Женский портрет на картинах русских художников (познавательное занятие в 9 классе)
план-конспект на тему

Левченко Елена Тимофеевна

Занятие подготовлено для учащихся коррекционной школы 8 вида с целью познакомить детей с творчеством русских художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe-zanyatie.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская общеобразовательная школа – интернат

Женский портрет на картинах русских художников

(познавательное занятие в 9 классе)

Подготовила и провела

Левченко Елена Тимофеевна

Р.п. Благовещенка

2017

Женский портрет на картинах русских художников

(познавательное занятие в 9 классе)

Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить детей с творчеством русских художников.

Воспитательная:

Воспитание чувства прекрасного.

Коррекционная:

Коррекция речи и внимания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

«И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.»

Б. Пастернак

2.   Вводная беседа.

Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное. Его умение видеть красоту - удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же - и не замечали, что это - ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, - в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, - и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда - происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА - становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза...

«Столь некрасива, худа... - а ты её рисовать задумал!», - говорили художнику люди. Но художник никого не слушал и рисовал.

И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть - чуть смущённых глаз - вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я... Так хороша картина!»

«Я только зеркало! - с улыбкой художник отвечал, - Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!

Теперь живи, её от мира не тая.

Твоя душа - подобна красоте утренней зари!

И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел - и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?

А художник - он каждую морщинку её — как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой... И засияли лучики из глаз - в них свет струился - к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте. И на портрете том - любовь, и мудрость, и покой - вещали людям о жизни доброй, о душе Большой! И в восхищенье - замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной - как нежная вечерняя заря...

Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди...

Волшебным взглядом — художник тот был наделён: ведь за Творением — Творца всей Красоты способен видеть он!

И может людям он дарить — уменье видеть и любить!

  • О чем эта притча?
  • Что рисовал или правильно сказать писал художник?
  • А кто знает, как называется художник пишущий портреты?
  • Где может писать свои картины художник?
  • А где художник может выставлять, показывать свои работы?

3. Основная часть.

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в картинную галерею, где выставлены женские портреты русских художников.

Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, но есть нечто, объединяющее их, - в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния. «Я женщин, как высшую тайну, люблю», - читаем в стихотворении Константина Бальмонта. Посмотрим же внимательно на женские образы, созданные выдающимися русскими художниками различных эпох. Какой идеал женской красоты воплощали они в своих живописных полотнах?

В Древней Руси не существовало светского искусства. Свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образе Богородицы. (Сл. Владимирская Богоматерь)

К концу 16-17 вв в России появляется светское искусство. В моду входят парсуны, которые внешне напоминают иконы.

В XVIII веке в русской живописи портрет играл ведущую роль. Именно в этом жанре русские художники достигли уровня европейской живописи. Одним из них был Федор Семенович Рокотов (ок. 1732-1806).

Творчество Федора Степановича Рокотова принадлежит к самым замечательным явлениям XVIII века; в своих портретах он сумел раскрыть внутренний мир, передать тончайшие переживания человека.

Каждый портрет Рокотова - это, прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Описания портретов не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой; затягивающий сумрак фона, из которого, словно наплывом, возникают лица его героев.

Особой одухотворенностью отличаются рокотовские женские портреты. Пленителен образ юной Александры Петровны Струйской (1772) (подходит к репродукции), он приковывает внимание зрителя. Эти рокотовские глаза, чуть удлиненные, как бы прищуренные, такие загадочные и живые, заставляют вглядываться в портрет вновь и вновь.

Интересна судьба Александры Оруйской. 18- лет от роду она была просватана за богатого, дикого, сумасбродного помещика. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты - Струйского и его невесты. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц того времени, красота Струйской несла в мир добро и любовь.

Этому портрету уже в XX веке посвятил стихотворение поэт Николай Заболоцкий: Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полу плач, Ее глаза - как два обмана. Покрытых мглою неудач. Соединенъе двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нелености припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дн$/)уши моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Другим крупнейшим русским портретистом второй половины XVIII века был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), художник, быть может, не столь утонченный, как Рокотов, но более многогранный.

Целую эпоху вмещает в себя творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого. Он создал галерею портретов, необыкновенных по своей проникновенности, свежести и воздушности.

Достаточно вспомнить его живописную сюиту из семи портретов «Смолянки» . (1772-1776), посвященную выпускницам Смольного института. Заказ на портреты он получил от И.И. Бецкого, помощника и советника императрицы Екатерины II. В целях воспитательных художник должен был представить просвещенному обществу результаты педагогических усилий императрицы - воспитанниц Смольного пансиона, особенно ею покровительствуемого. Левицкий написал тех смолянок, которых особенно отличала императрица.

Среди них выделяется портрет Екатерины Нелидовой .В портрете Нелидовой передано единство игрового начала и состояния души: неподдельной веселости и искреннего увлечения. Чистые глаза, нежная, немного задорная улыбка, легко и грациозно отодвинутая вперед ножка в жемчужном башмачке - чем не Золушка, впервые очутившаяся на балу, вся в предвкушении чуда и счастья? Кажется, еще мгновение - и появится прекрасный принц, зазвучит томный клавесин, и она, не прекращая улыбаться, начнет свой танец... По оценкам современников, она не уступала в мастерстве профессиональным актрисам. Нелидова не была красавицей, но на сцене она преображалась, становилась необыкновенно обаятельной.

Славу русской живописной школы приумножил талантливейший живописец конца XVIII - начала XIX века Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). В среду русских портретистов он вошел уже сложившимся художником, успевшим завоевать на родной Украине известность иконописца.

Последний значительный портретист XVIII века В.Л. Боровиковский создал лирические образы. Передать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время чувствительность особенно удавалось художнику в замечательных женских портретах. Боровиковский создает свой тип женского портрета. Художник сосредотачивает внимание на лицах своих моделей и создает одухотворенные и поэтические образы. Таков портрет сестер Гагариных...

Но даже среди этих прекрасных полотен выделяется особым лиризмом и красотой живописи портрет пленительно-загадочной и мечтательно-печальной Марии Ивановны Лопухиной (1797 г.)

В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт - это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Цветовое решение полотна продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона - нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс - голубые васильки, сиреневая шаль - сиреневая роза. Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии. Ритмы спокойны - контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков; роза наклонена так же, как голова девушки. Живописный ландшафт полностью соответствует настроению мечтательной Лопухиной.

Яков Полонский написал проникнутое теплотой стихотворение «К портрету Лопухиной»:

Она давно прошла, - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить — страдать — прощать — молчать...

Боровиковский хотя и жил в первой четверти XIX века, но по духу и характеру своего творчества он художник восемнадцатого столетия. Новая эпоха выдвинула новые идеи, новых героев, иных художников.

Историю женского портрета продолжают художники XIX века. И одним из первых среди них является, безусловно, Карл Павлович Брюллов (1799-1852).

Брюллова называли Карлом Великим, его любили Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен. Человек в картинах Брюллова горд и прекрасен. «У Брюллова является человек для того, - писал Гоголь, - чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы».

Перед нами именно такой портрет. «Всадница» (1832). На картине Джованина Паччини, приемная дочь графини Юлии Павловны Самойловой. Девочка в розовом платье, выбежавшая на террасу и с восхищением глядящая на всадницу, - сестра Джованины. Брюллов поставил перед собой задачу написать большой конный портрет, используя мотив прогулки, что позволяет передать фигуру в движении. Джованине только четырнадцать лет, но у нее бесстрастное лицо, как у настоящей светской дамы. Она полна невыразимого очарования и грации. Передавая прелестные черты юной всадницы, осязаемую красоту животных, пейзажа, тканей, художник воспевает полноту и радость бытия. Вздыбившийся конь, устремившаяся навстречу всаднице девочка, блики солнца на затененных дорожках парка - все вносит в картину порыв, взволнованное движение,

отличающие эту композицию от статичных, нарочно построенных парадных портретов

предшествующей поры.

Образ очаровательной Джованины Паччини как нельзя лучше соответствует женскому

образу, воспетому А.С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье, -

Но, встретясь с ней,

смущенный ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Галерею женских портретов русских художников продолжает картина крупнейшего живописца второй половины XIX века, Ивана Николаевича Крамского (1837-1887)

Сердце и мысль - вот что более всего ценил Крамской в картине. На передвижных выставках он чаще всего выступал как автор мужских, очень скупых по цвету и строгих по композиции портретов. И вдруг - «Неизвестная» (1883)

Молодая, прекрасная, одетая со всей роскошью моды женщина едет в коляске по зимнему Петербургу. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Перспектива Невского проспекта тает в морозной дымке. На фоне светлого неба четко смотрится гордо откинутая голова красивой дамы, сознающей свое обаяние. Спокойно, холодно взирает незнакомка на окружающих. Во взгляде некая надменность, подчеркнутая горделивой осанкой.

Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может, образ красавицы просто родился в воображении живописца? Даже Репину, близкому знакомому Крамского, ничего не было известно о ее прототипе, хотя следует отметить, что Репин называл это произведение портретом, а не картиной. Надменность, красота и тайная грусть «Неизвестной» для некоторых ассоциируются с образом Анны Карениной, созданным Л.Н. Толстым. Трудно сказать, кого изобразил Крамской на своем полотне. Бесспорно одно - художник явно любовался своей героиней.

Никогда еще Крамской не писал такого многокрасочного, сияющего портрета, никогда не выписывал с такой любовью переливчатый блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов. И мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу, восхищаясь живописным мастерством Крамского. Белое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом и лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожей, обтягивающей сиденье экипажа. Мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. И только в огромных, полуприкрытых длинными, пушистыми ресницами глазах притаилась грусть. Эти глаза сверкают, как звезды, и в их сиянии чудится блеск непролитых слез.

В противовес таким портретам в русском искусстве 1-ой половины 19 века появляется новое движение «простонародного» женского портрета - сентиментального у Василия Тропинина и поэтичного у Алексея Веницианова. Эти художники создают идеализированный образ женщины из народа. В начале 20 века художники начинают искать новые формы в живописи. Характерна в этом отношении живопись В. Борисова-Мусатова (Водоем). В летний день в водоеме отражаются небо и деревья. У воды тоскуют о чем то печальные женщины. И тихая гладь пруда, и мечтательные призраки женщин, и неподвижные деревья заворожены тайной бытия. Погруженные в созерцание своих видений женщины Борисова-Мусатова словно не могут очнуться от сна. Композиция портрета Сомова аналогична портретам 19 века. Внешняя атмосфера картины успокоительна и несколько театральна, но с этой атмосферой как бы контрастирует лицо женщины — щемяще-тревожное, как бы тронутое болезнью, (музыка, стихи)

Период конца XIX - начала XX веков, названный в русском искусстве серебряным веком, выдвигает новые задачи, новые направления и, соответственно, новые имена в живописи. Одна из центральных фигур искусства рубежа веков - Валентин Александрович Серов (1865-1911), крупнейший художник, автор более двухсот портретов

«Девочку с персиками» Серов написал в двадцать два года, «Девушка, освещенная солнцем» — в двадцать три. В состоянии восторга и упоения, чувствуя в себе молодые силы и задор, пишет Серов один из своих шедевров - «Девушку, освещенную солнцем»

Девушка на картине - это Маша Симонович, двоюродная сестра художника. Серов стремится передать очарование мимолетного и сиюминутного, одного мига жизни, наполненного сверкающими красками бытия. Девушка сидит у ствола старого дерева, на ее тонкой, нежной коже восхитительно и волшебно играют солнечные зайчики, и необычайно преображает всю ее молодую стройную фигуру колышущаяся масса тени и света. Спокойный взгляд ее лучистых голубых глаз, нежный румянец симпатичного, доброго лица, уютная поза отдыхающего человека - все это как бы внушает зрителю чувство умиротворенности, дает ощущение гармонии, красоты каждого мгновения жизни.

Традиция создания женских образов, являющих собой идеал красоты внешней и внутренней, не прерывается и в русском искусстве советского периода.

Этот художник был нетипичен для советского искусства, и потому при жизни его талант остался невостребованным. Как это часто, к сожалению, случается с большими художниками, слава пришла к нему посмертно. Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) трагически погиб в расцвете своего необычайного и редкостного творческого дарования, когда ему было всего 34 года и когда впереди, казалось, открывался путь к успеху.

Наследие художника внушительно - 400 живописных, графических работ и эскизов, в которых он воспевает свою особую Русь. Его картины воссоздают мир славянских мифов, преданий, легенд, мир гармонии человека и природы.

Один из самых чарующих женских образов создан Васильевым в картине «Ожидание», написанной незадолго до смерти - в 1976 году. Деревянная рама окна, у которого стоит девушка с горящей свечой в руке, создает впечатление «картины в картине». Морозный узор на стекле окна, который обрамляет лицо и грудь девушки, делает ее похожей на загадочную птицу Сирин с темной короной на голове и белоснежным крылом. Сочетание в картине белых и коричневых тонов вызывает чувство беспокойства, смутной тревоги. Свет горящей свечи еще более подчеркивает невыразимую тоску в серых глазах девушки. Кого ждет она? Своего любимого? Может быть, сама Судьба постучит к ней в дверь в этот морозный зимний вечер? И, видимо, чувствует ее сердце: не принесет ей счастья эта Судьба...

Образ пленительно-красивой девушки с русой косой, стоящей в томительном ожидании у окна, необыкновенно созвучен с женским образом из стихотворения Эдуарда Асадова:

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно

Неисчерпаема тема женских образов в живописи. Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация - в зрелости, одухотворенность - в старости. И, конечно же, прекрасна женщина с ребенком на руках. Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала 20 века - Петрова-Водкина. Картина «Мать» отличается ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминирует пылающая красная и различные оттенки ультромариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Петров-Водкин стремиться раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, не переходящий в своей душевной красоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

4.Итог занятия

Образ женщины за 9 веков Русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей, сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.

- Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно?

Вывод: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень в картинах русских художников

Тема осеннего пейзажа в живописи русских художников....

Изображения животных в картинах русских художников.

Презентация создана учеником 8 класса к конкурсу докладов образовательных учреждений Санкт-Петербурга под девизом "Клетка-образ жизни и здоровья  человека!" посвященный Всемирному дню здоровья....

Беседы по картинам русских художников

Познакомить с картинами и художниками.Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.Формировать умение правильно воспринимать, чуйствовать настроение картины и передавать его в выск...

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Для написания сочинения учащимся предлагается использовать  репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег»,  карточки для групповой ...

Женский портрет в произведениях русских и французских художников

Открытый урок для старшеклассников и студентов 1-го курса...

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...

Разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Урок развития речи проводится с использованием интерактивной доски, репродукций картин А.Пластова "Первый снег", А.Саврасова "Дворик. Зима.", И.Грабаря "Мартовский снег"....