Рабочая программа ОСНОВЫ 3D - МОДЕЛИРОВАНИЯ
рабочая программа (8 класс)

Коротина Татьяна Анатольевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  «Основы 3D - моделирования»

Направленность: инженерная

Возраст учащихся: 7 – 17 лет

Срок реализации: 1 год (35 часов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3d-modelirovanie.docx300.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза

К.С. Заслонова»

C:\Documents and Settings\KIRILLOVA\Рабочий стол\Титульный доппрограммы.jpeg

«Принята»

На заседании  

педагогического совета

Протокол №  ____  от  ________ 2021г

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ №131

_________________И.С. Теплякова

Приказ № _____ от  ________  2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  «ОСНОВЫ 3D - МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Направленность: инженерная

Возраст учащихся: 7 – 17 лет

Срок реализации: 1 год (35 часов)

Автор-составитель:

Коротина Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

г. Карталы

 2021/2022 год

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

2.

Сроки реализации программы

4

3.

Уровень освоения программы

4

4.

Цель программы

4

5.

Задачи программы

5

6.

Категория обучающихся

5

7.

Формы организации образовательной деятельности

6

8.

Режим занятий

6

9.

Планируемые результаты

6-8

10.

Календарный учебный график

9

11.

Учебный план

9

12.

Содержание учебного плана

10

13.

Формы контроля

10

14.

Оценочные материалы

11-13

15.

Методические материалы

14

16

Материально-технические условия реализации программы

15


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы 3Д-моделирования» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года);

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программа) учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.

  Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определённые способности к 3D моделированию, на формирование у обучающихся ряда компетенций: информационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых необходимых для дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной сфере информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта при работе в графических средах.  Данная программа представляет собой дополнительную, общеобразовательную программу инженерной направленности и предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 7-8 классов основной школы, ориентированных на проявление интересов и склонностей в области информатики, математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В курсе решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью специализированного редактора трехмерной графики SketchUp.

Планируемые данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов. Программа является модульной и состоит из 8 модулей. Каждый из модулей предусматривает организацию определённого вида внеурочной деятельности подростков и направлен на решение определенных задач. Преобладающей формой текущего контроля выступает самостоятельные практические работы в виде проектов.

        Актуальность курса обусловлена его направленностью   на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в различных сферах деятельности и становятся все более значимыми для полноценного развития личности. Данный курс развивает творческое воображение, конструкторские, изобретательские, научно-технические компетенции школьников и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий, таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

     Новизна программы состоит в том, что создание и реализация в образовательных учреждениях программ дополнительного образования в области 3D моделирования обеспечивает современного российского школьника определенным уровнем владения компьютерными технологиями, а также социально-экономической потребностью в обучении. Дает дополнительные возможности для профессиональной ориентации школьников и их готовности к профессиональному самоопределению в области технических профессий. Занятия по 3D моделированию формируют    знания в области технических наук, дают практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие и дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе.  Полученные знания, учащиеся могут применить при разработке мультимедийных презентаций в образовательном процессе.  Трехмерное моделирование является основой для изучения систем виртуальной реальности.

В качестве программной среды для курса выбран продукт, представляющий собой бесплатную и простую в использовании в области создания трехмерной графики программы SketchUp. SketchUp — программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов. Ее главное достоинство –уникальный по простоте, логичности и удобству интерфейс.

2. Сроки реализации программы.

     Программа адресована ученикам -1 - 11 класса, рассчитана на 1 год, 35 часов, 1 час в неделю.

3.Уровень усвоения программы: базовый уровень

4. Цель программы:

Формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и овладение навыками работы в программе SketchUp.

5. Задачи программы:

1. Образовательные:

- дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении, промышленном и бытовом применении, перспективах развития;

- познакомить с   основными инструментами и возможностями создания и обработки изображения в программе SketchUp;

 научить ориентироваться в трехмерном пространстве сцены;

- научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;

- научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;

- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;

- научить создавать простые трехмерные модели;

2. Развивающие:

способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D моделирования;

- развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза пространственных объектов;

- способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными технологиями;

- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса;

 3. Воспитательные:

- способствовать формированию потребности к осознанному использованию компьютерных технологий при обучении в школе и в повседневной жизни;

- воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;

- воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых социальных условиях;

- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека.

6. Категория обучающихся

Программа рассчитана на обучающихся, не имеющих опыта работы в современных компьютерных программах 3D-моделирования и 3D-печати. Основным условием привлечения детей в объединение является их личная заинтересованность и желание работать в данном направлении.

Программа «3D-моделирования» целесообразна также для детей с ограниченными возможностями здоровья для адаптации их в социуме, способствует совершенствованию умения обучающихся свободно владеть техническими средствами, создавать модели различных объектов и понимать практическую направленность данных занятий.

Программа рассчитана на возраст детей 7-17 лет

7. Формы организации образовательной деятельности

Организация деятельности обучающихся на занятиях объединения «3D-моделирования» осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.

На занятиях объединения применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, для лучшего восприятия информации. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения относятся тренинги, игры, сбор информации, печать 3д моделей. Данные методы способствуют развитию творческих и инженерных способностей, а также мышлению. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Формы подведения итогов:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.

8. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Количество учебных часов: 35 часов в год.

9. Планируемые результаты

В результате обучения:

Учащиеся должны знать:

- Термины 3D моделирования;

- Основы графической среды SketchUp, структуру инструментальной оболочки данного графического редактора;

- Основные приемы построения 3D моделей.

 -Способы и приемы редактирования моделей.

Уметь:

- ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены;

- эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;

- модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;

 - объединять созданные объекты в функциональные группы;

- создавать простые трёхмерные модели реальных объектов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознание ценности пространственного моделирования;

- осознание ценности инженерного образования;

- формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;

- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

- умение ставить учебные цели;

- умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

- умение сличать результат действий с эталоном (целью);

- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

- умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

Предметные результаты:

- умение использовать терминологию моделирования;

- умение работать в среде графических 3D редакторов;

- приобрести навыки работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы выполнения проектов трехмерного моделирования;

- освоить элементы технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

  1.  Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Начало учебного года

01.09.20.

01.09.20.

01.09.20.

Продолжительность учебного года

35 недели

35 недель

35 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

5 дней

5 дней

Распределение объединений по сменам:

1 смена – 1-11 классы

1 смена – 1-11 классы

1 смена – 1-11 классы

Продолжительность

занятий

45 минут.

45 минут

45 минут

Входная диагностика

16.09.-20.09.20г.

16.09.-20.09.20г.

16.09.-20.09.20г.

Текущий контроль

7.11.20-

27.12.20;10.03-20.03

7.11.20-27.12; 10.0320.03

7.11.20-27.12;10.03-

20.03

Промежуточная аттестация

05.09.20-30.05.21г.

28.04.-30.05.21г.

28.04.-30.05.21г.

Окончание учебного года

25.05.21г.

31.05.21г.

31.05.21г.

Каникулы (осенние)

26.10.20

01.11.20г.

26.10.20-01.11.20г.

26.10.20-01.11.20г.

Зимние

28.12.20.-10.01.21г.

28.12.20.-10.01.21г.

28.12.20.-10.01.21г.

Весенние

22.03.21.-30.03.21г.

22.03.21.-30.03.21г.

22.03.21.-30.03.21г.

Дополнительные для 1 класса

15.02.21-21.02.21г.

  1. Учебный план


п/п

Тема

Всего
часов

Теория

Практика

1

Введение. Основные принципы моделирования в SketchUp

1

1

 

2

Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов

2

1

1

3

Базовые инструменты рисования

3

1

2

4

Инструменты модификаций

3

1

2

5

Инструменты камеры и прогулки

2

1

1

6

Менеджер материалов

3

1

2

7

Построение моделей различных объектов

15

5

10

8

Творческий проект

6

1

5

 

ВСЕГО:

35

12

23

                            

12.Содержание курса

Введение. Основные понятия 3D графики в программе SketchUp (1 час)

Инструктаж по технике безопасности.

Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с   инструментами.

Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов.   (2 часа)

Интерфейс Google SketchUp. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера, рисование, инструменты, окно, помощь.

Практическая работа: изучение текстового меню.

Базовые инструменты рисования (3 часа)

Выбор, линия, дуга, кривая, полилиния, окружность, многоугольник, от руки, ластик, палитра, группа, компонент.

Практическая работа: рисование объекта с помощью базовых инструментов.

Инструменты модификаций (3 часа)

Перемещение, вращение, масштабирование, тяни-толкай, следуй за мной, контур. 

Практическая работа: рисование объекта с применением опций модификации.

Инструменты камеры (2 часа)

Стандартные виды, вращение, панорамирование, лупа, окно увеличения, показать все, предыдущий вид, следующий вид.

Практическая работа: использование инструментов камеры для навигации в сцене созданных объектов.

Менеджер материалов (3 часа)

Выбор, редактирование, текстура, непрозрачность.

Практическая работа: использование средств менеджера материалов для визуализации созданных объектов.

  

Построение моделей (14 часов)

Творческий проект (6 часа)

Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики SketchUp.

13.Формы контроля

Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы контроля, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»: практическая работа, выполнение и презентация творческого проекта, защита индивидуального проекта, игра, выставка работ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»: итоговая работа, журнал посещаемости, напечатанные на 3Д-принтере изделия, портфолио.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»: демонстрация и защита творческих работ, диагностическая карта, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.

14.Оценочные материалы

Предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «ОСНОВЫ 3Д-Моделирования»

Код результата обучения

Наименование

Л1

─ готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Л2

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Л3

готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений

Л4

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

М1

умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

М2

умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

М3

умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

М4

умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

М5

умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

М6

умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

П1

владение основными понятиями курса

П2

 выявление и формулирование проблемы

П3

планировать этапы выполнения работ, осуществлять контроль за ходом и результатами выполнения проекта

Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых в процессе изучения

Код результата обучения

Содержание учебного материала (темы)

Вид оценочного средства

Количество вариантов

Л1, Л4, М1, М2, П1

Тема 1.1 Введение

Интеллект-карта

1

Л1, Л2, Л3, М2, М3, М4, П1, П2

Тема 1.2 Выбор и формулирование проблемы, постановка цели, задач.

Кейс-задача

2

Л3, Л4, М1, М5, М6, П1, П3

Тема 1.3 Этапы работы над проектом

Кейс-задача

15

Л1, М2, М6, П1, П3

Защита проекта

Доклад

По количеству проектных групп

Примерный перечень контрольно-оценочных средств

№ п/п

Наименование

Краткая характеристика

Представление

1

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебноисследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды

Темы рефератов

2

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

3

Кейс-задача

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессионально ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы

Задания для решения кейс-задачи

4

Деловая игра

Совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать проблемы

Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре

15. Методическое обеспечение.

Для осуществления программы используются следующие методы обучения и воспитания:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный
  2. По уровню познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый (эвристический), исследовательский.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

     Для поддержания интереса у учащихся к занятиям используются различные формы организации занятий: встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый стол, праздник, презентация, творческая мастерская, тренинг.

     Образовательный процесс – организуется в очной форме, частично дистанционно для передачи информации между руководителем и учащимися.

                            Литература и информационные источники

 1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

 

Учебно-методическое обеспечение курса

2. Петелин А. SketchUp. Базовый учебный курс. Электронное издание. 2015

    Руководство пользователя программой Google SketchUp.

3. Тозик В. Т. Самоучитель SketchUp / Тозик В. Т., Ушакова О. Б. – СПб: БХВ-

     Петербург, 2013. – 192с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php обзор программы !!!

2SketchUp – видеоуроки. http://rutube.ru/video/person/250762/

3. Сайт «Просто SketchUp». http://prosketchup.narod.ru/

4. Уроки по SketchUp 8. Для начинающих https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I

5. Уроки по SketchUp на русском https://www.youtube.com/user/starketchup

6. https://informatikaexpert.ru/3d-modelirovanie/sketchup/page/2/  уроки по

16. Материально-технические условия реализации программы

Оборудование: Светлый и тёплый кабинет с хорошим освещением и удобными рабочими столами и стульями

Техническое оснащение:

  1. Персональный компьютер для учителя, ноутбуки для учащихся
  2. Подключение к Интернет
  3. Мультимедийное оборудование (интерактивная доска)
  4. кабель HDMI
  5. 3Д-принтер, пластик цветной PLA 1900- 2200  (9 катушек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическое моделирование"

В этой программе даётся материал по внеурочной деятельности интеллектуального направления для учащихся 5 класса....

Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"

Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....

Тема урока: "Особенности моделирования рабочей одежды, простейшие способы моделирования".

Цель:Формировать знания о простейших способах моделирования и умения моделирования фартука(отделка,карманы,изменение формы низа, и др.)Воспитывать творческий подход,         ...

Рабочая программа кружка «моделирование» на 2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий пот...

рабочая программа Объёмное моделирование 3D ручкой

Программа разбита на 2 модуля. имеет оценочные материалы....