Внеклассное мероприятие: «Своя игра» по теме «Древняя Русь»
план-конспект на тему

Кудрявцева Светлана Юрьевна

Внеклассное мероприятие: «Своя игра» по теме «Древняя Русь»

Цели: развитие познавательной активности учащихся, творческих способностей, умения работать в группе.

Оборудование: презентация с вопросами, карта «Древняя Русь», иллюстрации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

СВОЯ ИГРА

«Древняя Русь»

Мероприятие проведено для учащихся 6-7 классов

Учитель: Кудрявцева С.Ю.

Внеклассное мероприятие: «Своя игра» по теме «Древняя Русь»

Цели: развитие познавательной активности учащихся, творческих способностей, умения работать в группе.

Оборудование: презентация с вопросами, карта «Древняя Русь», иллюстрации

Ход мероприятия

   Звучат фанфары

Учитель:  Добрый день, дорогие ребята и гости. Сегодня мы собрались для того, чтобы разобраться, для кого уроки истории были не временем отбывания в школе, а способом узнать историю Древней Руси.

     Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторима, самобытна. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы   с благодарностью должны помнить о   делах минувших дней, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.

      Я рада вас видеть на конкурсе команд: «Своя игра».

Представление команд. Прошу командам представиться!

Приветствие 1 команды.

Соревноваться рады с вами

Мы знаниями и делами.

Мы вас приветствуем, друзья!

Без знаний жить никак нельзя!

Мы надежды не теряем

Занять главный пьедестал,

А соперникам  желаем

Не терять борьбы накал!

Приветствие 2 команды.

Привет, соперники-друзья!

Задора в нас не меньше.

Если победу поделить нельзя,

 Пусть  победит сильнейший!

Соперники, соперницы,

Приветствуем мы вас,

Хотите, – будьте первыми,

Но только после нас!

Ведущий: Мы приступаем к игре.

Объясняю правила игры:

        1. Команды поочередно называют категорию и сумму баллов.

        2. После правильного ответа она получает данную сумму.

        3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.

        4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов.

        5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.

        6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.

     

 Игра начинается.

СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!

И ПРО ЭТУ СТАРИНУ

Я РАССКАЗЫВАТЬ НАЧНУ,

ЧТОБЫ ДЕТИ ЗНАТЬ МОГЛИ

О ДЕЛАХ РОДНОЙ ЗЕМЛИ!


100 

200

300

400

500

Восточные славяне

Сбор меда диких пчел

Бортничество

Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий

Народное ополчение

Количество племенных союзов восточных славян, упоминаемое Нестором

15

Любят на Руст березу. В старину о ней пели:

А береза дерево –

О четыре дела.

А первое дело –

Мир освещать;

А второе дело –

Крик утешать;

А третье дело –

Больных исцелять;

Четвертое дело –

Чистоту соблюдать.

Попробуйте назвать все «дела» березы, упомянутые в песне.

1 – лучина давала свет в избах;

2 – дегтем из березовой коры смазывали оси телеги, чтобы не скрипели;

3 – отвар из березовых почек, березовый сок имеют целебные свойства;

4 – березовым веником парились в банях.

Известно, что славяне научились хорошо прятаться в высокой степной траве, на дне реки или озера, умели устраивать засады в лесу. Византийский  автор рекомендует нападать на славян в зимнее время. Во-первых, у славян мало запасов пищи, во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в –третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов автор приводит пять.

Назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.

В-четвертых, реки замерзают, не требуется плавучих средств для переправы; в-пятых, в зимнее время отсутствует листва и сложнее спрятаться.

Первые киевские князья

Киевский князь, предупреждавший противников о готовящемся походе против них словами: «Иду на Вы!»

Князь Святослав 

О каком событии сообщает повесть Повесть временных лет? Когда оно произошло?

 «В год 6370. Изгнали варяг за

море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…и сел старший … в Новгороде…

862г., призвание варягов и Рюрика

Определите, о чем идет речь в отрывке: «Когда наступает ноябрь месяц, князь  их тотчас выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в круговой объезд, а именно в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян… Прокармливаясь  там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев». Какой князь и когда пострадал  во время этого действия?

Игорь, 945г.

 «Город – слава и честь, и мать, и глава всей Русской земли». О каком городе идет речь, когда ему был дарован такой титул, при каком князе?

Киев, 882г., Олег

Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его…»

Древлянский князь Мал после возвращения Игоря за новой данью

Крещение Руси

Кто кому сказал:

«Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом».

Князь Владимир киевлянам -язычникам

О каком событии  сообщает повесть Повесть временных лет? Когда оно произошло?

 «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед солнцем, как заря перед светом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты крещением. Эта же омылась в святой купели, сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама и облеклась в нового Адама, т.е. в Христа»

957г., княгиня Ольга, принятие христианства

Священники древнего Киева жаловались на то, что их церкви пустуют. Один из них писал: «Если какой-нибудь плясун, или скрипач, или комедиант позовет на сборище язычес-кое, то все туда яростно устремляются. Если позо-вут в церковь, то позевы-вают, почесываются, отве-чают холодно или еще чем-либо отговариваются».Чем можно объяснить такое от-ношение народных масс Древней Руси к христиан-ской церкви? В 988г.народ заставили  креститься  

Почему принятие христианства было важным государственным делом?

Способствовало укреплению великокняжеской власти, повышало авторитет Руси

Как по-иному называли лжетолкование?

Ересь

Расцвет Древнерусского государства

Кому принадлежала высшая власть  Древнерусского государства.

Великому  князю

Назовите годы правления князя, о котором идет речь:«Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… И любил он церковные уставы, попов любил немало… и книги любил, читая их часто ночью и днем» 1019-1054гг.

Как называется документ, из которого приведены эти слова: «Если убьют огнищанина, а люди убийцу не ищут, то виру платит вервь, где найден убитый». Кто из князей начал составление этого документа?

«Русская правда», Ярослав Мудрый

Что сближало закупов и рядовичей?

Это зависимые категории на Руси

Что означало в Древней Руси выражение «дождаться старшинства»?

Дождаться своей очереди на великокняжеский престол в Киеве

Культура Древней Руси

Поэтическое  сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских монастырей?

Былина

Кто из правителей Древней Руси способствовал развитию образования? Владимир 1, Ярослав Мудрый

Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?

Слово о Законе и Благодати

С чьим  ремеслом связаны понятия скань, зернь, эмаль?

Ювелиры

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити». Какое произведение начинается этими словами, кто его автор?

  2-й тур. Но на этом наша игра не заканчивается. Сейчас мы с вами внимательно посмотрим видеоролики, а после этого вы должны будете ответить на мои вопросы. Итак, первый видеоролик для 1 команды.

- Что еще было предсказано Олегу, не указанного в видеофрагменте?

- Предсказание сбылось?

Вопросы для второй команды.

- о каких событиях говорится в данной песне?

- кого называют Ярославной, какую княгиню? Кем она приходилась Святославу?

Вопросы для третьей команды.

- О каком князе ведется речь в данном сюжете? Как его прозвали в народе?

- О чем говорят слова песни «каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу» о правлении Владимира?

Учитель: ребят, вы прекрасно справились с заданиями. А теперь пока уважаемое жюри выполняет сложную работу по определению победителей, я предлагаю болельщикам проверить свои силы в ответах на самые сложные вопросы.

Вопросы для болельщиков:

  1. Именно этими продуктами питания на Руси встречали гостей в доме (хлеб и соль)
  2. Какой князь, по подсчетам историков, за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав)
  3. Как звали третьего правителя Руси? (Игорь)
  4. Таково расстояние между Царьградом и Константинополем (это одно и то же название столицы Византии)
  5. Это то, что использовалось как материал для письма в древней Руси. (Береста)
  6. Именно этот человек провел первую в истории Руси налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов. (Ольга)

«Кто сказал?» Угадайте имя князя по его высказыванию

  • «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей» (Святослав)
  • «Это (Киев) будет мать городам русским» (Олег)
  • «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще» (Игорь)

Объявление победителей конкурса. Итак, слово предоставляется членам жюри.

Учитель:  Наше мероприятие заканчивается. Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей. Мы не должны терять наши исторические корни, мы должны чтить и помнить обычаи и традиции наших предков.

До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Своя игра. Олимпийские игры"

Данная разработка может быть использована при организации любого внеклассного мероприятия, посвящённого пропаганде физической культуры, спорта, олимпийского движения...

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

Интерактивная игра по теме: "Древняя Русь".

Данный материал можно испоользовать в качестве инструмента построения повторительно-оборбщающего урока по теме "Древняя русь" в 6 классе....

Внеклассное мероприятие в 5 классе «Своя игра» по теме: «Древний мир»

Внеклассное мероприятие в 5 классе «Своя игра» по теме: «Древний мир» для тематической недели...

Своя игра на тему "Древняя Русь"

Своя игра на тему "Древняя Русь", отлично подойдёт в качестве актуализации знаний в начале урока, а также на внеклассном мероприятии....

Внеурочное мероприятие (своя игра) на тему: "История Древнего мира" 5 класс

Своя игра, презентация "История Древнего мира". 5 класс...