Рабочая программа Скретч-программирование
рабочая программа (7 класс)

Коротина Татьяна Анатольевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  «Программирование в Scratch»

Направленность: общеразвивающая

Возраст учащихся: 8 – 14 лет

Срок реализации: 1 год (35 часов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_scratch.docx308.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза

К.С. Заслонова»

C:\Documents and Settings\KIRILLOVA\Рабочий стол\Титульный доппрограммы.jpeg

«Принята»

На заседании  

педагогического совета

Протокол №  ____  от  ________ 2021г

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ №131

_________________И.С. Теплякова

Приказ № _____ от  ________  2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В SCRATCH»

Направленность: общеразвивающая

Возраст учащихся: 8 – 14 лет

Срок реализации: 1 год (35 часов)

Автор-составитель:

Коротина Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

г. Карталы

 2021/2022 год

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

2.

Сроки реализации программы

4

3.

Уровень освоения программы

4

4.

Цель программы

4

5.

Задачи программы

4

6.

Категория обучающихся

4

7.

Формы организации образовательной деятельности

5

8.

Режим занятий

5

9.

Планируемые результаты

5

10.

Календарный учебный график

8

11.

Учебный план

8

12.

Содержание учебного плана

8-9

13.

Формы контроля

10

14.

Оценочные материалы

10

15.

Методические материалы

12

16

Материально-технические условия реализации программы

13


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование в Scratch» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года);

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программа) учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.

Программа разработана на основе Программы курса «Творческие задания в среде программирования Scratch» (Цветкова М.С., Богомолова О.Б. «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: Бином, 2015.).

Данный курс ориентирован на программирование в среде Scratch, а также на развитие логического и алгоритмического мышления. Ученики получать представление об элементарных алгоритмах, которые используются в разработке игр, узнают, какие бывают игры и как их создают, какие этапы проходит компьютерная игра, прежде чем попасть в руки игроков. Все это позволит ученикам развить мышление, представить разработку игр, как профессиональную деятельность. 

В последние годы стал популярным язык и одноименная среда программирования - Scratch. Это можно объяснить потребностью и педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое позволит легко и просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие способности.

Данная программная среда дает принципиальную возможность составлять сложные по своей структуре программы, не заучивая наизусть ключевые слова, и при этом в полной мере проявить свои творческие способности и понять принципы программирования.

Занятия по программе будут проводиться на обновленной материально – технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Особенности среды программирования Scratch:

Объектная ориентированность; поддержка событийно-ориентированного программирования; параллельность выполнения скриптов; дружественный интерфейс; разумное сочетание абстракции и наглядности; организация текстов программ из элементарных блоков; наличие средств взаимодействия программ на Scratch с реальным миром посредством дополнительного устройства; встроенная библиотека объектов; встроенный графический редактор; активное интернет-сообщество пользователей.

2. Сроки реализации программы.

Количество учебных недель

Количество часов

Теория  

Практика  

1 четверть

8

8

9

9

2 четверть

9

9

8

8

3 четверть

10

10

10

10

4 четверть

8

8

8

8

Год

35

35

35

35

В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: 2-9 классы – 35 учебных недель. В связи с этим, рабочая программа по внеурочной деятельности в 4-7 классах составлена на– 35 часов из расчета – 1 часа в неделю.

3. Уровень освоения образовательной программы:

Базовый (общеразвивающий)

4. Цель программы:

Обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.

5. Задачи программы:

  1. Формирование информационной активности детей, то есть готовность в любой момент приступить к информационной деятельности в учебной, познавательной, художественной и исследовательской деятельности в школе, дома, со сверстниками, а также в коллективе со старшими и младшими.
  2. Формирование вкуса к художественной деятельности и визуальной грамотности, то есть умение и желание видеть и создавать красивое.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, а также закладывание пропедевтики наиболее значимых тем курса информатики
  4. Подготовка к участию в олимпиадах по математике и информатике, а также в научно-практических конференциях.

 

        Данный курс нацелен на решение не только основных учебных задач, но и на широкий круг задач вспомогательного характера: развитие смекалки, скоростных качеств визуального диалога с компьютером, развитие дизайнерского вкуса, воспитание ценностных позиций к культурному наследию, формирование начал эрудиции в вопросах визуальных искусств, расширение кругозора в области информационных технологий и новых визуальных устройств, воспитание стремления к эстетическим качествам в любом труде и уважения плодов чужого труда.

6. Категория обучающихся

Группа состоит из 15 учащихся возрастом:

  1. 7-8 лет
  2. 9-10 лет
  3. 11-13 лет

7. Формы организации образовательной деятельности.

Занятия, как правило, должны проводиться в кабинете информатики, группой 15 человек. Необходимое условие – наличие подключения к сети интернет, использование образовательного контента Scratch.mit.edu.

Практическая часть работы – работа в среде программирования со скриптами и проектирование информационных продуктов. Для наилучшего усвоения материала практические задания рекомендуется выполнять каждому за компьютером. При выполнении глобальных проектов рекомендуется объединять школьников в пары. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения рефлексивных упражнений и практических заданий. Итоговый контроль осуществляется по результатам разработки проектов. Формы подведения итогов: презентация проекта, викторина, игра.

Особенности проведения занятий:

  • теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
  • для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применяются рефлексивные интерактивные упражнения;
  • практические задания составляются так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
  • практические задания могут включать в себя работу с готовым проектом на редактирование скрипта, на дополнение скрипта командами, на сборку скрипта самостоятельно;
  • работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.

8. Режим занятий

Продолжительность занятия

Периодичность занятий в неделю

Количество занятий в год

45 минут

1 раз

35 часов

9. Планируемые результаты освоения курса

        В основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

        В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Полученные навыки работы в Scratch будут полезны в практической деятельности: помогут школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, будут применяться при создании и исследовании компьютерных моделей по школьным дисциплинам, помогут при изучении таких школьных дисциплин, как «Математика», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также для более серьезного изучения программирования в старших классах.

        Работа с Интернет-сообществом скретчеров позволит освоить навыки информационной деятельности в глобальной сети: размещение своих проектов на сайте, обмен идеями с пользователями интернет-сообщества, овладение культурой общения на форуме.


  1. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Начало учебного года

01.09.20.

01.09.20.

01.09.20.

Продолжительность учебного года

35 недели

35 недель

35 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

5 дней

5 дней

Распределение объединений по сменам:

1 смена – 1-11 классы

1 смена – 1-11 классы

1 смена – 1-11 классы

Продолжительность

занятий

45 минут.

45 минут

45 минут

Входная диагностика

16.09.-20.09.20г.

16.09.-20.09.20г.

16.09.-20.09.20г.

Текущий контроль

7.11.20-

27.12.20;10.03-20.03

7.11.20-27.12; 10.0320.03

7.11.20-27.12;10.03-

20.03

Промежуточная аттестация

05.09.20-30.05.21г.

28.04.-30.05.21г.

28.04.-30.05.21г.

Окончание учебного года

25.05.21г.

31.05.21г.

31.05.21г.

Каникулы (осенние)

26.10.20

01.11.20г.

26.10.20-01.11.20г.

26.10.20-01.11.20г.

Зимние

28.12.20.-10.01.21г.

28.12.20.-10.01.21г.

28.12.20.-10.01.21г.

Весенние

22.03.21.-30.03.21г.

22.03.21.-30.03.21г.

22.03.21.-30.03.21г.

Дополнительные для 1 класса

15.02.21-21.02.21г.

  1. Учебный план

№ № п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Знакомство и погружение в Скретч.  Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ. Режимы.

12

2

10

Устно

3.

Разрабатываем  проекты 

22

4

18

Защита проектов

ИТОГО

35

7

28

12.Содержание программы

Рассматриваемые вопросы: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, команды и исполнители, Scratch - возможности и примеры проектов, интерфейс и главное меню Scratch, сцена, объекты (спрайты), свойства объектов, методы и события, программа, команды и блоки, программные единицы: процедуры и скрипты. линейный алгоритм, система координат на сцене Scratch, основные блоки, цикл в природе, циклические алгоритмы, цикл «Повторить n раз», цикл «Всегда», библиотека костюмов и сцен Scratch, анимация формы, компьютерная графика, графические форматы и т. д. Запись звука, форматы звуковых файлов, озвучивание проектов Scratch, сообщество Scratch, регистрация на сайте, публикация проектов Scratch, использование заимствованных кодов и объектов.

13.Формы контроля

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы контроля, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Программирование в Scratch»: практическая работа, выполнение и презентация творческого проекта, защита индивидуального проекта, игра, выставка работ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Программирование в Scratch»: итоговая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, портфолио.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Программирование в Scratch»: демонстрация и защита творческих работ, диагностическая карта, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.

14.Оценочные материалы

Предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Программирование в Scratch»

Код результата обучения

Наименование

Л1

─ готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Л2

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Л3

готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений

Л4

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

М1

умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

М2

умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

М3

умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

М4

умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

М5

умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

М6

умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

П1

владение основными понятиями курса

П2

 выявление и формулирование проблемы

П3

планировать этапы выполнения работ, осуществлять контроль за ходом и результатами выполнения проекта

Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых в процессе изучения

Код результата обучения

Содержание учебного материала (темы)

Вид оценочного средства

Количество вариантов

Л1, Л4, М1, М2, П1

Тема 1.1 Введение

Интеллект-карта

1

Л1, Л2, Л3, М2, М3, М4, П1, П2

Тема 1.2 Выбор и формулирование проблемы, постановка цели, задач.

Кейс-задача

2

Л3, Л4, М1, М5, М6, П1, П3

Тема 1.3 Этапы работы над проектом

Кейс-задача

15

Л1, М2, М6, П1, П3

Защита проекта

Доклад

По количеству проектных групп

Примерный перечень контрольно-оценочных средств

№ п/п

Наименование

Краткая характеристика

Представление

1

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебноисследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды

Темы рефератов

2

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

3

Кейс-задача

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессионально ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы

Задания для решения кейс-задачи

4

Деловая игра

Совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать проблемы

Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре

15. Методическое обеспечение.

Для осуществления программы используются следующие методы обучения и воспитания:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный
  2. По уровню познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый (эвристический), исследовательский.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

     Для поддержания интереса у учащихся к занятиям используются различные формы организации занятий: встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый стол, праздник, презентация, творческая мастерская, тренинг.

     Образовательный процесс – организуется в очной форме, частично дистанционно для передачи информации между руководителем и учащимися.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с.
  2. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.
  4. Пашковская Ю.В. «Творческие задания в среде программирования Scratch. 5-6 классы. Рабочая тетрадь» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Примерные программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
  6. Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51–56.
  7. Цветкова М.С., Масленикова О.Н. «Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов: Практикум» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68–81.
  9. Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч
  10. Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch
  11. Scratch | Home | imagine, pgogram, share [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu
  12. Scratch | Галерея | Gymnasium №3 [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042

Электронные образовательные ресурсы: 

  1. https://infourok.ru/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-klassov-v-ramkah-fgos-igri-v-scratc-2901141.html
  2. http://scratch.mit.edu  – официальный сайт Scratch
  3. http://letopisi.ru/index.php/Скретч  - Скретч в Летописи.ру
  4. http://setilab.ru/scratch/category/commun  - Учитесь со Scratch
  5. http://socobraz.ru/index.php/Школа_Scratch
  6. http://scratch.sostradanie.org – Изучаем Scratch
  7. http://odjiri.narod.ru/tutorial.html – учебник по Scratch
  8. http://younglinux.info - Цикл из 10 уроков “Введение в Scratch”
  9. http://anngeorg.ru/info/scratch – Знакомимся с программой Scratch
  10. LearningApps.org 

16. Материально-технические условия реализации программы

Оборудование:

- Светлый и тёплый кабинет с хорошим освещением и удобными рабочими столами и стульями

Техническое оснащение:

  1. Персональный компьютер для учителя, ноутбуки для учащихся
  2. Подключение к Интернет
  3. Мультимедийное оборудование (интерактивная доска)
  4. кабель HDMI
  5. принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Календарно-тематическое планирование Скретч-программирование

Тематическое планирование Scratch-программирование...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...