Брейн-ринг "Турнир воспитанных людей"
классный час (5, 6, 7 класс)

Максимова Ольга Александровна

Брейн-ринг "Турнир воспитанных людей" должен расширить знания обучающихся о культуре общения людей, основанной на соблюдении правил, которые выработаны  человечеством; научить подростков свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях; закрепить определённую линию поведения при еонтактах с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_vospitannyh_lyudey._breyn-ring.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ  № 2  г. Вязьма

«Турнир воспитанных людей»

Брейн-ринг

        Разработал:

        Учитель

        Максимова О. А.

г Вязьма

2018

Турнир воспитанных людей

Брейн-ринг

7 КЛАСС

        «Поведение – это зеркало, в котором каждый         показывает свой лик»

                И. В. Гете

        «В человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и         одежда, и душа, и мысли»

                А. П. Чехов

Цели:         расширить знания обучающихся о культуре общения людей, основанной         на         соблюдении правил, которые на выработаны человечеством;         научить  подростков                свободно ориентироваться в различных         жизненных ситуациях; закрепить определенную линию         поведения         при контактах с окружающими.

Оборудование:

  1. 2 красных карточки для играющих команд;
  2. Секундомер;
  3. Красные и желтые фишки;
  4. Газета, приемник, самовар, ваза с цветком, репродукция картины, зонт, швабра и т. д.

Литература:

  1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитании. – М.: «Просвещение», 1988.
  2. Крашенинникова Е. А. Шаг навстречу. – М.: «Просвещение», 1990.
  3. Гнатюк Н. П. Нет предела совершенству. – М.: «Просвещение», 1988.

Вступительное слово ведущего:

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом.

Однако этикет определяет лишь формы общения – как спорить, не задевая чувства собеседника, как вести себя за столом, как дарить подарки и т.д. Поэтому знание одних правил этикета не достаточно, чтобы считаться воспитанным человеком.

Ответить на вопрос: что такое «хорошие манеры», несмотря на кажущуюся простоту, оказалось нелегко.

Петр I в своей книге «Юности честное зерцало» писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «Приветливость, смирение и учтивость».

Англичане с давних пор считаются законодателями этикета. Вот что писал английский писатель XVIII века Оливер Голдсмит в своей книге «Гражданин мира» о том, что следует считать истинной учтивостью: «Хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается он здравым смыслом и добросердечием. Наделенный этими качествами человек всегда приятен».

А по мнению создателя бессмертного Гулливера Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Однако можно до тонкостей соблюдать правила поведения, например, знать, как есть спаржу и горох, снимать головной убор в лифте, если в нем находятся женщины, но воспитанным человеком при этом не быть.

Помните, Лев Толстой в рассказе «После бала» описывает, как сильно был потрясен  молодой человек, случайно увидевший, как полковник, который произвел на него всего лишь несколько часов назад самое благоприятное впечатление своими манерами, руководил варварским, жестоким наказанием подчиненного.

В то же время нельзя смешивать учтивость и добросердечие с лестью и угодливостью. Ярким примером такого человека является герой А. П. Чехова в рассказе «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, присутствуя на спектакле, имел неосторожность чихнуть и, как ему показалось, доставить тем самым неприятность сидевшему впереди него статскому генералу. Червяков принялся извиняться. Он извинялся во время действия на сцене, в антракте, в кабинете генерала, на прием к которому специально для того пришел. Червякову постоянно казалось, что он все еще недостаточно хорошо извинился, что он не прощен.  Финал этой истории поистине трагикомичен. Раздраженный назойливыми извинениями Червякова, генерал выгоняет его из кабинета, и потрясенный чиновник, вернувшись домой, умирает.

Вывод из всех этих примеров один — этикет ничего не стоит, если не достигает своей главной цели – уважительного отношения к людям.

В турнире воспитанных людей принимают участие две команды по восемь человек каждая от двух групп.

Команда «Приветливые», капитан…

Команда «Учтивые», капитан…

Поприветствуем участников!

Правила игры:

Играющим задаются вопросы. В течение одной минуты команды могут обдумывать свой ответ. Команда, готовая дать ответ, поднимает красную карточку. Если ответ неверный, отвечает вторая команда.

За полный ответ команда получает красную фишку, за неполный – желтую.

Если обе команды ошибаются, помочь своей команде могут зрители.

Внимание! За подсказку команде зрителями команда лишается права ответа на вопрос, а подсказавший удаляется из класса.

Выбираются два учащихся в помощь ведущему: один – следит за временем, другой – выдает фишки.

  1. Конкурс приветствий.

Но вначале послушаем стихотворение Владимира Солоухина, которое так и называется: «Здравствуйте!».

В этом конкурсе команды по очереди называют разные приветствия. Победит тот, кто назовет последнее приветствие.

  1. Команды получают задание на листах. Кто будет готов ответить первым, поднимает красную карточку:
  1. Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым Вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться Вам? (Да).
  2. Вы вошли в автобус с задней  площадки и увидели, что у передней двери стоят Ваши друзья. Надо ли с ними поздороваться, а если надо, то как это сделать? (Надо кивнуть, улыбнуться или помахать рукой. Не кричать).
  3. Вы встречаете человека часто, например, в сквере, через который ходите в училище. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да).
  4. В коридоре училища разговаривают учителя. Среди них Аня узнала своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Наталья Владимировна». Какая допущена ошибка? (Поздороваться надо со всеми)
  1. Надо ли быть вежливым с грубым человеком? (Не стоит отвечать грубостью на грубость. Надо спокойным, но твердым тоном поставить грубияна на место, одернуть его. Если не помогло, лучше отойти).
  2. «Гость в дом — радость в дом». Рассмотрим два примера (ответ должен быть полным).

Ситуация 1-я: см. стр. 18

Ситуация 2-я: см. стр. 19

  1. Во время праздничного ужина вы уронили вилку под стол. Как вы поступите:
  • незаметно поднимете ее;
  • попросите у хозяев новую;
  • извинитесь перед всеми.

(Извиняться не надо. Попросите новый прибор).

  1. Сценка о том, как не надо вести себя в гостях. Команда «Приветливых» должна найти как можно больше ошибок.

Ошибки:

  1. не поблагодарила за приглашение;
  2. долго звонила;
  3. опоздала;
  4. не извинилась за опоздание;
  5. прошла, не снимая верхней одежды;
  6. берет вещи без спроса;
  7. разбирает и ломает чужие вещи;
  8. пишет на журнале;
  9. осуждает вкусы хозяев;
  10. берет без спроса духи, крем, пудру;
  11. набивается на угощение;
  12. не благодарит за чай;
  13. берет без спроса журнал с собой;
  14. грохочет обувью;
  15. обещает еще придти без приглашения.
  1. Как писать письмо?
  • в правом верхнем углу – дата;
  • обращение пишут в начале посередине;
  • в конце письма надо подписаться;
  • нужны поля;
  • почерк должен быть разборчивым;
  • писать карандашом не стоит;
  • ошибки и грязь в письме говорят о неуважении к адресату.
  1. Как не надо вести себя в транспорте: сценку показывает гр. № 9. Команда «Учтивых» должна найти как можно больше ошибок.

Ошибки:

  1. не уступают место старшим;
  2. бросают фантики и семечки;
  3. читают газету, мешая другим;
  4. громко играет приемник;
  5. курят в транспорте;
  6. пьют воду, обливая пассажиров;
  7. везут вещи, которые могут испачкать других;
  8. заглядывают в чужую газету.
  1. Как правильно дарить и принимать подарки?
  • не формально, учесть интересы того, кому дарите;
  • развернуть, поблагодарить, не кричать от радости, не показывать, если не понравился.
  1. Если вы поссорились с подругой, кто должен первым извиниться? (Надо спокойно выяснить, какие у вас претензии друг к другу. Первой извиняется тот, кто больше виноват).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание трудолюбия у детей и уважения к людям труда (статья)

Любовь к труду, ответственное отношение к нему, творческий подход, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной красоты и полезности своей деятельности формируют...

Чехов о воспитанных людях

Антон Павлович Чехов - Николаю Павловичу Чехову Март 1886, Москва ...Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след[ующим] условиям:1) Они уважают человеческую личность, а пото...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Цитаты мудрых людей о воспитании

Цитаты мурых людей о воспитании...

«Как поступают воспитанные люди»

Цель: объяснить детям правила поведения в коллективе и необходимость их соблюдения. Активизировать в речи соответствующий словарь.Ход занятия.Воспитатель рассказывает детям:«Мама с сыном и дочкой, ваш...

Гимнастика в системе физического воспитания людей.

Гимнастика как вид физической культуры. Виды и формы гимнастики....