Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Мельникова Галина Васильевна

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл басни крылова32.07 КБ

Предварительный просмотр:

                     Литературный праздник для 5 и 6 классов:

                        «  День рождения дедушки Крылова.»

                           Подготовила и провела: Мельникова Г .В.,

       учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№ 61» г.Саратова

                                                   16.02 16

Цели: 1. Обобщить и расширить знания учащихся  о жизни и творчестве Крылова; помочь увидеть в баснях «мудрое, лукавое, веселое, незаметное» поучение.

2. Развивать речь учащихся, умение инсценировать басни; прививать любовь к произведениям русских писателей.

3. Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Подготовительный этап:

  1. Организация выставки книг И.А.Крылова в библиотеке школы.
  2. Чтение басен во время самоподготовки.
  3. Работа над учебным проектом «Мы рисуем басни И.А.Крылова».

Оборудование: Портрет И.А. Крылова, презентация о жизни Крылова, презентация «Викторина басен», выставка книг писателя, иллюстрации  различных художников к басням, рисунки учащихся.

  Оформление:   На стенах – портрет поэта, иллюстрации к его произведениям, выполненные учащимися, плакаты «Поэт и мудрец слились в нём воедино»(Н.В.Гоголь), «Его басни переживут века»(К.Н.Батюшков).

 КТО НЕ СЛЫХАЛ ЕГО ЖИВОГО СЛОВА?

КТО В ЖИЗНИ С НИМ НЕ ВСТРЕТИЛСЯ СВОЕЙ?

БЕССМЕРТНЫЕ ТВОРЕНИЯ КРЫЛОВАМЫ

С КАЖДЫМ ГОДОМ ЛЮБИМ ВСЕ СИЛЬНЕЙ! 
М.Исаковский 

На доске –портрет писателя, эпиграфы, рисунки уч-ся. Даты жизни Крылова (1769-1844).

Ход праздника:

            Слово учителя:

                                                  Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                  Бессмертные творения Крылова

 Мы с каждым годом любим все сильней,

    Со школьной парты с ними мы сживались,

                                                   В те дни букварь постигшие едва,

                                                   И памяти навеки оставались

                                                    Крылатые крыловские слова. (М. Исаакиевский)

-Ребята, на уроках литературы вы знакомились с баснями И.А. Крылова. Сегодня у нас праздник: день рождения И.А.Крылова( 13 февраля 1769 г). Мы должны обобщить и расширить наши знания об И.А. Крылове и о его баснях, почитать  его басни. Еще раз увидеть в его баснях «мудрое, лукавое, веселое, незаметное» поучение.  Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). 

-Говоря о баснях Крылова, нельзя не вспомнить и о самом великом баснописце. Что мы знаем о нем?

Рассказ о жизни баснописца, демонстрация презентации. ( Сл.№ 1 – 3).    

   

            Вспомним основные факты биографии Крылова.

          - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умна и добрая.

           После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.

          Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа. Он видел, как чиновники берут взятки и невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде по малейшим жалобам помещиков.

          Восемнадцатилетний Крылов пишет свои первые басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии. В своих произведениях Крылов описывает всё, что он видел. Невежественный, жестокий пьяница-помещик издевается над своими крепостными. Этому же учит и сына. Крылов ненавидит безнаказанность богатых и требует для всех равных прав.

          Правительство предупреждает Крылова, что его ждёт суровое наказание, если он не прекратит писать.

          Но И.А.Крылов не бросает литературной работы. Теперь он пишет только басни. Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.

          В баснях Крылов обвиняет помещиков, живущих за счёт крепостных крестьян, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых.

          И.А.Крылов прожил 75 лет. Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

          Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В просторном халате, а может быть, в причудливой мантии в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми необыкновенными превращениями.

          Басенный  жанр привлекал Крылова своим демократизмом – всеобщей доходчивостью и общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создаёт только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Гоголь писал о Крылове, что «Всюду у него Русь и пахнет Русью» и что басни его – «Книга мудрости самого народа».

     Из 75 лет, отпущенных судьбой писателю, 60 он отдал Санкт-Петербургу. В этот город поэт приехал 13-летним мальчиком, здесь начал издаваться и стал известным. Творение Петра на Неве стало и последним пристанищем баснописца. Он ушел из жизни в 1844 году и был торжественно похоронен (при огромном стечении народа) на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. 

          13 февраля исполнилось 247лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. И его имя всё так же близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.

-  В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

    Па́мятник Крыло́ву был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.

В 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей по подписке, проводившейся с высочайшего соизволения по всей  России. Академией художеств был объявлен конкурс, в нём приняли участие ведущие скульпторы того времени.

В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта. Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. И на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду. Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных — персонажей басен Крылова.

-А в чем же особенности басни? ( Сл.№ 4-5)

-Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животныерастения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

-А теперь переходим к основной части нашего праздника. Он будет проходить в несколько туров.

              1.Литературная викторина «Знаете ли вы басни Крылова?»

2.Выразительное чтение наизусть басен Крылова.

3.Конкурс рисунков «Парад литературных героев».

Литературная викторина «Знаете ли вы басни Крылова?»

Вспомнить название басни:

  1. «Лягушка и … ( Вол )».
  2. «Волк на … ( псарне )».
  3. «Кот и … ( повар )».
  4. «Стрекоза и … ( Муравей )».
  5. «Щука и …( Кот )».
  6. «Осёл и … ( Соловей )».
  7. «Волк и … ( Ягнёнок )».
  8. «Зеркало и … ( Обезьяна )».
  9. «Листы и…   (корни) ».
  10.  «Кукушка и ….( Петух)».

Иллюстрированные вопросы по басням:

 ( Презентация сл.№ 6 -25)

1)Кого просила стрекоза накормить  и обогреть? ( Муравья  Басня «Стрекоза и Муравей»)

2) Кто сказал такие слова:

  « Друзья к чему весь этот шум?  Я ваш старинный сват и кум…» ( Волк. Басня «Волк на псарне»)

3)Как звали собаку, которая лаяла на слона? ( Моська. Басня «Слон и Моська»).

4)Кто в басне Крылова не знал, что делать с очками? ( Мартышка. Басня «Мартышка и очки»).

5)О ком идет речь в басне: «У сильного всегда бессильный виноват»?  ( «Волк и Ягненок»).

6) Кто из птиц объяснил Мартышке, Ослу , Козлу и Мишке , почему не получается музыка?

     (Соловей. Басня «Квартет»).

7)Чем угощал сосед Демьян соседа Фоку?   ( Ухой. Басня «Демьянова уха»).

8) При помощи какого инструмента открывался ларчик?     («А ларчик ПРОСТО открывался»          Басня «Ларец»).

9) На каком дереве сидела Ворона , слушая лесть Лисицы?

     ( На ели. Басня «Ворона и Лисица»).

10)За что Кукушка хвалит Петуха? ( за то, что хвалит он Кукушку.

      Басня «Кукушка и Петух»).

   Закончить цитату из басни Крылова. Как басня называется?

  1. Сыр выпал –

                              /с ним была плутовка такова/   «Ворона и Лисица».

2. У сильного –

                                 / всегда бессильный виноват/      «Волк и Ягненок».

3. Когда в товарищах согласья нет –

                                                     /на лад их дело не пойдет / «Лебедь, Рак и Щука».

4. Ты в се пела? Это дело –

                                          /Так поди же попляши/   «Стрекоза и Муравей».

5. Ай, Моська! Знать она сильна –

                                                /Что лает на слона/      «Слон и Моська».

6. А вы, друзья, как ни садитесь –

                                               /Все в музыканты не годитесь/     «Квартет»

7.Хоть видит око –

                                 /да зуб неймет/ ( «Лисица и виноград»).

8.Когда бы вверх могла поднять ты рыло, /

                             тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут ( «Свинья под дубом»)

9.Невежи судят точно так: В чем толку не поймут /

                                                           то все у них пустяк.    («Петух и жемчужное окно»)

10.Вперед чужой беде /

                                         Не смейся , голубок.   ( «Чиж и голубь»)

 

 «Сумка с потерянными и найденными вещами».

               Определить, кому принадлежат вещи:

              Кость  («Волк и Журавль»)

              Ноты  («Квартет»)

             Зеркало  («Зеркало и Обезьяна»)

Очки  («Мартышка и очки»)

Шкатулка  («Ларчик»)

Сыр  («Ворона и Лисица»)

Виноград ( «Лисица и виноград»)

Листы («Листы и корни»)

Желудь («Свинья под дубом»).

           Назовите басни И.А.Крылова

- о Лисе   («Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград», «Волк и Лисица»,

                 «Лиса», «Лисица и Осёл»);

- о Волке  («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Волки и Овцы», «Волк и

                  Кот»;

- об Обезьяне  («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет»;

- о людях   («Кот и Повар», «Демьянова уха», «Ларчик»)

          «Волшебная шкатулка»( Объяснить, в чем мораль басни?)

           - Приходилось ли вам слышать слова из  басни в обычной речи, без

             ссылки на источник?

           - Как называются такие слова?  /Крылатые/.

 (Вниманию учеников предлагается «волшебная шкатулка». В ней лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова. Ученики по очереди достают карточку, читают выдержку и объясняют смысл  выражения.)

1. А Васька слушает да ест.         «Кот и Повар»

/Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания/.

2. А ларчик просто открывался.    «Ларчик».

/Поговорка рекомендующая  не искать сложных решений  там, где дело решается просто).

3. У сильно всегда бессильный виноват.   «Волк и Ягненок»

/Употребляется при  незаслуженных обвинениях старшими младших по возрасту или должности/.

4. Рыльце в пуху.  «Лисица и Сурок».

/Употребляется в значении: быть причастным к чему-либо преступному, неблаговидному/.

5. Избави, Бог, и нас от этаких судей.   «Осел и Соловей»

/Так говорят, когда человек берется судить о том, чего сам не понимает/.

6. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

    А сапоги тачать пирожник        «Щука и Кот»

Мораль: каждый должен заниматься своим делом.

Конкурс на лучшее чтение басни наизусть.

Дети по очереди декламируют басню.

Конкурс иллюстраций к басням Крылова.

Подводятся итоги на лучшую иллюстрацию.

Заключение  (  Сл.№26)

«Поэт и мудрец слились в нём воедино»(Н.В.Гоголь)

«Его басни переживут века»(К.Н.Батюшков).

-Согласны ли вы с мнением поэта и писателя о творчестве И.А.Крылова? Мы с вами видим, что, не смотря на то, что после смерти И.А. Крылова прошло больше двух столетий, басни его продолжают жить в нашей литературе и в нашей жизни. И имя дедушки Крылова будет известно еще многие и многие столетия. И проблемы , поднятые в его баснях злободневны и сегодня.

 

             

                                                         Литература.

  1. Архипов В.А.  И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974
  2. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. Пособие для уч-ся.-  М.,1983

3. Иванов В.М.  Ларец мудреца. – Л.,1973

4. Крылов И.А.  Басни. – М., 1984

5. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей нач.классов. –

                                                                        М., 1999

6. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1969

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература

                                     /Автор-составитель Н.В.Чудакова/ - М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературе "В гостях у дедушки Крылова"

На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова...

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"

Цели:1.      Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни ...

Урок литературы в 5 классе "В гостях у дедушки Крылова"

Материал урока поможет учащимся систематизировать знания по творчеству Крылова....

Проект по литературе в 5 классе по теме "В гостях у дедушки Крылова"

Данный проект вызывает интерес  к чтению басен И. А. Крылова...

Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы

Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...

В гостях у дедушки Крылова (урок-концерт)

Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев....