Кружок "Поиск"
методическая разработка

Татьяна Александровна Мосина

Рабочая программа школьного музейного кружка "Поиск"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа кружка

Школьный музей «Поиск»

 (наименованиеучебного предмета,курса,  для какого класса)

________________________________2021-2022_______________________________

(срок реализации программы)

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования  по музейной педагогике «Истоки и судьбы» рассчитана на учащихся 5 - 11-х классов. Время освоения программы: 36 часов в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность создания не только реального, но и виртуального музея, с использованием ресурсов Интернет.

Направленность  гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.    Данная образовательная программа дополнительного образования была разработана на основе авторской образовательной программы Г. Р. Бялой   «Формирование у детей гражданственности и патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения». Эта программа предназначена для изучения музейного дела на базе школьных музеев.

Методологическую основу программы “ составили:

  • общие закономерности, принципы и подходы к анализу психолого-педагогического развития человека в социокультурной ситуации (Л.С. Выготский, И.Б. Котова, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К. Левин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, В.П. Свечников, Е.И. Шиянов, Д. Б. Эльконин и др.);
  • идеи педагогической деятельности на основе синергетического системно-функционального подходов (В.В. Маткин, И.В. Меньшиков, О.В. Санникова, В.В. Сериков, Н.М. Таланчук, В.А. Харитонова и др.);
  • аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (Ю.П. Ветров, Б.С. Герушинский, Н.Ю. Ермилов, А.Ю. Клочко, Ю.Н. Клочко, Н.П. Клушина, Ю.А. Лобейко и др.).

Цели и задачи: Главной целью программы является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.

Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый.

В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:

  • содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,
  • расширить исторический кругозор,
  • создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,
  • сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,
  • отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,
  • формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,
  • воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,
  • создать условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
  • воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.

Отличительные особенности: Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.

Возраст детей: 11 – 16 лет (5 – 11 классы).

Срок реализации: программа составлена на 2015 – 2016 учебный год.

Форма и режим занятий: Обучение может осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.

Режим занятий

Среда, 14-00- 15-45мин, 105 мин продолжительность занятия

Ожидаемые  результаты:  Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:

  • научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,
  • освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
  • научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
  • получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).

Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Формы подведения итогов: Результаты изучения данного курса предлагается заносить в сводную ведомость и оценивать по зачетной форме (См. Методическое обеспечение программы. Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков).

Итогом деятельности учащихся в конце учебного года должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно. Лучшие работы станут фондом материалов музея или новой экспозицией на сайте школы, продолжив, таким образом, славную историю своего учебного учреждения.

Содержание программы.

I этап: сентябрь-октябрь.

Первый год обучения условно можно называть "обзорным", как бы подготовительным к более серьезной работе. Дети получают представление об истории школы и достопримечательностях края, самых важных исторических событиях, происходивших на территории Черногорска и нашего округа, о быте, традициях и праздниках древних славян, об архитектуре и истории храмов, расположенных на территории современного Восточного округа, о грозных войнах, прокатившихся по нашей земле. Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно теплой погодой, позволяющей долговременные прогулки по окрестностям района с целью ознакомления ребят с памятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках – запомнить объект визуально, отметить его местонахождение, уметь найти его на карте. Для проведения этих занятий-путешествий необходимо иметь определенный инвентарь: карту местности (чтобы учить ребят ориентироваться по ней), бинокль, компас, блокнот и карандаш для записи краткой информации. Проводятся занятия-закрепления (не реже, чем через три прогулки). На них ребята работают с картами местности, картами центра города, контурными картами и отснятыми во время путешествий фотографиями. Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, назначение музейных предметов и т.д. На первом этапе работы в качестве учебного пособия разрабатывается "Лента времени".

II этап: ноябрь-февраль

Специфика второго этапа обучения.

Если на I-м этапе ребята путешествовали по местности, то на II-м этапе они начинают "путешествие во времени". Начинается изучение истории края. На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми дети познакомились на I-м этапе. Изучение истории края представляет собой освещение наиболее важных событий и распределение их в хронологическом порядке. Параллельно изучается и прошлое исторического школы. На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, боярский, царский, дворянский, купеческий быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялась архитектура  жилища и предметы быта, окружающие человека. Предметный мир каждой эпохи изучается не вообще, а как принадлежащий конкретному историческому лицу, каким-либо образом связанному с нашей местностью.

На II этапе дети посещают  музеи Республики Хакасии, в которых могут познакомиться с бытом, одеждой, хозяйственной утварью и этапами жизни коренного населения. В результате этой работы в активный словарный запас ребят вводятся понятия: памятник времени, музейный предмет, источник (вещественный, изобразительный, письменный, фоно- и видеозапись) и т.д.

Практические занятия на II-м этапе обучения включают:

● активную работу с «лентой времени», карточки для которой изготовляют ребята самостоятельно;

● занятия во время музейной экспозиции;

● работу с музейными предметами;

● использование закрепляющего лото;

III этап: март – май.

Специфика третьего этапа обучения.

В это время начинается подготовка к очередному городскому туристско-краеведческому слету. Практическая часть каждого занятия отводится на выполнение домашнего задания, данного организационным комитетом слета; идет подготовка документации, походного снаряжения и инвентаря.

На этом этапе дети знакомятся:

● с понятием «поисковая» и «исследовательская» работа;

● с периодами подготовки поисковой экспедиции;

● с составом экспедиции, снаряжением.

учатся:

● определять последовательность действий в ходе экспедиции;

● обрабатывать полученный материал;

● приобретают навыки работы с литературой.

Особое внимание уделяется вопросам соблюдения техники безопасности при проведении экспедиций.

В разделе музееведения ребята знакомятся с такими темами, как:

● музей – хранилище памяти цивилизации;

● музей – источник информации;

● виды и свойства музейных предметов;

● способы составления коллекций музейных предметов.

Учебно- тематический план работы музея на 2015-2016 уч.год

Название темы

Кол. часов

Дата

Примечание

1

Знакомство с фондом и работой школьного музея. Составление планов музея. Инвентаризация фондов музея.

4

07.09

14.09

21.09

28.09

30.09

2

Музейный урок «Учитель перед именем твоим»

1

05.10

3

Поисковая работа  «По следам школьных летописей»

4

12.10

19.10

26.10

09.11

4

Посещение обзорных выставок музея г. Черногорска

2

16.11

23.11

5

Музейный урок «День героя России»

1

30.11

6

Музейный урок «День конституции РФ»

1

07.12

7

Музейный урок «Битва под Москвой»

1

14.12

8

Поисковая работа «Войны, труженики тыла г. Черногорска»

5

21.12

11.01

18.01

25.01

01.02

9

Творческая работа «По следам археологических раскопок в Хакасии»

3

08.02

15.02

22.02

10

Создание банка данных презентаций для проведения экскурсий по музею

3

01.03

15.03

22.03

11

Подготовка и проведение викторины для учащихся -7 классов Что Вы знаете о войне

2

05.04

12.04

12

Музейные уроки «72-года. Победы над фашизмом»

5

19.04

26.04

03.05

10.05

17.05

13

Музейный урок «В.Г. Тихонов»

1

24.05

14

Итоговое занятие

1

31.05

Итого: 36 часов

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

Методы и формы обучения

Методы обучения:

Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:  применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический:  работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Формы обучения:

● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экспедиции по территории округа;

● экскурсии в государственные музеи города;

●  встречи со старожилами района Восточное Измайлово (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;

● подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;

● заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блицтурниров;

● изучение предметов материальной культуры из фонда музеев школы и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;

● атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.

Механизм оценки знаний

Для проверки знаний ребят на первом году обучения используются:

  • словарные диктанты,
  • кроссворды и ребусы,
  • работа с контурными картами,
  • небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме.

Литература, рекомендованная для чтения.

1. Аристова В.В. Икона. М. : Росмэн, 2002 .

2. Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей.  М.: Педагогика-Пресс, 1992 .

3. Виноградова Н.Ф., Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

4. Еремина Т.С. Предания о русских иконах.  М., 1988.

5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.

         6. Иностранцы о древней Москве. / Составитель Сухман М.М.  М., 1991.

         7. Калашников В.И. Славянская мифология.  М.: Белый город, 2001.

         8. Калашников В.И. Боги древних славян. М.: Белый город, 2001.

         9. Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993.

         10. Клиентов А.Е. Народные промыслы.  М.: Белый город, 2002.

         11. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1983 .

         12 . Кудряшов К., Яновский А. Москва в далеком прошлом. М., 1962.

         13. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории.  М. : Русич, 2000.

        14. Нуждина Т.Д. Чудо – всюду: мир вещей и машин.  Ярославль: Академия развития,  1998.

        15. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М., 1984.

        16. Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия. М.: АСТ, 1998.

        17. Осетров Е.И. Твой Кремль. М., 1980.

        18. Осетров Е.И. Живая древняя Русь.  М., 1984.

        19. Петрухин В.Я. Древняя Русь. М.: Слово, 2001.

        20. Петрухин В.Я. Славяне. М. : Росмэн,1999.

        21. Рабинович М.Г. Из жизни древней Москвы. М., 1961..

        22. Рогов А. Как строили на Руси. М.: Центр Детской книги, 1997.

        23. Шуклин В. Мифы русского народа.  Екатеринбург, 1995.