Интеллектуальная игра по русскому языку
классный час по русскому языку (6, 7, 8 класс) по теме

Петрухина Лариса Владимировна

Интеллектуально-познавательная игра "Турнир эрудитов" для учащихся 5-8 классов. Проводится на неделе русского языка и литературы. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Турнир эрудитов25.69 КБ

Предварительный просмотр:

  •     План проведения  

недели русского языка и литературы

                                           2015 – 2016 учебный год

  • Понедельник

  1. Открытие недели.
  2. «Жил-был парень Диктант…» (конкурс диктантов по классам)

  • Вторник

  1. Проведение беседы «Ты и твоё имя».
  2. Викторина «Тайна твоего имени». (5 – 6 класс)

  • Среда

  1. Смотр-конкурс бюллетеней, стенгазет «Что означают имена ребят

     нашего класса?»

  1. «Учимся говорить». Практикум-соревнование.

  • Четверг

  1. Выпуск газеты «Праздник русского языка».
  2. Турнир Эрудитов (7 – 9 класс)

  • Пятница

  1. Литературная гостиная «И С ВАМИ СНОВА Я…». По творчеству А.С. Пушкина.
  2. Подведение итогов недели.

  • Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра по русскому языку

для 6 - 8 классов

Турнир состоит из 5 этапов-испытаний. Играют 3 команды.

  •    I этап «Разминка»

(номера вопросов с 1 по 9 написаны на доске, команды по очереди выбирают номер вопроса, обсуждают в течение 15 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

  1. Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении:

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

  1. С с – синоним осьминога, а без с  - в метле нас много.

  1. Как переводится на русский язык слово апельсин?

  1. Название какого очень распространённого дерева состоит из 4-х предлогов?

  1. В каком падеже личное местоимение  мы состоит из 2-х предлогов?

  1. Продолжив пословицы, определите орфограмму:

А) После драки кулаками …

Б) Соловья баснями…

В) Шила в мешке …

Г) Яйца курицу…

  1. Говорите правильно:

Нельзя говорить

А как надо говорить?

Вылазь

Ездию

Лигет

Нагинаться

хочем

  1. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить.

А) Трус своей лени боится.

Б) Лучшее – врач хорошего.

В) Голода не бойся, по пояс мойся.

Г) Мы сами с ушами.

  1. Чем отличается поступок от проступка?

Ответы:

  1. Антонимы.
  2. Спрут – прут
  3. Китайское яблоко.
  4. С-о-с-на
  5. В Р.п. – на-с
  6. Орфограмма: не с глаголами (не машут, не кормят, не утаишь, не учат)
  7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим.
  8. а) тени, б) враг, в) холода, г) с усами.
  9. Поступок – совершённое кем-либо действие

Проступок – провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы.

  •      II ЭТАП  

«ДУЭЛЬ»

(из истории слов и выражений)

(команды по очереди вытаскивают карточки с «выражениями», там же стоят баллы, которые команда может заработать, если объяснит значение данного выражения)

  1. Что означает слово ВЕЧОР и где вы его слышали? (4 балла)

  1. Он в этом деле собаку съел. (3 б)

  1. Держать язык за зубами. (1 б)

  1. Спустя рукава. (1 б)

  1. Надуть губы. (2 б)

Ответы:

  1. Вчера – вчера вечером; у Пушкина в стих. «Зимнее утро»
  2. Приобрёл большой опыт, мастер.
  3. Молчать
  4. Плохо
  5. Крепко
  6. Обидеться

  • III этап

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

(Всего 5 заморочек стоимостью от 1 до 5 баллов, указанных на бочке)

  1. Она бывает длинная, густая, светлая, тёмная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая. Что это?

  1. Прочитайте предложение 2-мя разными способами:

Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны.

  1. Как бы вы расставили знаки препинания в предложении, чтобы не было нелепицы:

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

  1. Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах:

Март, ап, гро, рель, зой, май, во, тра, дой, вой.

  1. Тайны словаря. В некоторых словах с целью экономии места повторяются. Основное слово или корень обозначается «~» - тильдой. Какой корень заменён тильдой в данных словах:

~ ливый человек;

~ственные возгласы;

~ствовать хорошее начинание;

передавать кому-либо ~?

  • IY этап

«ШАРАДЫ» (каждая 1 балл)

  1. Мой первый слог – число с нулями, у всех людей – последних два, а вместе – догадайтесь сами: всем городам она глава.

  1. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение – и превращаюсь я в конфету.

  1. Мы – для пильщиков подставка, мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье. Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами.

  1. Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.

  1. Мой первый слог – провал, банкротство,

Второй – синоним к невелик,

А всё с мукой имеет сходство,

На кухне он лежать привык.

  1. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким, как огонь горячий.

  1. Я цвет одинаковый часто имею.

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть

Могу я до слёз довести и убить.

  1. С М – приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой Л зимой бывает, а весною исчезает.

  1. Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный.

  1. Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

11. Крик птицы – это первый слог.

Второй – известный всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

  1. Предлог и стройматериал морской выдерживают вал.

  1.  Мой первый слог – предлог.

А во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

  1. Союз, предлог и падежная форма личного местоимения дают вкусный плод южноамериканского растения.

  1. Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый; приставку – в слове выписать; корень – в слове преподносить.

Ответы к 4 этапу:

  1. Сто-лица.
  2. Ирис – ирис.
  3. Козлы – козлы.
  4. Кар – тина.
  5. Крах – мал.
  6. Шар – жар.
  7. Луг – лук.
  8. Мёд – лёд.
  9. Три – о.
  10.  Р – один – а.
  11. Кар – на – вал.
  12. У – тёс.
  13. За – дача.
  14. А – на – нас.
  15. Вы – нос – ливый.

  • Y ЭТАП

«Пословицы на новый лад»

(Двум командам даётся задание – восстановить пословиц)у.

  1. По одёжке встречают, а протянешь ножки – провожают.

  1. Старость – не новость.

  1. За одним зайцем погонишься – двух уже не поймаешь.

  1. Ваять дурака.

  1. Яйца от курицы недалеко падают.

  1. Тише будешь – дальше уедешь.

  1. Волков бояться, пока горячо.

  1. Родимая сторона – мать, а чужая – на языке вертится.

  1. Не плюй в колодец: сам будешь стар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...