Год литературы в России
методическая разработка (6 класс) на тему

Иволгина Надежда Валентиновна

Внеклассное мероприятие по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_literatury_v_rossii.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Год литературы в России»

                                           Иволгина Н.В.

учитель русского языка и

 литературы Григорьевского филиала

МБОУ Шпикуловской СОШ

 Тема: «Год литературы в России»

Класс:6.

Форма:  игра («Своя игра») с элементами беседы

Цель: привлечение внимания учащихся к вопросам развития литературы в современном мире; сохранение литературного наследия и возвышение роли русской литературы в мире.

Задачи:
-
привлечь интерес к русской поэзии и прозе; развивать мышление, воображение и речь;

- познакомить обучающихся  с литературными произведениями искусства; учить детей видеть прекрасное в окружающем мире благодаря знакомству с различными литературными произведениями;

- учить ставить цели и достигать их;

-понимать различные мнения, договариваться в групповой работе,  следовать морально-этическим нормам общения и сотрудничества.

 

Методы обучения: методы формирования интереса к учению (познавательная игра); методы формирования долга и ответственности (методы поощрения, порицания, предъявления учебных  требований);словесные методы (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (методы демонстрации); практические (метод решения познавательных задач); методы контроля.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

                                          Ход классного часа

Слово учителя с элементами беседы

- Каждый год  в России проходит под определенным лозунгом. Так, например, 2011 год был объявлен годом российской космонавтики (в честь 50 - летия с полета первого человека в космос). 2012 был годом российской истории. 2013 год прошел под лозунгом охраны окружающей среды. 2014 год был объявлен годом культуры.

- Кто знает чему посвящён 2015 год?

13 июня 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ, в котором 2015 год был объявлен годом литературы. Наш классный час сегодня посвящен Году Литературы.  

-Как вы думаете, объявив 2015-годом литературы, какие цели преследовал Президент РФ?

    Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

 

В 2015 году отмечались юбилеи писателей и поэтов

24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля,

21 июня - 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта,

15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя

15 января - 90 лет со дня рождения Е. И. Носова (1925 -2002 ), русского писателя

28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста

7 сентября - 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя,

3 октября - 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта,

22 октября - 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта,

ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня рождения А. А. Фета (1820-1892) , русского поэта-лирика,

28 ноября – 135 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880 – 1921), русского поэта.

-  Ребята, как вы думаете, зачем нужно читать книги?

1.В книгах содержится большой опыт и знания других людей, различные идеи;

2.Литературные произведения формируют мировоззрение, человек расширяет свои знания о мире, развивает мышление, воображение;

3.Книги вдохновляют человека, помогают найти идеальный образ самого себя в виде каких-либо героев;

4.Книги позволяют найти ответы на многие вопросы жизни;

5.Книги способствуют личному росту и интеллектуальному развитию;

-Что будет, если мы перестанем читать?

- Согласны ли вы с высказыванием  французского философа и писателя Дидро?

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро)

- Ребята, а вы любите  читать?  

Игра «Своя игра»

Учитель объясняет правила игры, делит учащихся на команды.( Играют две команды: «Эрудиты» и «Знатоки». Каждой команде представляется возможность выбрать тему и стоимость вопроса. Время на обсуждение 5 секунд. За правильный ответ на вопрос команда получает жетон, равный стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команды, право ответа передается другой команде. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.)  

Право начать  свою игру предоставляется команде «Эрудиты». Выбирайте тему и стоимость вопроса.

  1. Герои мифологии

О ком идет речь?

«На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо», в яйце – смерть.

Ответ. Кощей Бессмертный

  1. Герои мифологии

О ком идет речь?

В славянской мифологии лесная старуха-ведьма. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы.

Ответ. Баба-Яга

  1. Герои мифологии - 300

О ком идет речь?

Герой греческой мифологии - совершивший 12 подвигов

Ответ. Геракл

  1. Герои мифологии - 400

О ком идет речь?

В славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.

Ответ. Водяной

  1. Герои мифологии -5

О ком идет речь?

Популярный герой-богатырь славянских былин.

Он сын простых родителей (согласно поздней традиции —

крестьянский сын) и с детства обречен:

А не имел ….во ногах хожденьица,

А во руках не имел …. владеньица,

Тридцать лет его было веку долгого.

Ответ. Илья Муромец

  1. Сказки – 100. О ком идет речь?

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг

Ответ.(Чиполлино)
из сказки ДжанниРодари «Приключения Чиполлино

  1. Сказки – 200. О ком идет речь?

Какое странное создание?
Она прекрасно сложена,
И в море или в океане
С волной и пеною дружна.

Ответ.Русалка

  1. Сказки – 300.

На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках?

Ответ.Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.

  1. Сказки – 400.

Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

Ответ.Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»

  1. Сказки – 500.

К какой сказке эта  иллюстрация?

Ответ. «Хозяйка Медной горы»

Павел Петрович Бажов

1.Поэты -100.Назовите пропущенное слово и автора стихотворения.

Белая (…)

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Ответ. Береза. Сергей Александрович  Есенин

2.Поэты -200.О каком времени года говорит поэт, назовите автора стихотворения

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ответ. О зиме. А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

3.Поэты -300.

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицею морской вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась -

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

- Это сказка о...

Ответ. Рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин

Ответ. Рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин

4.Поэты -400.

Среди цветочков

в тени листочков

жил-был мальчишка

пяти лет с лишком.

Весь день свой долгий

летал на Пчёлке.

Нектар цветочный

любил он очень.

А под луною

порой ночною

плясал он с Мошкой

да бил в ладошки.

Кто сей красавчик?

Ответ. Василий Андреевич Жуковский. Мальчик с пальчик)

5.Поэты -500.

Один из замечательнейших русских поэтов  -  пейзажистов.  В  его

стихах во всей красоте предстает и русская весна –  с  цветущими  деревьями,

первыми  цветами,  с  журавлями,  кричащими  в  степи.

Ответ. Афанасий Афанасьевич Фет

1.Загадки и пословицы – 100. Продолжи пословицу.

Хорошо смеется тот, кто смеется последний.

2.Загадки и пословицы – 200. Продолжи пословицу.

Без терпенья нет ученья

3.Загадки и пословицы – 300. Отгадайте загадку

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный, c четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы - все умелые пловцы.

Ответ. Аквариум

4.Загадки и пословицы – 400. Продолжи пословицу.

Не все то золото, что блестит

5.Загадки и пословицы – 500. Отгадайте загадку

Один французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял?

Ответ. Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно

 Подведение итогов игры. Рефлексия.

 Игра закончена. Подведем итог нашей игры. Команды подсчитывают очки. Победила команда «Эрудиты». Вы все молодцы, настоящие знатоки литературы! Спасибо за игру.

     А сейчас я попрошу вас оценить наше мероприятие.

     Перед вами лежат листы бумаги,  на которых три разноцветных круга: зеленый цвет означает «Мне было интересно»,красный - «Не очень интересно», желтый - «Не интересно». Возьмите ручку и внутри того круга, который соответствует вашему эмоциональному самочувствию на сегодняшнем уроке поставьте плюс (крестик)

   Год литературы уж заканчивает свой путь по нашей стране! Давайте не будем  в стороне от великих открытий, которые нам приготовила удивительная Литература.
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе.
Этими словами я хочу закончить наш классный час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. 6 класс.

Презентация по учебнику под ред. Коровиной.Тема: Литература народов России.Поэты: Кайсын Шуваевич Кулиев, Габдулла Тукай....

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Интегрированные уроки в старшей школе по предметам: обществознание, биология, экология, литература, история России, всеобщая история

Педагогические технологии *(интеграция), применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, биологии, экологии...

Викторина по русскому языку и литературе, истории России «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Викторина по Русскому языка, Литературе и Истории России  "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"Внеклассное мероприятие разработано мною к 70-тилетию Победы в Великой Отечественн...

Презентация к классному часу. Год литературы в России.

Презентация   для  классного часа к 1 сентября на тему: "Год литературы в России"  для  учащихся 7-го класса. Презентация содержит задания для  учащихся....

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...