Классный час «Ни шагу назад!»
классный час ( класс) на тему

Жуланова Елена Александровна
Цель занятия: на основе документальных и художественных источников определить свое гражданское и личное отношение к событиям Сталинградской битвы для сохранения связи между поколениями. Задачи: -расширить представление об исторических событиях Великой Отечественной войны (оборона Сталинграда); -выявить объективные и субъективные причины победы на Волге; -закрепить умения определять проблему, давать развернутый ответ на вопрос, аргументировать свою позицию, делать вывод; -выразить гражданское и личное отношение к защитникам Сталинграда в форме «письмо в прошлое»; -осознать сопричастность к историческому прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Ведущий метод обучения – проблемный, направленный на решение проблемного вопроса: «Какая сила позволила одержать победу под Сталинградом?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ni_shagu_nazad_klassnyy_chas.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Ни шагу назад!»

Аудитория: учащиеся 9 «б» класса

Классный руководитель: Жуланова Е.А.

Цель занятия: на основе документальных и художественных источников определить свое гражданское и личное отношение к событиям Сталинградской битвы для сохранения связи между поколениями.

Задачи:

-расширить представление об исторических событиях Великой Отечественной войны (оборона Сталинграда);

-выявить объективные и субъективные причины победы на Волге;

-закрепить умения определять проблему, давать развернутый ответ на вопрос, аргументировать свою позицию, делать вывод;

-выразить гражданское и личное отношение к защитникам Сталинграда в форме «письмо в прошлое»;

-осознать сопричастность к историческому  прощлому, настоящему и будущему своей Родины.

Ведущий метод обучения – проблемный, направленный на решение проблемного вопроса: «Какая сила позволила одержать победу под Сталинградом?»

Оборудование: историческая карта, компьютерная электронная презентация «Защитники Сталинграда», текст для анализа (отрывок из романа В.Некрасова «В окопах Сталинграда»).

Содержание и ход урока:

Этап урока

Деятельность классного руководителя (КР)

Деятельность учеников (У)

Время

(мин.)

1

Введение в тему. Активизация знаний учащихся

КР: В семидесятые годы 20 века известный американский кинорежиссер Ромен Роллан снял документальный фильм-эпопею «Неизвестная война». Он был адресован западным зрителям, которые не имели реального представления о Второй мировой войне. К сожалению, подобный уровень исторических знаний имеют многие ваши сверстники. Нужно ли изменить эту ситуацию?

КР: Особое значение в ходе Великой Отечественной войны имела Сталинградская битва. Объясните: почему?

Восприятие и осмысление информации.

У: Нужно знать и не забывать о событиях ВОВ. Это важно для сохранения памяти о героических событиях отечественной истории, для формирования наших гражданских качеств. 

У: Сталинградская битва стала   коренным переломом в ходе ВОВ и началом нашего победного наступления.

5

2

Постановка проблемы урока

КР: Прочитаем отрывок из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и фрагмент сочинения ученика по данному тексту.

КР: Как вы относитесь к мнению ученика, считающего, что основной причиной нашей победы на Волге был страх расстрела при отступлении?

КР: Какой проблемный вопрос мы можем обозначить на основе прочитанных текстов и  ваших высказываний?

КР: Попробуем разобраться в этом вопросе.

Знакомство с текстами.

Высказывание собственных суждений.

У: Что способствовало этой яркой победе? Какая сила позволила одержать победу под Сталинградом?

10

3

Решение проблемы урока

КР: Вы знаете, что при работе с проблемой исторического характера мы всегда обращаемся к документальным источникам (сильным аргументам). Поэтому выслушаем сообщения учащихся.

Сообщения учащихся:

1.Успешный стратегический план советского командования.

2.Блестящие полководцы Сталинграда.

3.Военная техника в боях на Волге.

4.Герои Сталинграда: Матвей Путилов, Василий Зайцев, Михаил Паникаха, Николай Сердюков, защитники Дома Павлова, Гуля Королева.

20

4

Итоги урока. Анализ деятельности.

КР: Итак, какая же сила явилась главной,  объединяющей все объективные и субъективные причины нашей победы на Волге?

КР: анализ совместной деятельности.

У: Определяющим фактором военного успеха на берегах Волги стала та самая «скрытая теплота патриотизма», о которой говорил еще Л.Н.Толстой.

5

5

Творческое домашнее задание

КР: Думается, что  примеры героического поведения защитников Сталинграда не оставили вас равнодушными, поэтому вам предлагается выразить свое гражданское и личное к ним отношение в необычной форме – в «письмах в прошлое».

Ученики получают советы по выполнению домашнего задания.

5

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты для анализа

1.(1)Стоял сентябрь. (2)Мы уже десятый день на этом сталинградском заводе. (З)Десятый день немцы бомбят город. (4)Бомбят-значит, там ещё наши. (5)3начит, идут бои. (б)Значит. есть фронт. (7)Это лучше, чем в июле, когда мы отступали...

(8)Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:

(9)- Не умеем мы воевать.

  1. - А что такое уметь. Георгий Акимович?
  2. - Уметь? (12)От Берлина до Волги дойти - вот что значит уметь.

(13) - Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

(14)Георгий Акимович смеётся мелким сухим смешком. (15)Игорь

начинает злиться.

(16)- Мы будем воевать до последнего солдата, (17)Русские всегда так воюют. (18)Но шансов у нас всё-таки мало. (19)Нас сможет спасти только чудо. (20)Иначе нас задавят. (21)3адавят организованностью и танками.

(22)Чудо?..

(23)Недавно ночью шли мимо солдаты. (24)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27)Я подошёл. (28)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (29)Мигали огоньками цигарок. (30)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:

(31)- Нет. Вась... (32)Ты уж не говори. (ЗЗ)Лучше нашей нигде не сыщешь. (34)Ей-Богу... (35)Как масло земля - жирная, настоящая. -(З6)Он даже причмокнул как-то по-особенному. - (37)А хлеб взойдёт - с головой закроет...

(38)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

(39)Я так и не увидел того, кто это сказал. (40)Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41)Все зашевелились, загремели котелками. (42)И пошли. (43)Пошли медленным, тяжёлым шагом. (44)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

(45)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(46)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47)И не только запоминаются. (48)Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как будто символом.

(49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... (50)Я даже не знаю, как это назвать. (51)Толстой называл это «скрытой теплотой [...]». (52)Возможно, это и есть то чудо, которого так ждём мы все. чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами... (В.Некрасов «В окопах Сталинграда»).

  1. «Я не согласен с автором. Скорее не любовь, не вера вели нас тогда в бой, а самый обыкновенный страх в кошмарной концентрации. Но страх не перед смертью на фронте. Расстрела и репрессий боялись люди того времени.Страх дал крылья, и так, только так люди, солдаты шли вперед. Только страх перед позорной смертью затмил страх смерти мужественой, и только так Россия победила».

ГЕРОИ СТАЛИНГРАДА

 Николай Сердюков.17 апреля 1943 г. младший сержант, командир стрелкового отделения 44-го гвардейского стрелкового полка 15-й гвардейской стрелковой дивизии Николай Филиппович СЕРДЮКОВ удостоен звания Героя Советского Союза за боевые подвиги в битве под Сталинградом.

Перед гвардейцами 4-й роты гвардии лейтенанта Рыбаса была поставлена задача - преодолеть 600-метровое открытое пространство, минное поле, проволочные заграждения и выбить врага из окопов и траншей.

Когда советские воины поднялись в атаку, заговорил  дот. Комсомолец Н. Сердюков обратился к командиру роты: «Разрешите мне, товарищ лейтенант».

Невысокого роста, он выглядел совсем мальчишкой в длинной солдатской шинели. Получив разрешение командира, Сердюков под градом пуль пополз к  доту. Бросил одну, вторую гранаты, но те не достигли цели. На виду у гвардейцев, поднявшись во весь рост, бросился герой к амбразуре дота. Пулемет врага замолчал, гвардейцы устремились на врага.

Именем 18-летнего героя Сталинграда названа улица, школа, где он учился. Его имя занесено навечно в списки личного состава одного из подразделений Волгоградского гарнизона.

Н. Ф. Сердюков похоронен в с. Новый Рогачик (Городищенского района Волгоградской области).

Подвиг защитников Дома Павлова

 Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4-этажный дом чудом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города. Таким образом, дом приобретал важное тактическое значение.

Выполняя приказ командира, полковника И. П. Елина, в конце сентября сержант Я. Ф. Павлов с тремя бойцами проник в дом.  Разведчики в течение двух суток удерживали его.На третьи сутки на помощь отважной четверке прибыло подкрепление. Гарнизон «Дома Павлова» (так он стал именоваться на оперативных картах дивизии, полка) состоял из 24 человек.

Бойцы приспособили дом к круговой обороне. За пределы его вынесли огневые точки, к ним проделали подземные ходы сообщения. Саперы со стороны площади заминировали подступы к дому, поставив противотанковые, противопехотные мины.

Умелая организация обороны дома, героизм воинов позволили маленькому гарнизону в течение 58 дней успешно отбивать вражеские атаки. Борьба за «Дом Павлова» — один из многих примеров героизма советских людей в дни битвы

Михаил Паникаха.К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился матрос Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметов, несколько вражеских машин. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не замутила его сознания. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной. Подвиг Паникаха запечатлен в камне в памятнике-ансамбле на Мамаевом Кургане.

Матвей Путилов. Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Зайцев Василий Григорьевич ( 23. 3. 1915 — 15. 12. 1991) — снайпер 1047-го стрелкового полка (284-я стрелковая дивизия, 62-я армия, Сталинградский фронт), младший лейтенант. В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942. Снайперскую винтовку получил из рук командира своего 1047-го полка, Метелева, месяц спустя вместе с медалью "За отвагу". К тому времени из простой "трехлинейки" Зайцев убил 32 гитлеровцев. В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград уничтожил 225 солдат и офицеров противника в том числе 11 снайперов (среди которых был Хейнц Хорвальд). Непосредственно на переднем крае обучал снайперскому делу бойцов в командиров, подготовил 28 снайперов. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Василию Григорьевичу Зайцеву присвоено 22 февраля 1943 года.

. Гуля (Марионелла) Королева. Родилась 10 сентября 1922 г. в Москве. В возрасте 12 лет снялась в главной роли Василинки в фильме «Дочь партизана». За роль в фильме получила путёвку в пионерский лагерь «Артек». Впоследствии снялась ещё в нескольких фильмах. В 1941 Гуля Королёва с матерью и отчимом эвакуировалась в Уфу. В Уфе родила сына Сашу и, оставив его на попечение своей матери, записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка. Весной 1942 дивизия отправилась на фронт в район Сталинграда.23 ноября 1942 во время ожесточенной схватки за высоту 56.8 около х. Паньшино санинструктор 214-й сд оказывала помощь и вынесла с поля боя 50 тяжелораненых бойцов и командиров с оружием. К исходу дня, когда в строю осталось мало бойцов, она с группой красноармейцев пошла в атаку на высоту. Под пулями первая ворвалась в окопы противника и гранатами уничтожила 15 человек. Смертельно раненная, продолжала вести неравный бой, пока оружие не выпало из рук. Похоронена в х. Паньшино Волгоградской области.9 января 1943 года командованием Донского фронта была награждена орденом Красного Знамени (посмертно).Подвигу посвящена книга Елены Ильиной «Четвертая высота», которая переведена на многие языки мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ни шагу назад!

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы...

Музыкально-литературная композиция "Ни шагу назад"

Материал для проведения мухыкально-литературного вечера, посвящанного Битве под Москвой. Также можно использовать как самостоятельный концертный номер для масштабных мероприятий, посвященных военной т...

Классный час: 100 лет назад Тува вошла в состав России

Цель: Его цель – ознакомление детей с историко-культурным наследием своего народа.                 «Тяжела и беспросветн...

«НИ ШАГУ НАЗАД!» (Внеклассное мероприятие к 70 - летию Великой Победы в ВОВ)

Цели:показать  значение Великой Отечественной войны;на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории, чувства гордости за свой народ;раз...

Сценарий урока мужества "Ни шагу назад"

Урок мужества, посвященный Сталинградской битве.Подготовила: п.д.о. Бондаренко О.В.                                ...

Квест к 9 мая " Ни шагу назад..."

Цель: способствовать военно-патриотическому воспитанию школьников; привлечь учащихся к занятиям спортом; развивать силу, ловкость, смекалку, творческое мышление.Задачи:1. Образовательная: закрепить зн...