Открытый урок по Изобразительному искусству проводимый в рамках внеурочной деятельности во 2 классе на тему "В гостях у русской сказки"
план-конспект урока на тему

Золотарева Екатерина Константиновна

Тема урока: «В гостях у русской сказки».

Цели урока:

·         Образовательные:

-        обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

-        сформировать понимание «иллюстрация»;

-        совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;

-        совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.

·         Развивающие:

-        развивать творческие способности детей;

-        продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.

-        развивать воображение и  наблюдательность;

-        развивать память.

·         Воспитывающие:

-        воспитывать уважение к народному творчеству;

-        воспитывать любовь к русским народным сказкам.

-         

Задача урока: научить детей иллюстрировать сказку.

Время занятия: 45 мин. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени В.А. Шеболдаева

г.Гуково Ростовской области

_________________________________________________________________________________________

 

E:\ВСЁ\Разные анимашки\кисти\кисточка.gif

Открытый урок

по Изобразительному искусству

проводимый в рамках внеурочной деятельности

во 2 классе

Тема урока:

"В гостях у русской сказки".

                                                              E:\ВСЁ\Разные анимашки\Анимашки\Новая папка\book1.gif    Разработал: Учитель ИЗО

Золотарева Екатерина Константиновна

Ноябрь 2011 год.

Тема урока: «В гостях у русской сказки». 

Цели урока:

  • Образовательные:
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • сформировать понимание «иллюстрация»;
  • совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;
  • совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.
  • Развивающие:
  • развивать творческие способности детей;
  • продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
  • развивать воображение и  наблюдательность;
  • развивать память.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать уважение к народному творчеству;
  • воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задача урока: научить детей иллюстрировать сказку.

Время занятия: 45 мин.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, иллюстрации с поэтапным изображением (девушки, Морозко), пример иллюстрации, изображения зимней природы, книги авторских и народных сказок, детские рисунки народных сказок, доска, конспект.

Оборудование для ученика: клеёнка,  альбомный лист,  простой карандаш, ластик, точилка, гуашь, акварель или цветные карандаши, баночка для воды, кисти, палитра.

Структура урока:

  1. Организационный момент - 2 мин
  2. Вступительная беседа - 6 мин
  • объяснение нового материала (компьютерная презентация)
  • тема урока
  • мини итог
  1. Выбор сюжета - 5 мин
  2. Практическая работа - 28 мин:
  • 1 этап - выполнение композиционного эскиза – 10 мин.
  • 2 этап - работа над иллюстрацией в цвете - 18 мин.
  1. Анализ работ - 2 мин
  2. Организационное завершение урока - 2 мин

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проведение эмоциональной зарядки посредством вступительной проверки рабочего места:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Повторение правил посадки во время рисования.

  1. Вступительная беседа.

На данном этапе урока происходит актуализация знаний обучающихся о жанре литературы "сказка" (авторская и народная) и что такое иллюстрация с помощью показа презентации "В гостях у русской сказки", иллюстраций к сказкам, отрывков из сказок, загадок и вопросов.

Вступительное слово, читаю отрывок из стихотворения:

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

  • О каком жанре идет речь в стихотворении?    (О сказке) (1 слайд)

Сообщение темы урока:  "В гостях у русской сказки".

Задача данного этапа урока познакомить учащихся с иллюстрациями к сказкам.

  • Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая вас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и вы просите взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки. (2слайд)

Перед учениками стоит задача найти отличия  жанров литературы, на какие группы они делятся, почувствовать и понять красоту иллюстраций сказок.

Задаю вопросы ученикам:

  • Чем этот жанр отличается от других? (Сказка – устный рассказ о чем – то необычном, о невероятном, фантастическом) (3слайд)
  • Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки? (Народные и  авторские)

Демонстрирую книги - сказки народные и авторские.

  • По содержанию, какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных,  бытовые)
  • Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогают иллюстрации к сказкам. Но перед тем как мы рассмотрим их красоту, вы должны будете отгадать на слайде по маленькому фрагменту иллюстрации к какой сказке относится тот или иной сюжет.

Учащиеся поднимают руки и отвечают.

Для выработки актуализации знаний об иллюстрации ученикам предлагается рассмотреть и отгадать сказки по иллюстрациям и сформулировать определение.

Появляются фрагменты из иллюстрации к сказкам. Дети поднимают руки и отвечают. 

(4 слайд- "Колобок", 5 - "Теремок", 6 - "Золотое яичко", 7 - "Маша и Медведь", 8 - "Три медведя", 9 - "Репка", 10 -"Гуси- лебеди")

Хвалю учеников за правильные ответы, напоминаю о посадке за партами:

  • Молодцы ребята, правильно, отгадали все сказки!

  • И в нашей школе дети разного возраста очень любят рисовать рисунки на темы Русских народных сказок. (показываю рисунки детей)

  • А теперь отгадайте эту сказку! (зачитываю фрагмент из сказки)

  • "Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?"  

  • или   "Поехал старик в лес, доезжает до того места - под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с богатыми подарками."

Дети отвечают: "Морозко". Правильно молодцы!

  • И сегодня мы проиллюстрируем русскую народную сказку «Морозко».

(11 слайд). На уроках рисования  вы уже пробовали изображать природу зимы, ёлку и зимние деревья, зимнюю природу вам уже будет легче изобразить.

  • Ребята перед тем как вы начнёте рисовать иллюстрацию к сказке, давайте сначала разберёмся, а что такое иллюстрация? (Выслушиваются все ответы детей)

  • Иллюстрация – это изображение, предназначенное для книги. Иллюстрация выполняется в тонких линиях.

3.        Выбор сюжета.

Для закрепления знаний об иллюстрации ученикам предлагается выбрать сюжет из данной сказки и изобразить самостоятельно.

  • Давайте вспомним текст сказки (Дети пересказывают краткое содержание сказки по предлагаемым слайдам иллюстраций, по необходимости учащиеся зачитывают фрагменты из сказки) (12 слайд)

  • "Падчерица и дрова рубила и воду носила, печь топила, избу мела до утра. Ничем старухе не угодишь, всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. И повёз старик её в лес."
  • "Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку перескакивает".

  • "Спрашивает Морозко девицу:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло Морозушко, тепло, батюшка. Спросил ещё раз, ответила тоже самое. Сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами."

  • "Поехал старик в лес, доезжает до того места - видит сидит его дочь, весёлая, румяная и с подарками. Старик обрадовался, положил добро в сани, посадил дочь, повёз домой".

  • "Отворилась дверь, в избу входит падчерица - в злате, с подарками. Старуха глянула и руки врозь... И говорит старику: - Запрягай старый сани, вези мою дочь на тоже место"

  • "Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, на старухину дочь поглядывает:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? А она ему отвечает:- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела!"

Затем предлагается самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и его нарисовать.

4. Практическая работа.

Закрепление изучаемого материала проводится при помощи беседы и самостоятельной работы.

На доске перед учащимися вывешиваются примеры рисунков зимнего пейзажа. Перед учениками выкладываются примеры поэтапного изображения Морозко и девушки, с эскизом примерного рисунка.

  1. Этап

Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза.

  • Кладем перед собой лист бумаги.  Выполним сначала карандашный набросок.

Дети пользуются карточками с последовательным изображением человека.

Кроме этого, дети смотрят на примерные рисунки зимней природы вывешенной на доске.

Ученики самостоятельно работают над эскизом. В это время прохожу по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, отвечаю на вопросы и при необходимости помогаю. А также провожу анализ характерных ошибок в эскизах ребят и наиболее удачных решений.

  • Молодцы, ребята!

Если выполнено все верно, перехожу к выполнению следующего этапа.

  1. Этап

Работа над иллюстрацией в цвете.

  • Теперь мы ребята приступаем к выполнению задания в цвете.

Обращает внимание на роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.

  • Ученики работают над рисунком самостоятельно. В это время прохожу по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, отвечаю на вопросы и при необходимости помогаю. Напоминаю о правилах посадки, проверяю как ученики держат кисть, как пользуются палитрой, разнообразие цветовой гамма.

5. Анализ работ.

Закрепление изученного материала проводится посредством вопросов и анализа работ.

  • Какую сказку мы сегодня иллюстрировали? (Русскую народную сказку  "Морозко»)
  • Что такое иллюстрация? (Иллюстрация – это изображение, предназначенное для книги.)

  • Экспресс- выставка работ (2-4 раб).
  •  Анализ работ:
  • - интересно выбранный сюжет,
  • - композиционное размещение на листе бумаги,
  • - цветовая гамма,
  • - аккуратность выполнения.

6. Организационный завершение урока.

  • Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.

Уборка рабочего места после  урока.

  • Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым.

  7. Домашнее задание.

Учитывая специфику обучения во 2ом классе по внеурочной деятельности, задание на дом не задаётся.

2011 год.



Предварительный просмотр:

1."Падчерица и дрова рубила и воду носила, печь топила, избу мела до утра. Ничем старухе не угодишь, всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. И повёз старик её в лес."

2."Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку перескакивает".

3."Спрашивает Морозко девицу:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло Морозушко, тепло, батюшка. Спросил ещё раз, ответила тоже самое. Сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами."

4."Поехал старик в лес, доезжает до того места - видит сидит его дочь, весёлая, румяная и с подарками. Старик обрадовался, положил добро в сани, посадил дочь, повёз домой".

5."Отворилась дверь, в избу входит падчерица - в злате, с подарками. Старуха глянула и руки врозь... И говорит старику: - Запрягай старый сани, вези мою дочь на тоже место"

6."Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, на старухину дочь поглядывает:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? А она ему отвечает:- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»

Цель: выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.Задачи:-образовательные: знакомство с градациями свето-тени в живописи;-развивающие: умение получать нужн...

Открытый урок по Изобразительному искусству для 1 класса на тему "Мы в цирке"

Предмет  Изобразительное искусство Класс 1Тема урока  "Мы в цирке"Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Оборудование для учителя:- технический ряд: компьютер, проек...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...

Открытый урок по изобразительному искусству в 1 классе. Тема: «Буквицы».

Интересный урок, формирования умений и навыков рисования начальной буквы своего имени в древнерусском стиле, используя метод "коновязь"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству.Народное искусство несет о себе огр...

Открытый Урок по изобразительному искусству для 5 класса "Золотая хохлома"

ВНИМАНИЕ!!! Видео-фрагмент "Этапы лужения Хохломы" предоставлен в разделе ВИДЕОЗАПИСИ моего профиля. Пожалуйста, загляните и скачайте, чтобы ВАШ урок был полным и интересным.  Тема: «Ка...

Открытый урок по изобразительному искусству в 8 класса "Храмовое зодчество"

Открытый урок построен на местном краеведческом материале из школьного музея села....