Внеурочное занятие по теме "Какие качества необходимы учителю?"
классный час (9 класс)

Громова Ирина Борисовна

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме «КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ УЧИТЕЛЮ?»

Цель: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю, наставнику, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3oktklchas.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ УЧИТЕЛЮ?»

Цель: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю, наставнику, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

– сценарий;

– методические рекомендации;

– видеоролик;

– презентационные материалы;

– комплект интерактивных заданий;

– тексты для аналитического чтения.

Содержательные блоки занятия

Часть 1.

Мотивационная

Вступительное слово учителя.

Часть 2.

Основная

Просмотр видеоролика, обсуждение. Аналитическая работа в группах. Представление результатов работы групп, выполнение интерактивных заданий.

Часть 3.

Заключительная

Рефлексия. Творческое задание. Подведение итогов занятия, краткие выводы о роли и значимости деятельности учителя в школе и в жизни каждого человека, о самых важных качествах личности, необходимых учителю.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1.

Мотивационная (5 минут)

Сегодня мы с вами поговорим о празднике – Дне Учителя.

Учитель. Предлагаю начать наше занятие словами из стихотворения Роберта Рождественского, посвященное одному из главных людей в жизни каждого человека, Учителю:

Вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя!

Учитель. Согласны ли вы с утверждением поэта, что учитель – это главная профессия на Земле? Назовите главного учителя в вашей школьной жизни.

Ребята высказывают свое суждение.

Учитель. Поговорим о подвиге учителя, о его самоотверженном труде.

Часть 2.

Основная (20 минут)

Учитель. Мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны большинство педагогов сражались на фронте. Совсем еще молодыми они уходили на войну из школ вместе со своими учениками и их родителями. Как и в мирной жизни, они учили младших товарищей сражаться за Родину и выживать.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что, если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться

и только после этого – стать.

Эти строки поэта Роберта Рождественского – о тех, кто выбрал непростую профессию учителя.

Когда мы говорим об учителе, мы вспоминаем и своего первого учителя, и других учителей. Есть учителя, которых знает всё человечество, независимо от страны и национальности. Таким великим человеком был польский педагог Януш Корчак.

Оказавшись вместе с воспитанниками Дома сирот в 1940-м году в Варшавском гетто, Корчак отклонил все предложения о его переводе в другое место, не стал прятаться, готов был разделить судьбу своих учеников.

Одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда Ксения Владимировна Ползикова-Рубец открывала новый учебный 1941-й год

словами: «Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом.

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу».

После войны Ксения Владимировна написала книгу о школьниках блокадного города «Они учились в Ленинграде», в которой рассказала о подвиге блокадной школы.

Часть №2 рассказывает о положении школы в годы и после Великой Отечественной войны.

Дикторский текст

Как только Красная Армия освобождала какой-либо населённый пункт от немецко-фашистских захватчиков, практически сразу же там открывались школы.

В 1942/43 учебном году в Москве работало около 300 школ, к концу войны были открыты 453 школы. Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены. Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы с золотыми и серебряными медалями. В этом основная заслуга учителей.

В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе.

Подвиг учителя – ежедневный, оттого и не заметный всем....

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!

Учитель. В 1943 году издаётся приказ Верховного Главнокомандующего, по которому из армии демобилизовались учителя и студенты. Советское правительство думало о будущем страны, о науке, культуре и воспитании молодого поколения, несмотря на тяжёлую обстановку на фронтах войны.

Учитель. Память о погибших в годы Великой Отечественной войны учителях и учениках осталась в наших сердцах, о чем свидетельствуют

памятники, обелиски и памятные доски, установленные во многих школах Российской Федерации.

Учитель. Среди российских писателей и поэтов-фронтовиков и детей войны есть такие, кто не понаслышке знает о профессии учителя. Их педагогический опыт, воспоминания о своих школьных годах были положены авторами в основу художественных произведений.

Задание для аналитического чтения

Предлагаю разделиться на две группы, одна получит сведения о писателе и подготовит краткое сообщение о его педагогической деятельности. Вторая группа получит фрагменты произведений, и после сообщений первой группы соотнесет с полученными сведениями фрагменты произведений, определив автора того или иного фрагмента, аргументирует свой выбор.

После проведения групповой работы – этап подведения итогов выполнения задания. Краткая беседа по прочитанному.

Учитель. Старшее поколение учителей воспитало достойных учеников, продолжателей традиций отечественной педагогики. Примером лучших учителей служат участники и победители Всероссийского конкурса «Учитель года», символом которого является пеликан, олицетворяющий самоотверженную, родительскую любовь. Всероссийский конкурс «Учитель года России» был и остаётся одним из самых масштабных и значимых событий в сфере педагогики.

Девиз конкурса «Учитель года России» − «Учить и учиться» − отражает главные задачи современного образования: непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляцию лучших образцов педагогической практики, распространение инновационных идей и достижений педагогики.

В конкурсе «Учитель года России−2021» принимало участие 85 учителей из всех регионов нашей страны.

Победителем конкурса стала учитель физики из г. Тюмени Екатерина Сергеевна Костылева.

Именно поэтому конкурс «Учитель года России – 2022» проходит в г. Тюмени, и 5 октября 2022 года мы узнаем имя нового победителя.

Учитель. О школе, которой отдают свою любовь, свое время, свою жизнь победители конкурса, сложено немало историй, легенд. Все ли они правдивы? Хорошо ли мы знаем школу и всё, что имеет к ней отношение?

Работа с интерактивным заданием.

Интеллектуальная игра «Своя игра»

1. Что означает слово «педагогика» в переводе с греческого? Выберите ответ.

«детоведение»

«наука о ребенке»

«обучение человека»

2. Во всех странах учителя ставят оценки от 1 до 5? Выберите ответ.

Верно, во всех странах учителя ставят оценки по Болонской системе от 1 до 5

Неверно, во всех странах учителя ставят числовые оценки (от 1 до 5 или от 1 до 20)

Неверно, в разных странах учителя используют разные системы оценки (буквы, числа)

(Нет, неверно: в США учеников оценивают, используя буквы (A, B, C, D), во Франции – 20-бальная система оценивания)

3. Где и когда появились первые школы? Выберите ответ.

в странах Востока в IV тысячелетии до н. э.

в странах Азии в IV тысячелетии н.э.

в странах Европы в II тысячелетии н.э.

(Да, верно: учитель – одна из самых древних профессий в мире)

4. Что означало древнегреческое слово «школа»? Выберите ответ.

«отдых», «досуг»

«мудрость», «обучение»

«беседа», «общение»

5. Когда на Руси появились первые школы? Выберите ответ.

в XIII веке, при Александре Невском

после Крещения Руси, при Владимире I

в XVII веке, при Петре I

6. Продолжите предложение

В России праздник «День Учителя» официально отмечали…

начиная с эпохи Просвещения, при Екатерине II

праздник начали официально отмечать в Советском Союзе, с 1965 года

праздник отмечают с 1991 года, когда была основана Российская Федерация

7. День Учителя имеет статус международного праздника? Выберите ответ.

Нет, День Учителя отмечается только в России с 1965 года

День Учителя отмечается 5 октября в странах, входящих в состав СНГ

День Учителя отмечают во всем мире с 1994 года

8. Во всех странах учителей-женщин больше, чем учителей-мужчин? Выберите ответ.

Верно, процентное соотношение женщин в этой профессии больше во всем мире

Неверно, в Японии процент женщин-преподавателей составляет 32%

9. Продолжите предложение В XVIII – начале XIX века дворянские дети получали домашнее образование от русских преподавателей…

от русских преподавателей

от русских преподавателей и французских гувернанток

от гувернеров немцев, англичан, итальянцев

от гувернеров немцев, англичан, итальянцев, французов

(Нет, неверно: среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы)

10. Как называли учителя арифметики в Древнем Риме? Выберите ответ.

«калькулятором»

«мудрым»

«вычисляющим»

«арифметосом»

(Да, верно: Calculus на латыни означает небольшой камень. Маленькие камушки использовали для счета)

Часть 3. Рефлексия (5 мин)

Учитель. О чем бы вы хотели спросить победителей конкурса «Учитель года России»? Задумывались ли вы над выбором профессии Учитель? Подумайте, каким должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе со своими учениками будет строить будущее нашей страны.

Помнят ли в современной школе о погибших в годы Великой Отечественной войны учителях и учениках? Предлагаю посетить школьный музей, памятники в вашей школе или соседних школах, узнать как можно больше информации об учителях-фронтовиках, возможно, подготовить проект на эту тему.

Учитель. Важно помнить своих учителей, помнить, что «без него бы Пушкин Пушкиным не стал».

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

(Вероника Тушнова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на развитие у обучающихся физических качеств, необходимых для личностного и профессионального совершенствования

Разработка урока на развитие у обучающихся физических качеств, необходимых для личностного и профессионального совершенствования...

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять его в нужное русло, а не глушить назойливой опекой....

Методические рекомендации по развитию физических качеств, необходимых в процессе подготовки спортсменов-танцоров на этапе углубленной специализации.

В работе предлагается одна  из методик  развития физических качеств танцоров-спортменов, использующая разработанный комплекс тренировочных упражнений....

Статья "Качества необходимые учителю для работы с одарёнными детьми"

В буклеты описываются методические рекомендации по работе  с одаренными детьми в школе, проблемы адаптации учащихся....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Профессиональные качества, необходимые при реализации образовательных стандартов нового поколения. (Эссе)

Учительство - не труд, а отреченье,Умение всего себя отдать,Уйти на долгий подвиг и мученье,И в этом видеть свет и благодать.     ...