные показательной и логарифмической функций,  ввести понятие числа е, изучить степенную функцию,  ее  свойства.

Решение задач на повторение (26 ч)

Календарно-тематическое планирование

    по алгебре и началам анализа в 11Э классе

3 урока в неделю. Всего 102 урока.

№ урока

Содержание

К-во  часов

Дата по плану

Дата фактически

1

Повторение: определение производной, правила вычисления производной.

1

1.09

2

Повторение: правила вычисления производной.

1

6.09

3

Повторение: касательная к графику функции, экстремумы функции

1

6.09

4

Повторение: исследование функции

1

8.09

7. Первообразная и интеграл.

20

5

П.26. Определение первообразной.

1

13.09

6

Решение задач по теме «Определение первообразной»

1

13.09

П.27. Основное свойство первообразной.

7

Основное свойство первообразной.

1

15.09

8

Решение задач по теме «Основное свойство первообразной».

1

20.09

П.28. Три правила нахождения первообразной.

9

Три правила нахождения первообразной.

1

20.09

10

Решение задач по теме «Три правила нахождения первообразной».

1

22.09

11

Нахождение первообразных, проходящих через точку.

1

27.09

12

Контрольная работа №1 по теме «Первообразная».

27.09

П.29. Площадь криволинейной трапеции.

13

Площадь криволинейной трапеции.

1

29.09

14

Нахождение площади криволинейной трапеции.

1

4.10

15

Решение задач по теме « Площадь криволинейной трапеции».

1

4.10

П.30. Формула Ньютона-Лейбница.

16

Формула Ньютона-Лейбница.

1

6.10

17

Применение формулы Ньютона-Лейбница.

1

11.10

18

Вычисление интегралов

1

13.10

19

Вычисление площади криволинейной трапеции.

1

18.10

20

Решение задач по теме «Формула Ньютона-Лейбница».

1

18.10

П.31. Применение интеграла.

21

Применение интеграла.

1

20.10

22

Объемы тел.

1

25.10

23

Решение примеров по теме «Первообразная и интеграл»

1

25.10

24

Контрольная работа №2 по теме « Интеграл».

1

27.10

9. Обобщение понятия степени.

14

П.32. Корень n-ой степени.

25

Понятие корня n-ой степени.

1

8.11

26

Свойства корня n-ой степени.

1

8.11

27

Решение задач по теме «Корень n-ой степени».

1

10.11

П.33. Иррациональные уравнения.

28

Понятие об иррациональных уравнениях.

1

15.11

29

Методы решения иррациональных уравнений.

1

15.11

30

Метод замены переменных для решения иррациональных уравнений.

1

17.11

31

Иррациональные уравнения.

1

22.11

32

Решение иррациональных уравнений.

1

22.11

П.34. Степень с рациональным показателем.

33

Понятие степени с рациональным показателем.

1

24.11

34

Свойства 1- 5 степени с рациональным показателем.

1

29.11

35

Свойства 6-7  степени с рациональным показателем.

1

29.11

36

Решение задач по теме «Степень с рациональным показателем».

1

1.12

37

Упрощение выражений с рациональным показателем.

1

6.12

38

Контрольная работа №3 по теме «Обобщение понятия степени».

1

6.12

10. Показательная и логарифмическая функции.

25

П.35. Показательная функция.


39

Определение показательной  функции.

1

8.12

40

Свойства показательной  функции.

1

13.12

41

Решение задач по теме «Показательная функция».

1

13.12

П.36. Решение показательных уравнений и неравенств.

42

Методы решения показательных уравнений.

1

15.12

43

Методы решения показательных неравенств.

1

20.12

44

Метод замены переменной для решения показательных уравнений.

1

20.12

45

Метод замены переменной для решения показательных неравенств.

1

22.12

46

Решение показательных уравнений и неравенств.

1

27.12

П.37. Логарифмы и их свойства.

47

Логарифмы.

1

27.12

48

Свойства 1-5  логарифмов.

1

17.01

49

Формула перехода к другому основанию.

1

17.01

50

Применение свойств логарифмов.

1

19.01

П.38. Логарифмическая функция.

51

Определение логарифмической функции.

1

24.01

52

Свойства логарифмической функции.

1

24.01

53

Решение задач по теме «Логарифмическая функция».

1

26.01

П.39. Решение логарифмических уравнений и неравенств.

54

Решение логарифмических уравнений.

1

31.01

55

 Решение логарифмических уравнений методом замены переменной.

1

31.01

56

Решение логарифмических уравнений с помощью свойств логарифмов.

1

2.02

57

Решение логарифмических уравнений с помощью разложения на множители.

1

7.02

58

Решение однородных логарифмических уравнений.

1

7.02

59

Решение логарифмических неравенств.

1

9.02

60

 Решение логарифмических неравенств методом замены переменной.

1

14.02

61

Решение логарифмических неравенств с помощью свойств логарифмов.

1

14.02

62

Решение логарифмических неравенств с помощью разложения на множители.

1

16.02

63

Контрольная работа №4 по теме «Показательная и логарифмическая функции».

1

21.02

11. Производная показательной и логарифмической функций.

13

П.40. Производная показательной функции.

Число е.

64

Производная показательной функции. Число е.

1

21.02

65

Первообразная показательной функции

1

23.02

66

Решение задач по теме «Производная показательной функции».

1

28.02

П.41. Производная логарифмической функции.

67

Производная логарифмической функции.

1

28.02

68

Первообразная логарифмической функции

1

2.03

69

Решение задач по теме «Производная логарифмической функции».

1

 7.03

П.42. Степенная функция.

70

Производная степенной функции.

1

7.03

71

Первообразная степенной функции

1

9.03

72

Решение задач по теме «Производная степенной  функции».

1

14.03

П.43. Понятие о дифференциальных уравнениях.

73

Понятие о дифференциальных уравнениях.

1

14.03

74

Дифференциальные уравнения.

1

16.03

75

Решение дифференциальных уравнений.

1

21.03

76

Контрольная работа №5  по теме «Производная показательной и логарифмической функций».

1

21.03

Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа.

26

77

Текстовые задачи на движение

1

4.04

78

Текстовые задачи на совместную работу

1

4.04

79

Текстовые задачи на сплавы

1

6.04

80

Функции, их свойства и графики.

1

11.04

81

Производная.

1

11.04

82

Применение производной

1

13.04

83

Интеграл

1

18.04

84

Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия

1

18.04

85

Модули. Уравнения

1

20.04

86

Модули. Неравенства

1

25.04

87

Системы уравнений и неравенств с модулем

1

25.04

88

Уравнения с параметром

1

27.04

89

Неравенства с параметром

1

2.05

90

Тригонометрические функции, их свойства и графики

1

2.05

91

Тригонометрические выражения. Аркфункции

1

4.05

92

Тригонометрические уравнения и неравенства

1

9.05

93

Рациональные уравнения и неравенства

1

9.05

94

Иррациональные уравнения и неравенства

1

11.05

95

Показательные и  логарифмические уравнения  

1

16.05

96

 Итоговая контрольная работа №6

1

16.05

97

Показательные и логарифмические неравенства

1

18.05

98

Решение показательных и логарифмических неравенств

1

22.05

99

Системы рациональных уравнений и неравенств

1

22.05

100

Системы иррациональных уравнений

1

23.05

101

Системы тригонометрических уравнений

1

23.05

102

Системы показательных и логарифмических уравнений

1

25.05

Литература для учащихся

  1. Колмогоров А. Н.и др. Алгебра и начала анализа. 10-11. М.: Просвещение, 2008.

Литература для учителя

  1. Колмогоров А. Н.и др. Алгебра и начала анализа. 10-11. М.: Просвещение, 2008.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса: М.: Просвещение, 2001.
  3. Лысенко Ф.Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Вступительные испытания. Ростов- на- Дону: Легион, 2011.
  4. Лысенко Ф.Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Вступительные испытания. Ростов- на- Дону: Легион, 2012.
  5.  КИМ,Алгебра и начала анализа,11кл.,2012г.
  6. Ершова А.П. и др..Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 11 класса-М.: Илекса,-2011г.
  7. Тесты по алгебре и началам анализа 11 кл,Москва,2010 г.
  8. Математика 11 кл. Самостоятельные и контрольные работы, тренировочные задания по плану ЕГЭ под редакцией Ф.Ф.Лысенко,2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование учебного материала по алгебре и началам математического анализа в 10 классе на 3 часа в неделю по учебнику под ред. Колмогорова А.Н.

Планирование учебного материала по алгебре и началам математического анализа в 10 классе на 3 часа в неделю по учебнику под ред. Колмогорова А.Н....

Рабочая программа по алгебре и началам анализа к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа» 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование составлено к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2011 - 1012 годов на основе федерального компонента государ...

Планирование учебного материала по алгебре и началам математического анализа в 11 классе по учебнику Колмогорова А.Н.

Планирование учебного материала по алгебре и началам математического анализа в 11 классе по учебнику Колмогорова А.Н....

Рабочая программа по алгебре 8 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011....

Рабочая программа по алгебре по учебнику Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. "Алгебра и начала математического анализа" 10-11 классы для детей, обучающихся на дому

        Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (обучение на дому) для 10 класса рассчитана на 1,5 часа в неделю. Рабочая программа  разработана:...