Коучинг в образовании
материал

Марадудин Роман Арсентьевич

Цели и задачи коучинга, а так же пути их решения

 Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouching_v_obrazovanii_1.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

                           Коучинг в образовании. 

На сегодняшний день тема «коучинг в образовании» по большей части рассматривается с позиции формирования личностного результата ученика. Новые ФГОС диктуют новые представления о результате обучения, происходит иное формирование задач образовательного процесса. Передача знаний, умений и навыков дополнена важностью личности самого ребенка и происходящими с ним в процессе обучения изменениями. Именно поэтому педагоги используют новые методики, призванные помочь воспитать мотивированную личность со способностями к саморазвитию, с четкой гражданской позицией. В педагогике приходит понимание, что для успешного решения этой задачи необходимо формирование позитивной, успешной среды, систематическое наблюдение за успехами и победами ученика, обеспечение формата непрерывного наставничества с максимальной поддержкой. Пока еще немногочисленные публикации по теме «коучинг в образовании» делают акцент на необходимости внедрения в образование формата «сопровождение учащихся в ходе образовательного процесса». Например, сами преподаватели делятся впечатлениями о посещении коучинг-центров, по большей части уделяя внимание тому, что основная роль коучинга — в продвижении учеников, оказании помощи в раскрытии потенциала, демонстрации им новых возможностей в наработке успешных стратегий и вариантов поведения. Данная проблема, безусловно, актуальна в связи с тем, что при глобальных изменениях в мире — необходимость поиска новых жизненно-мотивационных схем особенно высока. Важным педагоги считают позитивные изменения, касающиеся развития у учащихся нового типа мышления, основанного на уверенности в себе и будущем, на желании взаимовыгодного взаимодействия с окружающими.

Нет оснований ставить под сомнение то, что внедрение новых методик исключительно позитивно отразится на развитии отечественного образования и межличностных результатах учеников. Однако, обращаясь к теме «коучинга в образовании» редко рассматривается второй (но не менее важный) вариант применения этого эффективнейшего инструмента — «поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях».

В частности, 44 % директоров российских школ полагают, что в школах не хватает квалифицированных учителей, а 10 % считают, что их не хватает значительно. При том, что в небольших и средних городах число недовольных квалификацией своих учителей иногда превышает 60 %.  Основываясь на столь неутешительной статистике, будет полезно более детально рассмотреть вопрос, в чем суть коучинга, и как его можно применять в отечественной педагогике. Подход коучинга практикуется на основе восприятия человека, как сформировавшейся личности со своими целями, стремлениями и вариантами путей их реализации. В связи с этим — главной задачей коуча является формулирование для клиента путей решения его проблемы, а совместный поиск этих путей, индивидуальных для каждого человека. Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Самая важная задача — укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации. Эти полезные и нужные навыки необходимо развивать не только, и не столько у школьников. Преподаватели также нуждаются в систематической обратной связи, непрекращающемся личностном росте и возможности обсуждения профессиональных достижений, с последующим планированием путей реализации собственных целей

Компетентный и организованный персонал с высокой мотивацией, добивающийся успеха, уверенный в себе, эффективный и стремящийся к постоянному развитию — секрет успеха работы эффективного управленца. Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте. Все эти важные и полезные качества, без сомнения, важны и для современных педагогов

 Умение держать фокус на результат.  Умение вдохновлять, мотивировать, снимать тревогу и стресс.  Умение давать обратную связь.  Ценность руководителя в образовании, обладающего выше обозначенным набором характеристик, без сомнения высока, т. к. часто даже молодые специалисты, требующие особенно пристального внимания в начале своей карьеры,  не имеют необходимой связи с руководителем, не получают полноценную обратную связь, не имеют возможности эффективно планировать свою деятельность. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс применения коучинговых технологий в формате «повышения эффективности управленческой деятельности» руководителями образовательных организаций практически не применяется.

В настоящее время идея коучинга  реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.

 В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения».

На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект в дичностном развитии. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.

Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом.

Рассмотрим актуальность коучинга для образования:

·                   Создание нового продукта

·                   Поддержание качества образования

·                   Поддержка педагога в его работе

·                   Новый эффективный стиль преподавания

·                   Отношения внутри коллектива

·                   Решение внутренних задач.

Что же дает применение коучинга в педагогической практике?

—    Индивидуальный подход

—    Интерактивный подход

—    Развитие, стимуляция интереса к обучению

—    Повышение мотивации, осознанности

—    Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося

—    Развитие новых компетенций у педагога

—    Принятие личной ответственности

—    Удовлетворенность результатами

—    «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость

—    Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.

В педагогической практике коучинг базируется определенных ценностях:

•              конфиденциальность

•              честность

•              доверие

•              открытость

•              прозрачность

•              целостность

•              искренность

•              равенство.

 Основные принципы коучинга.

Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала.

Коучинговые технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения как учащегося так и учителя.

Выделим пять основных принципов коучинга

  • Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».
  • Второй, не менее важный принцип — вера в учителя, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели заказчика. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.
  • Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает закзчику готовых ответов и решений, заказчик должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать клиента к очевидному, направлять его.
  • Четвертый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы педагога, это непременно отразится на другой.
  • Последний основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее заказчика, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.

Этапы коучинга

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принять ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом является: активное слушание, вопросные технологии (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники.

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента.

Его ключевые задачи - это:

- Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

- Исследование текущей ситуации:( определение имеющихся ресурсов и ограничений)

коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

- Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

- Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

- Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

 Приемы коучинга, используемые в педагогической практике

Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом

Рассмотрим актуальность коучинга для образования:

·                   Поддержание качества образования

·                   Поддержка педагога в его работе

·                   Новый эффективный стиль преподавания

·                   Отношения внутри коллектива

·                   Решение внутренних задач.

Что же дает применение коучинга в педагогической практике?

  • Индивидуальный подход
  • Интерактивный подход
  • Развитие, стимуляция интереса к обучению
  • Повышение мотивации, осознанности
  • Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
  • Развитие новых компетенций у педагога
  • Принятие личной ответственности
  • Удовлетворенность результатами
  •  «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость
  • Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.

Хотелось бы отметить, что  использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:

•              конфиденциальность

•              честность

•              доверие

•              открытость

•              прозрачность

•              целостность

•              искренность

•              равенство.

Hассмотрим основные методы, применяемые в педагогической практике преподавателя – коуча:

Активно слушает, задает сильные вопросы, помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям, держит фокус на результат, вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс, даёт обратную связь.

Применение коучингового подхода в педагогической практике обозначает новую роль педагога:

Педагог – не просто передает знание, он – тренер талантов.

 Педагог раскрывает свой потенциал и потенциал обучающихся.

Коучинг – это больше вопросы, чем рассказ… 

 Сильные вопросы – не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить обучающегося послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения.

 Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству.

          Сильные вопросы приглашают обучающегося посмотреть внутрь себя или в будущее.

          Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей.

Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный момент времени.

Также, я применяю такой элемент, как шкала «Лесенка». На ней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на вопросы приведенные ниже.

1. С трудом ориентируюсь в предмете.

—    2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.

—    3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.

—    4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.

—    5. Выполняю задания только по образцу.

—    6. Сам выполняю задания по предмету.

—    7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.

—    8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.

—    9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.

—    10. Соотношу знания по предмету с получением определенной профессии.

Шкала оценивания:

В конце урока   1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

1.3.5 Структура урока с использованием приемов коучинг

Рассмотрим структуру традиционного урока и урока построенного на основе коучинга.

Структура урока

Структура урока коучинга

Организационный момент.

Создание доверительных отношений.

Формулирование темы и цели урока.

Определение темы и цели. Формат конечного результата.

Изучение нового материала; обобщение и систематизация и др.

Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов.

Домашнее задание.

Определение первых шагов – действий ведущих к цели.

Рефлексия.

Итоги. Ценность.

Организационный момент.

Благодарность.

План работы учителя наставника  Марадудина Романа Арсентьевича  с обучающимися 10-11 класса на 2021-2022 учебный год.

Содержание деятельности

Участники

Сроки исполнения

Планируемый результат

Организационный момент

10-11кл

сентябрь

Примечание: 10-11 классы в нашей школе маленькие, по 6- 8 учащихся, поэтому это приемлемо и эффективно.

Беседа и мониторинг личностных отношений учащихся между собой и педагогами. Выявление способностей каждого ученика по направлениям (учеба, спорт, увлечения, хобби), трудностей в семье,  взаимоотношений с одноклассниками,  родителями, педагогами.

учащиеся

сентябрь

Выявление способностей каждого ученика. Составление плана работы по направлениям.

Оказание посильной помощи в решении проблем и достижении результатов.

Родительское собрание с выявлением способностей каждого ребёнка по направлениям (учеба, спорт, увлечения, хобби), трудностей в семье,  взаимоотношений с одноклассниками,  родителями, педагогами.

родители

сентябрь

Сопоставление видения способностей учеников и родителей.

Результативность работы должна совпасть как минимум % на 70

Индивидуальная беседа с каждым учеником. Помощь в выборе дальнейшей профессии.

учащиеся

Октябрь-ноябрь

Совместное составление плана действий. Постановка задач и способы их достижений.

Совместное составление распорядка дня

учащиеся

Сентябрь – октябрь.

Научиться рационально распределять своё свободное время

Оказание психологической помощи в любых ситуациях

Учащиеся и родители

В течение всего учебного года

Преодоление трудностей, достижение планируемых результатов.

Оказание методической помощи в организации и проведении пед. процесса молодым специалистам.

Практиканты и молодые педагоги

В течение всего учебного года

Акклиматизация в коллективе, вливание в педагогический процесс.

Планирование и проведение мероприятий (классных, школьных), направленных на сплочение коллектива. (Эстафета преемственности, смотр строя и песни, товарищеские встречи по видам спорта между учащимися и педагогами, «Папа, мама, я – спортивная семья», субботник, сельские мероприятия..)

Все

В течение всего учебного года

Отсутствие разногласий, трений. Упрёков и раздоров. Тёплые дружеские взаимоотношения

Сплочение классного и пед. коллектива.

Участие всех учащихся в школьных мероприятиях различной направленности.

учащиеся

В течение всего учебного года

Добиться 100% участия во всех конкурсах и мероприятиях.

Агитация и пропаганда сдачи норм ВФСК  ГТО

Все

В течение всего учебного года

70-80% учащиеся 10кл, 100% учащиеся 11кл, 20% родители и педагоги

Подведение итогов I полугодия

Учащиеся и молодые специалисты

Январь

Выявление недочётов и исправления работы на год. Отметить хорошие и отличные результаты.

Сравнение с аналогичным периодом прошлого года.

Посещение уроков с целью определения трудности усвоения нового материала и выполнения домащнего задания, а также уровень преподавания предмета молодыми специалистами

Учащиеся и молодые специалисты

В течении всего учебного года

Мониторинг и постановка новых задач.

Прогресс в учебном процессе

Походы, выезды на природу, кино, экскурсии, озеленение пришкольной территории.

учащиеся

В течении всего учебного года

Изменение психологического отношения в классе, раскрепощённость, дружеское общение.

Индивидуальная беседа с каждым учеником. Помощь в выборе дальнейшей профессии.

учащиеся

Апрель - май

Совместное составление плана действий. Постановка задач и способы их достижений. Изменилось ли видение своей будущей профессии.

Планирование на каникулы

учащиеся

Май

Самостоятельное постановка задач и способы их реализации

Самоанализ проделанной работы, трудности, ошибки, мониторинг.

наставник

Май

Что удалось, трудности и успехи в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг в образовании: новые возможности лидерства

Коучинг успешно применятся не только на тренингах в бизнесе и психологии, но и в образовании в рамках лмчностно-ориентированного подхода....

Коучинг в образовании.

Кратко для выступления на педсовете....

Семинар «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»

Этот материал - разработка семинара "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО", проведенного с целью ознакомления учителей с коучинговым подходом в образовании....

Презентация к семинару "Коучинг в образовании".

Презентация к семинару "Коучинг в образовании"....

Коучинг в образовании

Применение коучинга в образовании...

Персонифицированный коучинг в работе с одаренными детьми и в инклюзивном образовании.

Коучинг-это целая жизненная система. Она касается не только образования, но и все жизни в целом. Один из лзунгов коучинга : " Здесь вы удивитесь своим возможностям" Для одаренного ребенка ко...