Методическая разработка внеурочного занятия Легоконструирование - Уборочная машина
методическая разработка (5 класс)

Коротина Татьяна Анатольевна

Тема:   Уборочная машина

 

Возраст детей: 8-9 лет.

 

Цель:  пробудить интерес к обучению в объединении «Лего».

 

Задачи:

  1. Познакомить с правилами работы в объединении, техникой безопасности, основными понятиями, деталями лего;
  2. Воспитывать веру ребенка в свои силы;
  3. Развивать образное мышление.

 

Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация), практический (упражнение, самостоятельная работа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_uroka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза

К.С. Заслонова»

Методическая разработка

занятия

по программе «Лего-конструирование»

Тема:

Уборочная машина

Коротина Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного

 образования

Карталы, 2021

Тема:   Уборочная машина

Возраст детей: 8-9 лет.

Цель:  пробудить интерес к обучению в объединении «Лего».

Задачи:

  1. Познакомить с правилами работы в объединении, техникой безопасности, основными понятиями, деталями лего;
  2. Воспитывать веру ребенка в свои силы;
  3. Развивать образное мышление.

Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация), практический (упражнение, самостоятельная работа).

Формы организации деятельности учащихся: групповая, работа в парах.

Материалы и оборудование:

  1. Компьютер
  2. Видеопроектор
  3. Колонки
  4. Конструктор Lego Education

Структура занятия

  1. подготовительный этап;
  2. основной этап;
  3. заключительный этап.

Этап занятия, время

Содержание

1. Подготовитель-ный этап (5 мин.)

1. Приветствие.

2. Знакомство с детьми.

2. Основной этап

(23 мин.)

  1. Знакомство с профилем работы объединения. Что такое лего? (видеоролик);
  2. Детали лего. Разминка (физкультминутка). Работа со Словариком

3. Самостоятельная работа.

Задание: конструирование по схеме на тему «Уборочная машина» Технологические карты 1А и 1В, с.8, шаг 11

3. Заключитель-ный этап (7мин.)

Подведение итогов:

- результат занятия (демонстрация моделей, опрос);

- формирование представления о содержании и перспективах обучения в данном объединении;

- поощрение воспитанников.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с обучающимися.

Педагог

- Здравствуйте ребята! Сегодня нам в очередной раз, предстоит погрузиться в мир Лего и создать новый механизм. А какой именно, вы сможете предположить, услышав небольшой рассказ:

Дорожка засыпана листьями и мусором. Она не только выглядит ужасно, но и опасна: кто-нибудь может на ней поскользнуться. Сейчас Дима и Катя заняты уборкой, но им не очень нравится работать метлами, с гораздо большим удовольствием они бы покатали свою тележку. Пес Барбос хочет им помочь, но у него не особенно получается. Внезапно детям в голову приходит идея объединить метлу с тележкой, но как это сделать, они не имеют представления. Как бы вы совместили катание (толкание) тележки с очисткой дорожки? Подумайте! (ответы, правильный  - уборочная машина)

Скажите пожалуйста, ваши представления – как должна выглядеть уборочная машина, какие составные части будут в ее основе, а самое главное, какие функции она будет выполнять? (ответы и предположения детей)

  1. Изложение материала.

Давайте внесем в наш технический словарик новые понятия, с которыми сегодня предстоить работать:

Эффективность

Повышающая передача

Проскальзывание

Шкив

Ремень

Трение

Коническая зубчатая передача

Дополнительно  нам потребуется

  • Большая картонная коробка или картонное ограждение (примерно 60 на 40 см), чтобы задерживать разлетающийся «мусор»
  • Клочки бумаги, соединительные штифты Лего, втулки, измельченные листья и т.д. для имитации мусора
  • Сделаем макет дорожки. Расположим дорожку на ровной поверхности – на столе или на полу – и огородим ее, чтобы мусор не разлетался по всему классу. Равномерно рассыпем клочки бумаги на полосу в 10 см шириной и 60 см длиной. Это и будет воображаемая замусоренная дорожка. Не стойте по бокам дорожки – туда полетит мусор! 

Сделав приготовления к нашей работе можем приступить к новому материалу.

  1. Практическая работа. Конструирование по схеме «Уборочная машина».

Детям дается задание: построить по схеме модель карусели.

Перед началом работы повторяются правила работы с конструктором лего (не брать в рот, быть аккуратными, класть детали подальше от края стола, чтобы не упали, быть внимательным, работать дружно).

Идет работа в парах.

Соберем  Уборочную машину (Технологические карты 1A и 1B, с. 8, шаг 11)

Проверим, равномерно ли едет машина. Мягко толкайте ее по дорожке. Вертушка должна вращаться свободно и не бить по раме тележки; следите, чтобы «лопасти» уборочной насадки были открытыми и вращались, не касаясь стола.

Молодцы, ребята, все справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, как кружатся наши карусели.

Проходит мини-выставка работ.

4. Подведение итогов.

В завершении нашего занятия давайте проверим,

Насколько качественно ваша машина производит уборку? Прокатите ее вдоль дорожки с мусором. Сколько мусора сметено в стороны? Четверть? Половина?

Какие проблемы возникают при такой конструкции модели?

Оцените и сравните, сколько мусора сметено в стороны и сколько осталось на дорожке. Это не скоростной уборщик, и практически он не способен собирать мусор! Какая передача установлена на машине?

 Прокатите модель так, чтобы колеса тележки сделали один оборот. Сколько оборотов при этом сделала уборочная насадка? Сможете вы это объяснить? 

Уборочная насадка сделала один оборот.

Значит, передаточное отношение равно 1:1, то есть конические и цилиндрические шестерни, входящие в зацепление друг с другом, имеют одинаковый размер. Следовательно, и скорость их вращения одинакова.

Как сделать уборочную машину более быстрой? Попробуйте разные ведущие зубчатые колеса (шаги 12 и 13). После выполнения шага 12 уборочная насадка вращается значительно медленнее, а после шага 13 – в 5 раз быстрее. Заметьте, что при этом ведущее зубчатое колесо имеет 40 зубьев, а ведомое – только 8! Диме и Кате хочется закончить уборку как можно скорей, чтобы никто не поскользнулся на листьях и не ушибся.

Подскажу ребятам, что для этого надо увеличить количество «лопастей» на уборочной насадке (шаг 14). Три лопасти разбалансируют машину – сделают ее менее устойчивой, чем при двух лопастях. Четыре лопасти будут работать гораздо лучше и не нарушат баланс.

 Внимание! Опасно! Запустите уборочную машину и удерживайте насадку с лопастями. Что происходит и к каким последствиям это приводит? 

Колеса могут заблокироваться, а оси зубчатых колес – выскочить из своих гнезд. В реальной жизни любой достаточно большой и прочный предмет, попавший в уборочную машину, может вызвать перегрузку механизмов или сломать зубчатые колеса.

Развитие 

Повышение безопасности уборочной машины

  • Переделайте модель таким образом, чтобы она приводилась в действие посредством ременного привода.
  • Проверьте на практике действие различных систем шкивов.
  • Предположите и проверьте, быстро ли станут вращаться лопасти и хорошо ли они будут убирать мусор. Уборочная насадка обычно вращается очень быстро. Чем больше ведущее зубчатое колесо, тем быстрее вращение. Однако при этом возрастает сила трения на осях, и, следовательно, машину будет труднее толкать.

Теперь еще раз прокатите машину, удерживая уборочную насадку. Что происходит? Какие «за» и «против» нового варианта вы можете отметить? Проскальзывает приводной ремень.

Преимущества Уборочная машина остановится, если что-либо попадет в нее и заблокирует механизм. Это намного безопаснее для оператора.

Недостатки Для перемещения машины требуется гораздо большее усилие (больше энергии).

Мусоросборник Сможете ли вы разработать такой способ уборки, чтобы не просто сметать мусор с дорожки, но и одновременно собирать его? Подумайте над вопросом дома,  и может на следующем занятии удастся развить работу.

Вы научились сегодня создавать конструкцию уборочной машины.

Молодцы!

Я вами очень довольна!

Ребята, вам понравилось наше занятие? Будете заниматься с лего еще? (Дети отвечают)

На этом наше занятие закончено. Большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства

Учитель МБОУ СОШ №7:  Козленко О.П. Методическая разработка  внеурочного  занятия по «Краеведению»ко  Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание  чувства патриотизма, ...

Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"

Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...

Методическая разработка внеурочного занятия Легоконструирование - Измерительная тележка

Тема:   Измерительная тележка Возраст детей: 8-9 лет. Цель:  сконструировать измерительный механизм Задачи:Познакомить с правилами работы и  деталями лего;Воспитыват...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....