Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лепская Виктория Александровна

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных специалистов способные, одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей. Задача современного учителя – дать возможность и одаренным и «потенциально одаренным» детям проявить и развить свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.lepskaya_v.s._vaskina._statya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребенка средствами включения его в исследовательскую деятельность.

Лепская Виктория Александровна,

Заместитель директора по УВР, учитель английского языка МБОУ г. Мурманска СОШ № 13, e-mail vika-sever@yandex.ru, м.т. 8 921-165-29-96

Васькина Виктория Сергеевна,

Учитель начальных классов, руководитель НОУ МБОУ г. Мурманска СОШ № 13, e-mail vaskinavs@yandex.ru, м.т. 8 911-314-40-34

Аннотация:

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных специалистов способные, одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей. Задача современного учителя – дать возможность и одаренным и «потенциально одаренным» детям проявить и развить свои способности.

Как нельзя лучше для достижения этой цели подходит проектная исследовательская деятельность. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с креативностью. Для того, чтобы оценить потенциал каждого ученика, выявить его способности, вовремя скорректировать и направить их для получения лучшего результата, необходимо проводить диагностику креативности (методики Э. Вартега, Р. С. Немова, С. Медника, Е. Е. Туник, Дж. Э. Шострема).

Формами организации учебно-исследовательской деятельности в школе является индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей-наставников. В начальном звене - это проектная деятельность, в большей степени связанная с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В среднем звене наиболее эффективной моделью является разработанная дорожная  карта «исследователь-наставник», представляющая собой подробный план организации и сопровождения процесса исследования и оформления его результатов.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности заключается в повышении мотивации в получении дополнительных знаний, изучении методов научного познания, рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся необходимых компетенций (информационных, коммуникативных, учебно-познавательных), чувства ответственности, самодисциплины, развивает исследовательские и творческие способности.

Ключевые слова: одаренность, креативность, творчество, диагностика, проект, учебно-исследовательская деятельность, дорожная карта.

Введение

В условиях современной жизни 21 века, для которой характерно стремительное развитие науки, техники и технологий, времени информационного бума и практически неограниченных возможностей человека, в стране возрастает потребность в людях, умеющих работать в команде, нестандартно решать поставленные задачи и обладающих критическим мышлением. Современное общество нуждается в личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Очевидно, что система образования отвечает на имеющийся в государстве и обществе запрос на новые результаты образования, устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие требования к условиям и результату образования, а также к структуре новых образовательных программ (ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования). Также одним из актуальных направлений модернизации современного образования является широкое использование проектной, учебно-исследовательской и исследовательской деятельности в школе с целью всестороннего развития способностей ребенка, включая развитие творчества и креативности, и определение сферы его одарённости [1,2].

Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование). Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.) [3]. Л.С. Выготский рассматривал познавательное развитие как обучение детей, которые пребывают в роли учеников. Однако рядом всегда должен быть учитель, передающий опыт. Лишь в этом случае познавательное развитие будет успешным для ученика. Идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития естественно вытекает из положения: познание сначала развивается в социальной ситуации и постепенно переходит под независимый контроль ребенка. Освоенные во внешней форме знания преобразуются во внутренние, умственные (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) [4]. В настоящее время изучению вопроса организации проектной и исследовательской деятельности в школе уделяют внимания многие учёные такие, как Савенков А.И., Голубева Э.А., Лейтес Н.С. В свою очередь хочется отметить, что современные педагоги, широко применяющие на практике исследовательскую деятельность для развития одарённости, творчества и креативности учащихся, также накапливают бесценный опыт организации подобной работы.

Одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми  [5]. Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Безусловно, учителю легче увидеть интеллектуальный тип одаренности учащихся (обычно таких ребят называют «умными», «толковыми», сообразительными), которые обладают значительными знаниями в разных (или конкретной) областях(и), точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал и проявляют высокие результаты в учебной деятельности. Однако существуют «потенциально одарённые» дети, имеющие умственный (творческий, художественный) потенциал, который можно и нужно развивать при создании определённых условий. Такие учащиеся зачастую не демонстрируют высокие результаты в обучении, что нередко связано не с их интеллектом или определёнными способностями, а отношением к учению и вообще к школе  [6,7]. Именно такие дети остро нуждаются в том, чтобы взрослые заметили их высокий творческий потенциал и помогли преодолеть трудности его реализации и развития.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности. Креативность – это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом [8]. Многие считают, что «креативность» и «творчество» – это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество – это вдохновение автора, его способности. А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого [9].

Для того, чтобы оценить потенциал каждого ученика, выявить его способности, вовремя скорректировать и направить их для получения лучшего результата, необходимо проводить диагностику креативности. Мы рекомендуем проводить ее на разных этапах обучения в начальной и основной школе: в 1, 4, 7 и 9 классах с целью мониторинга динамики креативности.

Из отдельных методик для изучения креативности можно использовать тест «Круги» Э. Вартега, показатель оригинальности рисунка «Несуществующее животное»; при изучении вербальной и семантической креативности — методики «Придумай рассказ» Р. С. Немова, «Классификации», «Предложения», тест «Три слова» (модификация В. Меде и К. Пиорковского), тест RAT С. Медника (подростковый вариант в адаптации Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной и взрослый вариант в адаптации А. Н. Воронина). Для изучения личностной креативности можно использовать опросник креативности Джонсона в адаптации Е. Е. Туник, шкалу «Творческие характеристики» из комплекса для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли в адаптации Л. В. Поповой и шкалу «Стремление к творчеству» опросника САМОАЛ (модификация опросника POI Э. Шострема в адаптации Н. Ф. Калиной) [10,11,12].

 Диагностика, проводимая в динамике, показывает, что дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга, причём их способности и креативность могут меняться в зависимости от возраста. Учащиеся могут проявлять художественную (высокие достижения и интерес в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности), интеллектуальную (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр), спортивную, социальную (организаторские умения, лидерские качества, способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с людьми), творческую (нестандартность мышления, часто непохожий на других взгляд на мир и отношение к жизни), академическую («способность учиться», постоянная самоорганизация и самоконтроль, повышенная мотивация к успешности в обучении - так называемые «профессионалы школьного труда») одарённость [5,13] В зависимости от выявленных результатов и «запросов» ребёнка, учителя вовлекают его в различные виды деятельности, конкурсные мероприятия, дают рекомендации родителям для посещения секций и кружков определённой направленности.

Безусловно, в образовательном учреждении при организации учебного процесса бОльшее внимание уделяется интеллектуальной, академической и творческой одарённости учащихся. В требованиях ФГОС для начальной и основной школы прописано о необходимости использования проектной, учебно-исследовательской и исследовательской деятельности в учебном процессе, а важнейшей задачей современного учителя становится обучение учеников основам проектно-исследовательской деятельности. Под проектной деятельностью обучающихся следует понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, которая имеет общие цели, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата деятельности [14]. Проектная деятельность ориентирована на получение конкретного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и который необходим для конкретного использования. Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта. Результат должен быть точно соотнесён со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками [15].

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, таких, как:

- постановка проблемы, выдвижение гипотезы;

- изучение теории, посвященной данной проблематике;

- подбор методик исследования и практическое овладение ими;

- экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

- научный комментарий, собственные выводы [16,17].

Учебно-исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний, а также активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении. Главным результатом исследовательской (учебно-исследовательской) деятельности школьников является открытие знаний новых для них самих, но не для науки  [18]. В свою очередь научное исследование предполагает несомненную научную новизну, открытие принципиально нового, никогда ранее не существовавшего или не определенного закона, закономерности, принципа. Таким образом, зачастую научно-исследовательская деятельность в школе подразумевает:1) создание нового из нескольких ранее созданных, разработанных другими идей, решений, методик; 2) усовершенствование разработанного, созданного другими исследователями; 3) адаптация разработанного, созданного другими исследователями в новых условиях [19].

Результаты исследования (опыта)

С целью создания условий для формирования интереса обучающихся к проектной, поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности, способствующей творческому развитию и повышению интеллектуального уровня обучающихся, в нашем образовательном учреждении организовано школьное научное общество, которое курирует всех учащихся школы начального и основного звена и оказывает консультативную помощь учителям школы в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности [20]. Кроме того, в школе осуществляется систематическая работа по подготовке учащихся к олимпиадам, участию в научно-практических конференциях и конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней, цель которых – выявление одаренных и мотивированных к исследовательской деятельности учащихся. Формами организации работы является индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей-кураторов.

В начальном звене в параллели каждого класса активно осуществляется проектная деятельность в большей степени связанная с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В 1-2 классах это чаще всего коллективные проекты, командная работа, в которой у каждого участника есть своя роль, функция – лидер, генератор идей, критик, спикер, оформитель и т.д., написанная на бейдже. В следующем проекте участники меняются ролями. Таким образом, у каждого ученика есть возможность проявить свои способности, свои лучшие качества [21].  В 3-4 классах учащиеся пробуют свои силы в индивидуальных проектах. Типы проектов различаются по учебному предмету (монопредметные – межпредметные, внепредметные - внешкольные), по продолжительности (краткосрочные – одна неделя, среднесрочные – несколько недель и долгосрочные – несколько месяцев), по числу участников (групповые и индивидуальные) и по направлениям деятельности (исследовательские, игровые, социальные и прикладные) [22,23].  В качестве примера рассмотрим проект среди учащихся 2 класса «Где мы могли бы случайно встретиться?». Это был коллективный краткосрочный игровой проект, направленный на развитие интереса к путешествиям по России. Ученики выяснили, в каких местах чаще всего бывают на каникулах их одноклассники, и создали коллективную работу со своими фотографиями на фоне достопримечательностей из этих мест. Презентация проекта включала рассказ об этих достопримечательностях. Также работа предусматривает продолжение, т.к. после путешествий с родителями фотографии можно добавлять. Самыми популярными местами оказались Санкт-Петербург, Москва, Ейск, Великий Новгород и Териберка.

Также мы ввели такую форму работы на уроках русского языка как лэпбук. Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук- это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Эта форма работы помогает структурировать знания, развивать креативность и работать со справочным материалом. Во время работы на уроке учащимся разрешается пользоваться их лэпбуком в качестве справочника.

Самое главное достоинство работы по изготовлению лэпбука в его доступности. Учащиеся затем стали применять этот метод при выполнении заданий по другим учебным предметам.

В основном звене чаще организуется учебно-исследовательская деятельность, предполагающая поиск новых знаний и направленная на развитие у обучающегося умений и навыков научного поиска  [24]. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что наиболее эффективная модель в организации учебно-исследовательской деятельности в школе является разработанный индивидуальный маршрут «исследователь-наставник», когда определена конкретная проблема исследования, сформулирована гипотеза, обозначены основные этапы исследования и намечен план его проведения. Идея такого индивидуального маршрута заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Мы уверены, что искусство педагога - наставника (научного руководителя) при организации такой работы заключается в том, чтобы ученик чувствовал, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей [25]. Важно понимать, если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.

Модернизация системы образования, соответствие требованиям ФГОС, систематическое использование в работе с учащимися проектно-исследовательской деятельности, несомненно, требуют от современного педагога определённого стиля работы, который направлен на постоянное профессиональное совершенствование, самообразование и повышение педагогических компетенций (предметной, информационно-коммуникативной, социально-психологической, профессионально-коммуникативной и т.д.). Кроме того, активное участие педагогов и их учащихся в проектах научно-исследовательской направленности (конкурсы, выставки, конференции, семинары) позволяют накапливать практический опыт, необходимый для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности в школе. Сегодня современный учитель выполняет несколько ролей:

- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

- мотиватор, раскрывающий перед учащимися процесс исследовательской деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;

- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам;

- руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;

- «Человек, который задает вопросы» - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки);

- координатор всего исследовательского процесса;

- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта и рефлексию полученных результатов [26,27].

Рассмотрим для примера дорожную карту реализации исследовательской работы ученика 5 класса, которая представляет собой подробный план организации и сопровождения процесса исследования и оформления его результатов (Приложение 1).

Заключение. Опыт нашей работы доказывает, что проектно-исследовательская деятельность способствует улучшению успеваемости, повышению качества обучения, развитию творческих способностей и приводит к формированию образованной и самостоятельной личности. Об этом свидетельствуют систематические результаты внутришкольного мониторинга качества обученности, успешные результаты участия детей в мероприятиях различной направленности и обратная связь от самих обучающихся и их родителей.  Безусловно, создание учебно-исследовательской работы — очень трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как ребят, так и педагогов.

Литература

  1. Национальный проект «Образование». [Интернет ресурс]. -  Модернизация системы образования // http://www.minobraz.ru.  
  2. Национальный проект «Образование». [Интернет ресурс]. - Федеральные государственные образовательные стандарты //  http://www.minobraz.ru.
  3.  Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов;- М.: Интор, 1996. 542 с.
  4. Выготский, Л.С. [Текст]/Собр. соч.: В 6 т., Т.1 / Л.С. Выготский; - М. Педагогика, 1982. 487 с.
  5. Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования. – Самара, 2007, с.477
  6. Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости// Вопросы психологии. – 1988. - №4. – с.99
  7. Лейтес Н.С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова// Вопросы психологии. – 1976. - №5. – с.45-46
  8. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
  9. Штерн В. Одарённость детей и подростков и методы её исследования. – М, 1926г
  10. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., "Вербум-М", 2001.
  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
  12. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 1. – С. 100–107.
  13. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике [Текст] / Н.А.Семенов   - Владивосток: Дальнаука, 2003. -С.221-224.
  14. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. –2005. – №4. – С. 29-39
  15. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М, 1993.
  16. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». Сер. «Сборники и монографии». – М., 2006. 114 с. – С. 78–80.
  17. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. 204с. – С. 154–168.
  18. Семенова, Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] / Н.А.Семенов //Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. - Томск, 2003.- С. 188-191
  19. Якимов, Н.А.   Исследовательская работа школьников [Текст]/ Н.А. Якимов; - 2003.- №1. - С. 48-51
  20. Брусянина Е.И. Организация и содержание работы научного общества учащихся НОУ // Первое сентября. – 2009. - №8
  21. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике [Текст] / Н.А.Семенов   - Владивосток: Дальнаука, 2003. - С.221-224.
  22. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 1. – С. 100–107
  23. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков.  М.: «Сентябрь», 2003. - С.204
  24. Гафитулин, М.С. П.  Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]/М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
  25.  Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  26. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: книга для учителя / М. Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1988. – 173, [2] с. – С. 36–38.
  27. Новикова С.Н., Верлооченко Г.В. Проектно - исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка»/Режим досту-па: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op12-13/apo_12-13/inostr12-13.asp
  28. Полат Е.С. Исследовательская работа на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
  29. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова [Текст]/Г.И. Осипова; - Волгоград: Учитель, 2007
  30. Балуева М.В. Исследовательская деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации и творческой активности учащихся – РЕЖИМ ДОСТУПА https://infourok.ru/material.html?mid=64672
  31. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб. – Питер, - 2009, - 434 с.
  32. Голубева Э.А. Способности и склонности, - М.: 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность

В данной статье представлен  педагогический  опыт внедрения в образовательный процесс  ведущего   метода обучения развития способностей  одарённых учащихся – метод...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2         города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....

Педагогическая мастерская: «Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...

Статья: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»

В статье описывается опыт работы с одаренными детьми через реализацию творческих проектов и исследований по выбранной теме. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развить творческую активно...

Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через ...