Рабочая программа "Занимательная математика" 6 класс
элективный курс (5, 6 класс)

Юлия Сергеевна Важдаева

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_6_klass_1.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика» для 6 класса

Учитель: Важдаева Юлия Сергеевна

Направление программы: обще-интеллектуальное

2021-2022 учебный год Кстово

Содержание

  1. Пояснительная записка        3
  2. Планируемые результаты освоения предмета        6
  3. Учебно-тематический план        7
  4. Содержание обучения        9
  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса        11
  6. Литература        12

Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Связь с уже существующими программами. Программа по курсу

«Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.

  1. Место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (34 занятий в течения учебного года). Один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана школы.

  1. Цель и задачи программы

Цель – повышение уровня математической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
  • Углубление        знаний,        умений,        навыков        быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
  • Развитие мотивации к изучению математики;
  • Развитие творчества;
  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
  • Способствовать развитию математических способностей;
  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

Воспитывающие:

  • Воспитывать        понимания,        что        математика        является        инструментом познания окружающего мира;
  • Воспитывать        ответственность,        усидчивость,        целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
  • Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие:

  • Способствование        развитию        у        детей        внимания,        воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
  • Развитие кругозора учащихся;

Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Занимательная математика» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема- тических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Планируемые результаты и способы их проверки

В результате занятий учащиеся должны

Знать:

  • старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
  • приёмы быстрого счёта;
  • методы решения логических задач;
  • свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
  • понятие графа;
  • понятие софизма.

Уметь:

  • читать и записывать римские числа;
  • пользоваться приёмами быстрого счёта;
  • быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
  • научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий;
  • использовать рациональный способ решения задач;
  • работать с чертежными инструментами;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • решать текстовые задачи на движение и совместную работу;
  • использовать различные приёмы при решении логических задач;
  • решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
  • решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.

Уровень результатов работы по программе:

Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.

Результаты второго уровня   развитие ценностных отношений к труду, к

другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.

Учебно– тематический план

(34 часа)

№ п/п

Тема занятий

Колич ество часов

Дата проведения

по плану

фактиче ски

1.Занимательная арифметика

3

1

Введение. Из истории интересных чисел. Запись цифр и чисел у других народов

1

2

Интересные свойства чисел

1

3

Приёмы быстрого счёта

1

2.Занимательные задачи

11

4

Магические квадраты

1

5-6

Математические фокусы, задачи со спичками

2

7-8

Математические ребусы

2

9

Софизмы

1

10

Пифагорейский союз

1

11-

12

Числовые ребусы (криптограммы), судоку

2

13

Задачи шутки

1

14

Старинные задачи

1

3.Логические задачи

5

15

Задачи, решаемые с конца

1

16

Круги Эйлера

1

17

Простейшие графы

1

18-

19

Задачи        на        перебор        всех        возможных вариантов. Вероятность события

2

4.Наглядная геометрия.

Математика в реальной жизни.

7

20-

22

Лист Мёбиуса. Геометрические задачи. Игра «Пентамино». Головоломка

«Танграм».

3

23-

24

Решение задач на совместную работу

2

25-

26

Задачи на движение

2

5.Решение нестандартных задач

8

27-

28

Как научиться решать задачи. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений

2

29-

30

Прямая        и        обратная пропорциональности

2

31

Решение задач «обратным ходом»

1

32

Денежные расчеты

1

33

Игра «Математический бой»

1

34

Подведение итогов

1

6. Содержание программы

Занимательная математика - 34 часа

  1. Занимательная арифметика (3ч)

 1. Введение. Из истории интересных чисел. Запись цифр и чисел у других народов.

Знакомство с историей возникновения чисел. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.

  1. Интересные свойства чисел

  2. Приёмы быстрого счёта

Некоторые приёмы быстрого счёта. Знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001 и т.д.

2. Занимательные задачи (11ч)

 4. Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

5-6. Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.

7-8. Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

  1. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

Основные моменты: учатся строгости рассуждений и более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.

Формы организации: теоретические и практические

  1. Пифагорейский союз

Основные моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяю- щий многое в жизни человека.

11-12. Числовые ребусы (криптограммы ). Судоку.

Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.

  1. Задачи – шутки

Решение шуточных задач в форме загадок.

  1. Старинные задачи

Решение старинных задач.

3. Логические задачи (5ч.) 15. Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».

  1. Круги Эйлера.

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

  1. Простейшие графы

Понятие графа. Решение простейших задач на графы.

18-19. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события

Умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. Умение применять вычислительные навыки        при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

  1. Наглядная геометрия.

Математика в реальной жизни (7ч.)

20-22. Лист Мёбиуса. Геометрические задачи.

Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения . Изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино». Головоломка «Танграм».

23-24. Решение задач на совместную работу.

Основные моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

25-26. Решение задач на движение.

Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

  1. Решение нестандартных задач (8ч)

27-28. Как научиться решать задачи. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений

Основные моменты: познакомить с основными приемами работы над текстом задачи

Формы организации: теоретические и практические

29-30. Прямая и обратная пропорциональности.

Основные моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

Формы организации: теоретические и практические

  1. Решение задач «обратным ходом».

Основные моменты: рассмотреть графический способ решения задач.

Формы организации: теоретические и практические

  1. Денежные расчёты

Основные моменты: вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. ГРИВНА = 10 КОПЕЕК; АЛТЫН

= 3 КОПЕЙКИ; ПОЛУШКА = 1/4 КОПЕЙКИ.

  1. Игра «Математический бой»

Занятие в игровой форме.

  1. Подведение итогов.

В игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.

Методическое обеспечение программы

Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые; Формы занятий – беседа, практикум, игра

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Меташкола:

1.тесты

по

математике

http://metaschool.ru/test.php

2.игры

http://metaschool.ru/games.php

Конкурс «Кенгуру»:                http://mathkang.ru/ Метод.копилка        http://www.metod-kopilka.ru/matematika.html

Математика для школы:        http://math4school.ru/

Интеллектуальный досуг: http://potehechas.ru/golovolomki/golovolomki_8.shtml Сайт Prometheanplanet:        http://www.prometheanplanet.ru/ Видеоуроки: 1. http://www.videouroki.net/index.php?subj_id=2&klass=6

2.       http://www.uchportal.ru/video

Список литературы Литература для учителя

  1. Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2014.; и Приложение к учебнику на электронном носителе

  1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014; и Приложение к учебнику на электронном носителе

  1. Задачи на смекалку. 5–6 классы / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2005–2012;

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.
  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.
  3. Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.
  4. Олехник        С.Н.,        Нестеренко        Ю.В.,        Потапов        М.К.        Старинные        за- нимательные задачи. - М., 1996.
  5. Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.
  6. Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.
  7. Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.
  8. Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград, 1997.
  9. Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.
  10. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.
  11. Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.
  12. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М., 1996.
  13. Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5- 6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....