Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
статья на тему

Непомнящих Юлия Владимировна

Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_tselostnoy_sistemy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Создание целостной системы работы с одарёнными детьми

в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Ю.В.Непомнящих

КОУ «Соускановская основная

общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района

Омской области

С 1 сентября 2010 года КОУ «Соускановская основная общеобразовательная школа» является региональной пилотной  площадкой по введению федеральных государственных образовательных стандартов на ступени начального общего образования.

Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех  документах от школьного до  федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает Основную образовательную программу, содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы. В рамках этих 30% предусматривается внеурочная деятельность, которая  направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Занятия по свободному выбору — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

В школе создана модель внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Работа в данном направлении основывается на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации обучения;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей  для развития личности во внеурочной деятельности;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принцип интеграции урочной и неурочной деятельности учащихся;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип саморазвития, самоопределения и саморегуляции (возрастание роли самостоятельной исследовательской деятельности учащихся).

Организация условий для работы с одаренными детьми в школе осуществляется через:

  • предметную учебную деятельность – подпрограмма «Мой класс»;
  • внепредметную учебную деятельность – подпрограмма «Моя школа»;
  • внеурочную деятельность – подпрограмма «Хобби-центр».

Подпрограмма «Мой класс» представляет собой учебно-воспитательную систему педагога, работающего в данном классе. Организация учебной деятельности осуществляется по УМК «Перспективная начальная школа» (руководитель проекта профессор Р.Г. Чуракова.). Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности

Подпрограмма «Моя школа»  представляет собой воспитательную систему нашей школы. Младшие школьники – полноправные участники воспитательного процесса.  Подпрограмма «Хобби-центр» - индивидуальная внеурочная деятельность. Центр русской культуры «Россияне» занимается организацией индивидуальной внеурочной деятельности. Педагогами школы создано 6 подпрограмм индивидуальной внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, объединенных общей целью - создание условий для выявления, развития и реализации способностей  одаренных детей, активизации и поощрения их интеллектуальной, творческой, спортивной, общественной деятельности. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.

В соответствии с требованиями Стандарта индивидуальная внеурочная деятельность  организуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное  - кружок «Народные игры»
  • Художественно-эстетическое – кружок ДПИ
  • Научно-познавательное – кружок «Юные музееведы»
  • Военно-патриотическое – кружок «Культура русского народа»
  • Общественно-полезная деятельность – «Труд в нашей жизни»
  • Проектная деятельность – Клуб юных краеведов

Таким образом, выбору учащихся начального звена представлено 6 клубов. Кроме того, каждый клуб входит в Творческую лабораторию объединения «Россияне».

Для организации и полноценного функционирования модели в неурочной деятельности, созданной в  школе, требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций. Невозможно представить работу с одарёнными детьми без взаимодействия школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. В условиях села роль учреждений дополнительного образования играют сельский клуб и библиотека, которые являются единомышленниками в деле воспитания и развития подрастающего поколения. В наших условиях достаточно трудоемкий процесс - доставлять школьников в учреждения дополнительного образования или специалистов из города в село. Поэтому одной из задач, которую мы ставим перед собой, это наладить дистанционное взаимодействие с организациями, учреждениями дополнительного образования.

Таким образом, ФГОС позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования на основе взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и педагогов, предполагая тесное сотрудничество и сотворчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...