7 класс ПРОЕКТ «Математика в жизни человека»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Церетели Наиля Камилевна

Вид проекта: исследовательский, практико – ориентированный, групповой, меж предметный, среднесрочный.

           Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»

Задачи проекта:

1.Ответить на вопросы:

- Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту      и повседневной жизни?

- Есть ли данная информация в периодической печати?

- Решают ли такие задачи старшеклассники?

2.Отобрать нужные задачи из сборников ОГЭ и ЕГЭ.

3.Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни.

4.Решить самим предложенные задачи.

5.Подготовить презентацию о проделанной работе.

6.Сделать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_zhizni_cheloveka_7v.docx37.75 КБ
Файл matematika_v_zhizni_cheloveka.pptx50.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Математика в жизни человека»

Внеклассное мероприятие в 7в классе

МБОУ «Гимназия №125»

Классный руководитель: Церетели Н.К.

Цели:

  • образовательные: продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе меж предметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
  • воспитательные: создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели.
  • развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; развитие логического мышления.

Вид проекта: исследовательский, практико – ориентированный, групповой, меж предметный, среднесрочный.

           Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»

Задачи проекта:

1.Ответить на вопросы:

- Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту      и повседневной жизни?

- Есть ли данная информация в периодической печати?

- Решают ли такие задачи старшеклассники?

2.Отобрать нужные задачи из сборников ОГЭ и ЕГЭ.

3.Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни.

4.Решить самим предложенные задачи.

5.Подготовить презентацию о проделанной работе.

6.Сделать выводы.

Продукты:

Брошюра «Математика в жизни человека»;

Компьютерная презентация;

Оборудование: 

Проектор, экран, компьютер, бумага формата А4, фломастеры, карандаши, степлер

Методы исследования:

Изучение опыта, самостоятельная работа с литературой, эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме), беседа.

Участники проекта: учащиеся 7в класса.

Ход проекта:

     1.этап (подготовительный)

- постановка задач, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленных задач

- социологический опрос по определению темы проекта;

- написать эссе

- сбор информации по теме проекта

      2.этап (подготовительный)

- обсуждение собранного материала;

- разработка сценария основной части проекта.

      3.этап (основной)

- форматирование и печать брошюры

- подготовка компьютерной презентации проекта

- оформление проекта.

      4.этап (основной)

- защита проекта с демонстрацией подготовленного материала.

      - оформление результатов проекта.

Введение

                                                     Кто с детских лет занимается математикой,

                                                       тот развивает внимание, тренирует свой                          мозг, свою волю, воспитывает настойчивость    

                                и упорство в достижении цели.

                                                                                                   (А. Маркушевич)

Актуальность.

В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.

В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Проанализировав ситуацию в классах, можно прийти к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Данный проект преследует собой цель пропаганды изучения математики и предлагает новый взгляд на математику в русле важной составляющей для современного человека.

          Обучаясь в школе, учащиеся очень часто задаются вопросами «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»

Предлагаемый проект позволяет сформировать у учащихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, представления о различных методах решения задач и ориентирован на более широкое, выходящее за рамки школьной программы, изучение математики и направлен на подготовку к успешному участию в математических олимпиадах.

Работа со школьными учебниками, сборниками ЕГЭ и ОГЭ позволит помочь школьникам вспомнить, закрепить и повторить материал текстовых задач.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить:  

  • формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • положительную мотивацию обучения;
  • повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления;
  • развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

                                         Основная часть.

Описание этапов проекта.

             На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновения и развития этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».

                        Мы провели исследование по теме "Математика в жизни человека" и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.

Предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет:

  • не сделать ошибок на экзаменах,
  • разбираться в товарно-денежных отношениях,
  • быть практичным и экономным.

 Чтобы ответить на эти вопросы, мы:

1. Изучили теорию вопроса.

2. Встретились с людьми разных профессий, беседовали

3. Обработали результаты, полученные в ходе опроса (написали эссе)

4.  Собрали информацию о роли математики в разных сферах жизни

    Мы распределили задания следующим образом:

1. После социологического опроса, сделали вывод - чаще всего в жизни встречаются задачи на проценты, количественный подсчет, экономические задачи.

2.  Собирая задачи с практическим применением в быту и повседневной жизни, которые старшеклассники решают на ОГЭ и ЕГЭ, попробовали решить и сами несколько задач. Нам необходимо научиться решать такие задачи, чтобы удачно сдать выпускные экзамены.

3. Изучив сборники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, мы выяснили, что это задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком.

Вот некоторые из них:

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработных плотов. Заработная плата слесаря 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Решение: 14000-14000*0,13=12180(р.) 

  1. Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?

Решение:(3500-2800):3500*100=20(%) 

5. В процессе выполнения данного этапа мы собирали тексты задач с практическим содержанием, набирали их на компьютере, форматировали тексты, подбирали справочный материал и примеры решения некоторых задач.

6. Все материалы были оформлены в брошюру, которую назвали «Математика в жизни человека».

В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ОГЭ и ЕГЭ, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты, оценивать свои результаты.

Выяснили и сделали вывод: что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.

Заключение.

Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся, среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику.

Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов для младших учеников, делясь с ними полученными знаниями.

Рефлексия.

Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка. Отзывы авторов проекта:

  • Я более подробно узнала о роли математических задач в жизни.
  • Я с удовольствием работала над созданием презентации.
  • Понравилась выпущенная брошюра
  • Понравилось создавать презентацию
  • Понравилось выступать в роли лектора.

Список литературы.

1.Карлин С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике.

2.Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика

3.Волина В.В. Учимся играя.   

4.Лопатина А. М. Как подружиться с математикой.

5. Моисеев Н.  Н.  Математик задает вопросы.

6.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей

7.Классификация проектных работ: Кукушкин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.

 8. Подготовка и защита реферата, Е.И. Грищук, Л.Д. Мудрова, ВОИПКиРО,               2008 г

9.Дроби и проценты, С,С, Минаева, изд. «Экзамен», Москва, 2012г

10. Материалы интернет ресурсов.

Приложение

Практическая часть.

Математика в кулинарии.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд.  Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.  

Например, для того, чтобы приготовить овощную икру для семьи из 4 человек, используются следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде.

Математика в торговле.

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в раскрое одежды.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку.  При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды.                                       Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Математика в строительстве.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.  

Рассмотрим пример: Строителю заказали покрасить помещение. Для этого ему нужна краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 литра). Строителю остается рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) строитель узнает, что площадь одной стены равна 12 метров в квадрате и узнает, что ему понадобиться 24 литра на одну стену. Те же вычисления он проводит с потолком и другими стенами и едет в магазин.

Так же можно представить, что строителю необходимо поменять пол для последующей укладки паркета. Это требует заливки пола раствором на высоту 10 см.  Для этого ему нужно знать объем заливаемого раствора. Длина пола 6 метров, ширина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) он узнает, что площадь пола равна 24 квадратных метра. (Формула вычисления объема V=Sh). Он знает, что пол ему надо поднять ровно на 10 сантиметров.  За высоту он принимает то расстояние, на которое ему надо поднять пол, то есть на 10 сантиметров. Он узнает, что объем  пола составляет  2,4 кубометра.

Математика в спорте.

Прогресс в спорте оценивается ростом результатов (для начинающих) и мировыми достижениями (для профессиональных спортсменов). Зафиксировать, сравнить и записать результат возможно только при помощи математики!

Мы повсюду видим использование натуральных чисел в любых видах спорта. В каждом соревновании ведется счет на время. Без счёта нет и игры. В математике жизнь спорта. Давайте рассмотрим некоторые примеры:

Любой вид соревнований на скорость (бег, плавание, автогонки и др.) подразумевают подсчет результата в часах, минутах, секундах, а время у нас записывается ЦИФРАМИ! Разница между результатами — это простейшие арифметические действия! В игровых видах спорта (футбол, баскетбол, теннис, водное поло и др.) счет идет на очки. В баскетболе, например, заброс мяча в корзину со штрафного даёт 1 очко, с игры из-под кольца- 2 очка, с 6-метровой линии-3 очка. А очки — это тоже ЦИФРЫ! Разница между очками есть математическое вычисление. В таких видах спорта как гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду подсчет результата ведется с помощью баллов. Баллы даются судьями за выполнение того или другого элемента. И опять кто набрал больше баллов, помогает определить математика!

Обратимся к самому «математическому» виду спорта – шахматам!. Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода! Вот простор для математического подхода! Не зря говорят – кто силен в математике – у того сложно выиграть в шахматы. Получается, что спорт без математики никуда!

Математика в музыке и танцах.

   Мы посещаем музыкальную школу.

   Там мы поём, играем на фортепиано и аккордеоне, изучаем сольфеджио. Начиная разучивать какое-то музыкальное произведение, мы «считаем». Это необходимо, чтобы правильно сыграть произведение, так как ноты могут быть разными по длительности.

   Длительность нот — условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени.

Четвертная нота равняется одному удару.

Восьмая нота - это половина от четвертной ноты, следовательно, в одном ударе (шаге) две восьмые ноты.   Шестнадцатая нота составляет половину от восьмой ноты, то есть ¼ от четвертной ноты.

Для того чтобы правильно играть, нам нужно отсчитывать эти доли.

Итак, мы выяснили, что без математики невозможно играть на музыкальных инструментах!

Кроме музыкальной школы, мы посещаем танцевальный кружок.  Мы танцуем под музыку, а чтобы не сбиться с ритма, нам необходимо опять же «считать». Счёт нужен, чтобы знать, сколько раз нужно сделать одно движение, а сколько раз другое.

 

Задача 1. Папа купил американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в км/ч, если спидометр показывает 50 миль в час?

Решение: зная, что 1 американская миля 1км 609 м, увеличим ее в 50 раз, получим ≈80(км/ч)

Задача 2. Счетчик электроэнергии 20 января показывал 32544 киловатт-час, а 20 февраля 32726 киловатт- часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию ?

Решение: 1 киловатт-час стоит 3 рубль 56 коп., поэтому, сначала найдем сколько киловатт-час нагорело, вычитая показания счетчика январские из февральских. Будет 182 киловатт-часа, а затем умножим цену за 1 киловатт-час на 182, будет 647 рубля 92 копейки.

Задача 3.В 50 литрах компота 5 кг сухофруктов и 3 кг 750 г сахара. Сколько %   сухофруктов и сколько % сахара в компоте?

Решение: разделим количество каждого продукта на общее количество компота и выразим в процентах. Получим 10% сухофруктов и 7,5 % сахара

Задача 4.Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививки против гриппа, если в школе 265 обучающихся?

Решение: 80% от 265 составляют 212 школьников

Задача 5.Летом килограмм клубники стоит 100 рублей. Мама купила 3кг 200г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?

Решение:1000-100*3,2=680(руб.)

Задача 6.В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвуют 20 человек?

Решение: 20:3≈7(палаток)

Задача 7.Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Петра Ивановича равна 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Решение: 14000-14000*0,13=12180(р.) 

Задача 8.Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?

Решение:(3500-2800):3500*100=20(%) 

Задача 9.Клиент взял в банке кредит на сумму 30 000 рублей с годовой процентной ставкой 14%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

Решение: 30000*0,14=4200(р.)-14%

30000+4200=34200(р.) – банку за год

34200:12=2850(р.) ежемесячно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в жизни человека Выполнили ученики 7в класса МБОУ «Гимназия№125» Классный руководитель Церетели Н.К.

Слайд 2

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели .» (А. Маркушевич )

Слайд 3

Цели: образовательные: продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал. воспитательные: создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели. развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.

Слайд 4

Проблема «Математика в быту и повседневной жизни» Так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников?

Слайд 5

Задачи проекта 1.Ответить на вопросы: - Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни? - Есть ли данная информация в периодической печати? - Решают ли такие задачи старшеклассники? 2.Отобрать нужные задачи из сборников ОГЭ и ЕГЭ. 3.Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни. 4.Подготовить презентацию о проделанной работе.

Слайд 6

Решить задачи Летом килограмм клубники стоит 100 рублей. Мама купила 3кг 200г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей? В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвуют 20 человек? Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививки против гриппа, если в школе 265 обучающихся? Счетчик электроэнергии 20 января показывал 32544 киловатт-час, а 20 февраля 32726 киловатт - часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию ?

Слайд 7

Команда №1

Слайд 8

Команда №2

Слайд 9

Команда №3

Слайд 10

Команда №3

Слайд 11

Результат В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ОГЭ и ЕГЭ и располагать их по темам, делали попытки решения этих задач, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты, оценивать свои результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе "Бинарные соединения в жизни человека" по учебнику Габриеляна О.С.

В основу  урока " Бинарные соединения в жизни человека" положены  деятельностный  подход и  групповая  работа. Он способствует развитию креативности и мышления  учащихся,...

Урок здоровья в 4 классе «Значение осанки в жизни человека»

Цели: Привитие интереса детей к физической культуре.             Сохранение и укрепление здоровья.Задачи: 1) Рассказать учащимся о значении ...

Исследовательский проект "Математика в жизни человека"

Данная работа относится к разделу проблемно - исследовательский проект...

Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»

Представленная программа внеурочной деятельности  рассчитана на 3 года обучения (105 часов)5 класс: «Народный календарь»6 класс: «Славянская мифология и фольклор»7 класс: «Семейно-бытовые обряды ...

Социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи» учеников 7Б класса

Социально значимый проект«Математика в жизни моей семьи»учеников  7Б классаЯн Амос Каменский «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не пр...

Презентация к проекту "Математика в нашей жизни"

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в ...

Проект " Математика в жизни человека"

    Проектная работа посвящена актуальной теме, так как роль математики во всех сферах жизни людей очень велика. Цель и задачи поставлены, выдвигается гипотеза, указаны объект и метод...