Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)
статья по теме

Киселева Екатерина Николаевна

 Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия.  Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.

Рефлексия, самоанализ своей деятельности по воспитанию, обучению и развитию ребёнка – источник и фундаментальный механизм развития самосознания учителя. У учителя, имеющего положительное самовосприятие и конструктивное взаимодействие с людьми, дети всегда имеют позитивную самооценку, учебно-познавательную активность, успехи в любой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samosoznaniya_uchitelya_word.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка

 «Истинное воспитание Ребёнка –

в воспитании самих себя»

Ш.А. Амонашвили

     Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия.  Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования. Большое внимание обращено на необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

    Детство - период, когда формируются базовые ценности ребенка (Ч.Кули), закладывается фундамент стиля жизни (А.Адлер), пишется сценарий его жизни (Э.Берн), формируются многие, важные для последующих этапов развития человека, новообразования (Э. Эриксон, JI.C. Выготский и др.), поэтому общество, ориентируясь на будущее, должно особое внимание обращать на гармоничность детского развития, условия развития ребенка в дошкольном возрасте. Детство – прекрасный возрастной и в то же время, наиболее сложный и уязвимый период. Проблемы дошкольного детства зачастую обращают на себя внимание лишь тогда, когда они перерастают в школьные трудности и отклонения в психическом здоровье ребёнка. Воспитатель, педагог закладывает в сознание ребёнка причины, а следствием будет вся его жизнь.

     Поэтому в центре всей воспитательно - образовательной деятельности учреждений должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая ценность, цель и смысл педагогической заботы. При этом важно обеспечить сохранение самоценности детей младшего возраста, когда происходит становление самосознания и закладываются важнейшие черты будущей личности.

    Личностно-развивающее взаимодействие с детьми может осуществить лишь воспитатель, учитель осознающий себя личностью. Он обязан уметь, понимать его и строить с детьми диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, развивая их богатейшие потенциальные возможности, заложенные в каждом изначально.

      Проблема человека, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом воспитания и обучения, а дошкольное, затем школьное учреждение  - стартовой площадкой для развития, формирования жизненного успеха, карьеры личности. Карьера – успешное продвижение человека в любой деятельности.  

    Качество воспитания  и обучения ребёнка напрямую зависит от личности учителя, необходимо, прежде всего, формировать его профессионально-педагогическую направленность в соответствии с ценностными ориентациями, нравственными   убеждениями  и мотивами деятельности. Мы понимаем, что без осуществления воздействия на собственное сознание, учитель очень часто оказывается неспособным даже к осмыслению того, что его влияние на детей (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией, миропониманием. Если ценностями учителя становится то, что вступает в противоречие с содержанием и направленностью воспитания и обучения, возникает эффект неадекватности его профессиональной деятельности.

     Педагог – активный субъект и значимый ресурс развития образования, он  воспитывает культуру здоровья обучающегося, формирует у него осознанное и бережное отношение к своему здоровью как базовой жизненной ценности, условию успешной самореализации, что является в свою очередь результатом сформированности его психологической компетентности.  

     Учителю необходимо стремиться стать носителем здорового образа жизни, управленцем развивающей деятельности ребёнка и самого себя, проектировщиком и конструктором условий и средств нормального развития ребёнка. А для этого он должен развивать свой профессионализм.  

          Совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии – развитии её самосознания (знания человека о самом себе и своих возможностях). Исходя из этого, повышение уровня психологической компетентности учителя — это самостоятельное (самообразование и самоуправление) и в то же время, управляемое на рациональном (осознанном) уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, способов анализа и деятельности, необходимых для решения разнообразных воспитательных задач и ситуаций.

    Изменяя направленность воспитательного процесса в сторону личностно-развивающего, повышая уровень психологической компетентности, включающей и самосознание воспитателя, можно наметить перспективные возможности сохранения  и укрепления психического здоровья детей, психологического комфорта, роста их учебно-познавательной активности естественным путём. 

           Рефлексия, самоанализ своей деятельности по воспитанию, обучению и развитию ребёнка – источник и фундаментальный механизм развития самосознания учителя. У учителя, имеющего положительное самовосприятие и конструктивное взаимодействие с людьми, дети всегда имеют позитивную самооценку, учебно-познавательную активность, успехи в любой деятельности. Успешный жизненный путь детей – индикатор наших (взрослых) ценностей, достоинств и успехов!

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"

Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...

Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы

Статья посвящена вопросу повышения профессиональной компетентности  педагога в рамках работы Городской Ассоциации учителей химии....

"Повышение профессиональной компетентности педагогов — необходимое условие развития современной школы"

Повышение профессиональной компетенции педагога - необходимое условие развития современной школы...

"Доклад на тему: "Проблемы развития гимназического образования в условиях развития профильности и вариативности образования"

Изменения, происходящие в обществе, новые подходы требуют обновления целей задач, а также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. Каждое образовательное учреждение находит св...

Презентация ""Повышение профессиональной компетентности педагогов - необходимое условие развития современной школы".

Мы живем в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости.Профессиональная мобильность, готовность к переменам, способность ориентироваться в потоке данных, отв...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.В условиях модернизации образования особую значимость пр...