Обыкновенная дробь!
методическая разработка по математике (5 класс)

Сухомлина Марина Геннадьевна

ПРО ТО, ЧТО ТАКОЕ ДРОБЬ ОБЫКНОВЕННАЯ?»

 

Цель:1.  Расширить представление учащихся о числах путём введения дробных чисел.

          2.  Выработать представление о том, что любое число – целое или дробное – можно записать   

           (обозначить) дробью.

    

Задачи:  1. Формирование  умений записывать  и читать обыкновенные дроби

                3. Повторить понятие «доли» и «обыкновенные дроби»;

               2.Отработка понятий: - Числитель

                                                         -Знаменатель

 

*   знать, что показывает обыкновенная дробь;

*   изображать образно обыкновенные дроби;

*   развивать внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_uroka.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Учитель

Ученик

1.

Организационный этап.

-приветствие

-готовность к уроку

2.

Разминка (настрой на урок) Назовите числа, которые изображены.

Устно

3.1

3.2.

4.

Новый материал

Сказка-урок : Про то, что такое дробь обыкновенная.  

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил был царь, и был у него сын Иван.

Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве есть какие-то дроби обыкновенные. Позвал царь Ивана и сказал:

-Съездил бы ты, Иван–царевич, в некоторое царство, да привез бы тех дробей обыкновенных хоть дюжину.

Стал Иван в дорогу собираться, да раздумывать, что это за штука и такая – «дробь обыкновенная».

(Мы с вами с Иваном и отправимся в путь).

Ехал он долго ли, коротко ли, да доехал до избушки. А в избушке Баба-Яга сидит и причитает: - Ох, сладенького хочется… Ох сил нет, как хочется!

Доложился ей Иван-царевич о своём житье- бытье – о заботушке, как положено.

-Ну дитя моё милое, до некоторого царства ты уже добрался. Моя избушка своим окошком как раз на него смотрит. А секреты обыкновенных дробей-то у моей внучки Елены Премудрой.   Не знаю, не знаю, разведаешь ли ты те секреты…

-Ну, перво-наперво  ты ложись спать, а поутру ступай в некоторое царство, да принеси мне  торт заморский. Что-то мне сладенького хочется! Коли возвратишься, глядишь чего и придумаем.

Встал Иван-царевич поутру да отправился в некоторое царство, прямехонько в сладкую лавку со всякими товарами заморскими. Достал кошель с золотыми монетами, стал торт выбирать.  Смотрит – товару сладкого разложено видимо- невидимо, при  товаре картина висит:

                                                     

                     

        

 

  СТОИТ  ДЕНЬГИ
   

Покупателей тоже много, да речи всё ведут диковинные.

Первый, по виду – писарь, просит одну четверть торта. Ему подают, что просит:

     

     


Другой мужик просит восемь четвертых торта. Ему выкладывают:

     

     

Третий требует шесть четвертых торта и получает:

     

     

-Эх, попробую и я ! – насмелился Иван-царевич. – пожалуйте мне целый торт! Один торт, то есть.

А лавочник-то не понимает! Написал тогда Иван-царевич грамотку, а в ней цифру 1. Один торт, значит. А лавочник опять не понимает.

Осерчал Иван-царевич, схватил торт сам. Вот, мол, что мне требуется. Понял лавочник Ивана и улыбнулся.

-Четыре четвертых торта,- говорит и на грамотке пишет:      

Уложил Иван-царевич торт в коробку. Вышел из лавки и думает:

-Что за странность такая? Покупатели, да лавочник все два числа называют – одно над другим пишут!

Очень любил Иван-царевич всякие забавы с числами, вот и решил он с места не сойти, а в этой странности разобраться.

Давайте вместе с Иваном будем разбираться.

Давайте вспомним, какие покупки при нём делались:

               

Почему это у них один торт прозывается четыре четвёртых?  

(торт разделили на 4 равные части – 4 доли – разделён , каждый покупает тех долей-частей четвёртых сколько кому любо.)

                                                                             число частей равных взято

                                 числитель

                           

                          на сколько частей разделили торт

                                    знаменатель

        

 

        

     

                         8:4=2

                                                                                           

     

                                                                             

                                                                       

         (один торт + половин)

                                     

                                             

                                                     

 или    

Назовите какую часть составляет самый большой кусок торта?

(удивительные дроби один кусок торта,  можно назвать по разному почему?)                        

                                               

                                                         

Работаем с тренажёрами

«Мы с вами отправляемся в сладкую лавку!».

(Потренируемся, как мы должны общаться с продавцом)

1. круг из картона разделён на 8 частей, на 6, на 3

  1. Соберите торт состоящий из 8 частей (покажите мне ;)

  1. Найдём торт, который разделили на 6 равных частей               (покажите мне)
  1. Иду  к продавцу  и покупают половинку хлеба, а  он меня не понимает?

Работаем с папкой

1. Стр.1

записываем в тетрадь результата

(разбираем вслух)

Пока мы с вами работали с тренажёрами, Иван-царевич отправился  в другую лавку, чтобы купить Елене Премудрой пояс в подарок.

 Входит и видит мерную выставку?! Каждая линейка  на части поделена.

Смотрит Иван – возле метки каждой чего-то понаписано – опять пара чисел, одно над чертой, другое под чертой помещается.

Мерная выставка (1 метр)

            

        

                   

        

         

                                                                                                                         

                     

Давайте разберёмся, что показывают эти мерные линейки.

  1. На сколько частей разделили метр на 2 линейки ?    (2 части)
  2. Чему будет равна в см.  часть метра.     ( 50 см.)
  3. На сколько разделили равных частей разделили третью  линейку?
  4. Чему будет равна в см.  часть метра  (25 см.)     25 см. = м.

                                                         часть местра (50 см.)    50 см. = м.

 У. Начертите прямую  АВ = 12 см.,

     разделите её на 6 равных частей  подпишите эти части.

  1. Найдите  длину   прямой АВ                  (8 см.)   8 см. = АВ
  2. Найдите длину   прямой АВ                    (10см.)   10 см. =  АВ

Назовите одну сотую часть метра?     (1 см)

Назовите одну шестидесятую часа?    (1 минута)

Закрепление новой темы. Выводы урока

1. Сегодня  на уроке,   мы с помощью сказки проходили  тему : «Обыкновенные дроби»

 с этими дробями вы первые познакомились  ещё в начальной школе.

Давайте вспомним весь наш урок- сказку и подведём небольшие итоги. Что мы узнали…

 

  1.      Дроби записываются  с помощью двух   цифр и черты, которая обозначает деление.

                                                       

Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?

   Числитель (показывает сколько равных долей взяли)

              = 1 :5        

знаменатель

(он показывает на сколько равных частей разделили)

частное

делимое

делитель

дробь

числитель

знаменатель

1:5

1

5

1

5

2:3

  1. Натуральное число можно записать виде обыкновенной дроби.

Например: (вспомним,  что покупал Иван?)

                                   = 1;                              = 2

       Какие ещё можно придумать примеры?

  1. Разные в записи обыкновенных  дробей

  1. Что показывает дробь ;  

  1. Придумайте свои дроби и объясните, что они показывают.

  1. Итак, дроби могут появиться при делении единицы на равные части, при измерении, при делении натуральных чисел.

25 см. = м      

     50 см. = м.

  1. Работа с учебником

Стр. 159 №541 (1-2) Устно

3. Резерв   Тренажёр № 2

4.Д/З стр.158-159

            №547-548-Устно

            №560; 556

Рассказывает и вступает в диалог с учениками.

(на доске плакат из сказки)

На доске все торты изображены

Диалог-беседа с учениками

Задаёт вопросы?

-что показывает знаменатель?

-что показывает числитель?

Диалог-беседа с учениками

Диалог-беседа с учениками

На доске мерные линейки написаны

Проговариваем вслух

Записывают

Слушают    

Запись в справочник

Вслух проговаривают.

Запись в справочник

Устно

Устно

В справочник записывают

В справочник записывают .

Устно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....