методическое сопровождение введения ФГОС
консультация на тему

Горенкова Марина Николаевна

В связи со вступлением в эксперимент , возникла потребность внесение изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями. В статтье описан опыт работы МБОУ " Кыринская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_fgos.docx21.05 КБ
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_fgos.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение введения ФГОС в экспериментальном режиме в «Кыринской СОШ» в 2012-2015 учебных годах

Кыринская СОШ  вошла   в список  пилотных  площадок  по внедрению ФГОС в среднем звене приказом  МО и НМП Забайкальского края  за № 139 от 26.01.2012 года и на протяжении 3 лет   основная школа работала в экспериментальном режиме, постепенно выстраивая образовательную модель, конечная целью которой  является  – доступность получения качественного образования.

Одним из требований  ФГОС ООО является требование  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; которые  учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[1] , а также определяют  значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Одним из приоритетных направлений ФГОС является  обеспечение преемственности основных образовательных программ начального, основного общего, среднего образования.

В связи с вступлением в эксперимент , возникла необходимость внесения изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями.

Вступив  в эксперимент,  школой  была проведена оценка условий обучения учащихся : проведена экспертиза базисного учебного плана , его соотношений с УМК; требований к структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования, её ресурсному обеспечению и результатам освоения.  Результаты этих исследований были доведены  до всех участников образовательного процесса на родительских собраниях, педагогических советах, МС, управляющем  совете. Во-первых, это помогло школе  осознать свои реальные внутренние цели и задачи и  наметить пути коррекции. Во-вторых, привести в соответствие действующему законодательству реализацию основной образовательной программы основного общего образования. Поэтому система условий реализации основной образовательной программы в школе  базируется на результатах проведённой комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей  анализ условий и ресурсов. Целостное обеспечение УВП требовало обновление нормативно-правовой базы ,  разработку механизмов мониторинга, оценку и коррекцию реализации  этапов разработанного графика (критерии, оценки, измерители, показатели) , а также разработку модели образовательного процесса в рамках ФГОС, требовало повышение квалификации педагогов в рамках ФГОС. На основе исследований была определена цель   данного эксперимента , это   создание условий для развития личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности. Задачами являлись :построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей личности обучающего; обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающего; создание условий для воспитания и самореализации личности учащегося в урочной и внеурочной деятельности.  Опираясь на результаты исследований,  коллектив школы приступил к выполнению поставленных задач эксперимента и в течение нескольких лет в школе работает педагогическое сообщество учителей-предметников, реализующих УВП в новых условиях. Участниками образовательного процесса являются ученики, которые  вступили в эксперимент,  не имея определённых умений и навыков, соответствующих  новым стандартам, а также  учителя и  родители.

С чего мы начинали?   Приоритетным направлением  экспериментальной деятельности является формирование  личностных, предметных и метапредметных  УУД. ФГОС предполагает системно-деятельностный подход, поэтому  осваивая новую технологическую карту  современного урока ,   учителя-предметники  уделяли особое внимание  формированию  умений учащихся  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи,   умений самостоятельно планировать пути  достижения целей,   умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,    умений  определять понятия, создавать обобщения,  классифицировать , умений  устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы;  умений организовывать  учебное сотрудничество ;   работать индивидуально и в группе:    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. В основе новых стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность учащихся,  построение образовательного процесса с учётом  индивидуальных особенностей детей, согласно этому  ,  учитель-предметник планировал каждый из своих уроков по-новому, где  ученик является творцом и исследователем, самостоятельно добывающий знания. Каждый урок начинается с целеполагания и заканчивается обратной связью. 

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся   решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся в школе ,  как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в  образовательном листе достижений  и учитываются при определении итоговой оценки. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по математике,  физике , истории, русскому языку, естествознанию, общественным наукам. Ежегодно  проводится мониторинг результатов выполнения  итоговых работ .  Посредством ряда оценочных процедур: текущих и тематических проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается состояние и динамика (индивидуальный прогресс ученика) освоения ООП, который затем заносится в  образовательный лист достижений , который позволит в будущем   определить профиль ученика .

В этом направлении   педагогическим сообществом была создана копилка, в которую вошли  контрольно-измерительные материалы, тематические проверочные работы ,  диагностические работы, межпредметные тексты ,  тесты по формированию УУД учащихся, в том числе  и авторские разработки. Ежегодно по триместрам,  УВП сопровождается  тематическим контролем  и сравнительным анализом, представлялся на заседаниях педагогического сообщества , сопровождался обязательной  выработкой соответствующих рекомендаций по формированию определённых УУД  учащихся,  ознакомление  родительской общественности с результатами детей  является неотъемлемой частью эксперимента.  

Не менее важным направлением экспериментальной деятельности является смысловое чтение ( работа с текстом): развитие навыков осмысленного и рефлексивного чтения, владение типами и видами чтения;  преобразование и интерпретация информации;  анализ и оценка информации. Учителями-предметниками накоплен достаточный объём текстовых материалов, имеется опыт реализации межпредметных текстов,  динамика результативности в этом направлении очевидна.  Ученик получает возможность ориентироваться в содержании текста, находить в нём необходимую информацию, при этом  он учится анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Задача каждого учителя научить структурировать , интерпретировать , преобразовывать  текст , используя новые формы представления информации ( формулы, графики, диаграммы, таблицы), находить доводы в защиту своей точки зрения.  Исходя из школьного мониторинга образовательных достижений в этом направлении, наблюдается динамика повышения обученности и обучаемости,  больше половины  от общего количества учащихся имеет положительные  отметки, наблюдается положительная тенденция развития таких навыков и умений как поиск и выделение необходимой информации, классификация и систематизация учебного материала. Педагогами наработаны творческие задания  с привлечением жизненного опыта в направлении работы с текстом.

Не менее важными направлениями является  формирование и развитие ИКТ- компетентности  учащихся, проектная и научно-исследовательская деятельность , внеурочная деятельность ,   формирование портфолио учащихся. Опыт работы учителей-предметников  в рамках ФГОС неоднократно обобщался на школьном и муниципальном уровнях ( открытые уроки, семинары), были представлены листы образовательных достижений учащихся и их портфолио.  На протяжении нескольких лет в школе  ведутся специальные замеры смыслового чтения, техники математических вычислений с целью подготовки к ГИА. Хочется поблагодарить всех учителей-предметников, которые являются участниками эксперимента, особенно тех,  кто стоит у истоков эксперимента , чей педагогический опыт получил позитивную оценку коллег : Орлова Л.Д,. Лазарева Л.Д., Казанцева З.А., Шункова К.А., Куклина Н.А., Моисеева Е.А.

Особую благодарность хочется выразить Поповой Е.П,, педагогу-психологу за качественное психологическое сопровождение УВП в экспериментальных классах, за вклад в формирование УУД учащихся, особенно личностных УУД , которые отслеживаются по специальным методикам.

Опыт  апробации условий введения ФГОС в среднем звене  позволяет  сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения  необходимо.  Активизируются все участники образовательного процесса, происходит личностный рост каждого из них.  

Наряду с положительными моментами экспериментальной деятельности, существует и ряд проблемных мест, таких как отсутствие конкретного  инструментария для оценки УУД, отсутствие его чёткого механизма, недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом  классе, но и недостаточность обмена опытом в рамках ФГОС среди школ нашего района.

Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательной программы основного общего образования педагогическому  коллективу школы  предстоит  решить  следующие задачи:

-      обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;

 -  расширение   диагностического  инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения;

- созданные педагогами электронные ресурсы необходимо систематизировать с целью более эффективного использования

- разработать  методические рекомендации по  введению новых форм оценивания;

-  ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития  ребенка;

- осуществить преемственность в содержании, формах и методах обучения, воспитания и развития, в педагогических требованиях к условиям образования детей на 1 и 2 ступенях обучения;

- создать условия для повышения самообразования педагогов.

 

 


[1] 



Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение введения ФГОС в экспериментальном режиме в «Кыринской СОШ» в 2012-2015 учебных годах

Кыринская СОШ  вошла   в список  пилотных  площадок  по внедрению ФГОС в среднем звене приказом  МО и НМП Забайкальского края  за № 139 от 26.01.2012 года и на протяжении 3 лет   основная школа работала в экспериментальном режиме, постепенно выстраивая образовательную модель, конечная целью которой  является  – доступность получения качественного образования.

Одним из требований  ФГОС ООО является требование  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; которые  учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[1] , а также определяют  значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Одним из приоритетных направлений ФГОС является  обеспечение преемственности основных образовательных программ начального, основного общего, среднего образования.

В связи с вступлением в эксперимент , возникла необходимость внесения изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями.

Вступив  в эксперимент,  школой  была проведена оценка условий обучения учащихся : проведена экспертиза базисного учебного плана , его соотношений с УМК; требований к структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования, её ресурсному обеспечению и результатам освоения.  Результаты этих исследований были доведены  до всех участников образовательного процесса на родительских собраниях, педагогических советах, МС, управляющем  совете. Во-первых, это помогло школе  осознать свои реальные внутренние цели и задачи и  наметить пути коррекции. Во-вторых, привести в соответствие действующему законодательству реализацию основной образовательной программы основного общего образования. Поэтому система условий реализации основной образовательной программы в школе  базируется на результатах проведённой комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей  анализ условий и ресурсов. Целостное обеспечение УВП требовало обновление нормативно-правовой базы ,  разработку механизмов мониторинга, оценку и коррекцию реализации  этапов разработанного графика (критерии, оценки, измерители, показатели) , а также разработку модели образовательного процесса в рамках ФГОС, требовало повышение квалификации педагогов в рамках ФГОС. На основе исследований была определена цель   данного эксперимента , это   создание условий для развития личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности. Задачами являлись :построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей личности обучающего; обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающего; создание условий для воспитания и самореализации личности учащегося в урочной и внеурочной деятельности.  Опираясь на результаты исследований,  коллектив школы приступил к выполнению поставленных задач эксперимента и в течение нескольких лет в школе работает педагогическое сообщество учителей-предметников, реализующих УВП в новых условиях. Участниками образовательного процесса являются ученики, которые  вступили в эксперимент,  не имея определённых умений и навыков, соответствующих  новым стандартам, а также  учителя и  родители.

С чего мы начинали?   Приоритетным направлением  экспериментальной деятельности является формирование  личностных, предметных и метапредметных  УУД. ФГОС предполагает системно-деятельностный подход, поэтому  осваивая новую технологическую карту  современного урока ,   учителя-предметники  уделяли особое внимание  формированию  умений учащихся  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи,   умений самостоятельно планировать пути  достижения целей,   умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,    умений  определять понятия, создавать обобщения,  классифицировать , умений  устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы;  умений организовывать  учебное сотрудничество ;   работать индивидуально и в группе:    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. В основе новых стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность учащихся,  построение образовательного процесса с учётом  индивидуальных особенностей детей, согласно этому  ,  учитель-предметник планировал каждый из своих уроков по-новому, где  ученик является творцом и исследователем, самостоятельно добывающий знания. Каждый урок начинается с целеполагания и заканчивается обратной связью. 

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся   решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся в школе ,  как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в  образовательном листе достижений  и учитываются при определении итоговой оценки. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по математике,  физике , истории, русскому языку, естествознанию, общественным наукам. Ежегодно  проводится мониторинг результатов выполнения  итоговых работ .  Посредством ряда оценочных процедур: текущих и тематических проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается состояние и динамика (индивидуальный прогресс ученика) освоения ООП, который затем заносится в  образовательный лист достижений , который позволит в будущем   определить профиль ученика .

В этом направлении   педагогическим сообществом была создана копилка, в которую вошли  контрольно-измерительные материалы, тематические проверочные работы ,  диагностические работы, межпредметные тексты ,  тесты по формированию УУД учащихся, в том числе  и авторские разработки. Ежегодно по триместрам,  УВП сопровождается  тематическим контролем  и сравнительным анализом, представлялся на заседаниях педагогического сообщества , сопровождался обязательной  выработкой соответствующих рекомендаций по формированию определённых УУД  учащихся,  ознакомление  родительской общественности с результатами детей  является неотъемлемой частью эксперимента.  

Не менее важным направлением экспериментальной деятельности является смысловое чтение ( работа с текстом): развитие навыков осмысленного и рефлексивного чтения, владение типами и видами чтения;  преобразование и интерпретация информации;  анализ и оценка информации. Учителями-предметниками накоплен достаточный объём текстовых материалов, имеется опыт реализации межпредметных текстов,  динамика результативности в этом направлении очевидна.  Ученик получает возможность ориентироваться в содержании текста, находить в нём необходимую информацию, при этом  он учится анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Задача каждого учителя научить структурировать , интерпретировать , преобразовывать  текст , используя новые формы представления информации ( формулы, графики, диаграммы, таблицы), находить доводы в защиту своей точки зрения.  Исходя из школьного мониторинга образовательных достижений в этом направлении, наблюдается динамика повышения обученности и обучаемости,  больше половины  от общего количества учащихся имеет положительные  отметки, наблюдается положительная тенденция развития таких навыков и умений как поиск и выделение необходимой информации, классификация и систематизация учебного материала. Педагогами наработаны творческие задания  с привлечением жизненного опыта в направлении работы с текстом.

Не менее важными направлениями является  формирование и развитие ИКТ- компетентности  учащихся, проектная и научно-исследовательская деятельность , внеурочная деятельность ,   формирование портфолио учащихся. Опыт работы учителей-предметников  в рамках ФГОС неоднократно обобщался на школьном и муниципальном уровнях ( открытые уроки, семинары), были представлены листы образовательных достижений учащихся и их портфолио.  На протяжении нескольких лет в школе  ведутся специальные замеры смыслового чтения, техники математических вычислений с целью подготовки к ГИА. Хочется поблагодарить всех учителей-предметников, которые являются участниками эксперимента, особенно тех,  кто стоит у истоков эксперимента , чей педагогический опыт получил позитивную оценку коллег : Орлова Л.Д,. Лазарева Л.Д., Казанцева З.А., Шункова К.А., Куклина Н.А., Моисеева Е.А.

Особую благодарность хочется выразить Поповой Е.П,, педагогу-психологу за качественное психологическое сопровождение УВП в экспериментальных классах, за вклад в формирование УУД учащихся, особенно личностных УУД , которые отслеживаются по специальным методикам.

Опыт  апробации условий введения ФГОС в среднем звене  позволяет  сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения  необходимо.  Активизируются все участники образовательного процесса, происходит личностный рост каждого из них.  

Наряду с положительными моментами экспериментальной деятельности, существует и ряд проблемных мест, таких как отсутствие конкретного  инструментария для оценки УУД, отсутствие его чёткого механизма, недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом  классе, но и недостаточность обмена опытом в рамках ФГОС среди школ нашего района.

Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательной программы основного общего образования педагогическому  коллективу школы  предстоит  решить  следующие задачи:

-      обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;

 -  расширение   диагностического  инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения;

- созданные педагогами электронные ресурсы необходимо систематизировать с целью более эффективного использования

- разработать  методические рекомендации по  введению новых форм оценивания;

-  ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития  ребенка;

- осуществить преемственность в содержании, формах и методах обучения, воспитания и развития, в педагогических требованиях к условиям образования детей на 1 и 2 ступенях обучения;

- создать условия для повышения самообразования педагогов.

 

 


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической работы по сопровождению введения ФГОС нового поколения в НОШ № 279

Представлен план методической работы по сопровождению введения ФГОС НОО....

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования...

Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении

В данной статье описаны цель, задачи методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образоваельном уч...

Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду

Представлен проект " Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду"...

Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования в МОУ СОШ №7 п. Углегорск

Данная презентация содержит тезисы выступления по теме "Методическое сопровождениевведения ФГОС начального общего образования в МОУ СОШ №7 п. Углегорск " на  Августовской конференцииЗападного обр...

Презентация к методическому объединению учителей школьного образовательного округа№1 по теме "Психолого -педагогическое сопровождение введения ФГОС"

ФГОС в качестве основных  образовательных  результатов выделяет  4 группы УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.  Необходимость измерения  компетенций...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...