Программа гражданско-патриотического воспитания "России верные сыны"
рабочая программа по теме

Корпачёв Вячеслав Викторович

Программа гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы "России верные сыны". Программа предусматривает комплексный подход к гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа гражданско – патриотического воспитания

«России верные сыны»

                           

Направленность программы:

для средних общеобразовательных учебных заведений

Номинация: «Дидактика, теория и методика воспитания»

Автор Программы: Корпачёв Вячеслав Викторович, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ № 1987  г. Москвы.

       Программа нацелена на гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения, имеет комплексный характер, охватывает все аспекты общеучебной работы в школе: образовательный, воспитательный и развивающий. Согласно программе, гражданско-патриотическое воспитание в школе строится по четырём блокам:  музейная педагогика, работа с ветеранами, подготовка к службе в Вооружённых силах России, экскурсионная деятельность.

Программа разработана и реализуется в Государственном образовательном учреждении –

Средней общеобразовательной  школе № 1987

города Москвы (школа функционирует с 2002 года)

   

         Программа действует с 1 сентября 2011 года

Участники Программы:

     - Музей школы № 1987 «Военный мундир России»

       (открыт в 2006 году)

     - Музей школы № 1987 «Первогвардейцы – танкисты»

       (открыт в 2008 году)

     - Военно – патриотический клуб «Патриот»

       (создан в 2007 году)

     - Кружок авиамоделирования (создан в 2006 году)

    Сроки реализации программы – 2011 – 2016 годы

                           

               

   

Содержание и направления деятельности

                           Основополагающие принципы

       Воспитательное пространство школы базируется на основополагающих принципах.

       Среди основополагающих принципов гражданско – патриотического воспитания выделяются: научность, гуманизм, патриотизм, демократизм; приоритетность исторического и культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся с учётом возрастных особенностей; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

      Реализация этих принципов осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Духовно – нравственное направление:

Осознание личностью высших идеалов, ценностей, ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально – этических норм поведения, понимания сущности личной, гражданской и воинской чести, ответственности и коллективизма.

  1. Историческое направление:

Познание исторических корней России, осознание неповторимости Отечества и его судьбы, неразрывности с ней, гордости за великие деяния соотечественников – предков и современников, за сопричастность этим деяниям, историческая и гражданская ответственность за  происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого поколений россиян, боровшихся за независимость и свободу страны.

  1. Политико – правовое направление:

Формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции обороны и безопасности страны, места и роли Вооружённых Сил России в политической и социальной системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, знание и усвоение положений военной присяги и воинских уставов.

  1. Патриотическое направление:

Воспитание на основе важнейших духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, причастность к его свершениям и испытаниям, почитание национальных святынь и символов, готовность к служению обществу и государству.

  1. Воспитание на воинских традициях:

Верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно – морскому Флагу, служение интересам народа, самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы, массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества, воинская доблесть.

    Все эти направления органически и неразрывно связаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целями, задачами, формами т методами гражданско – патриотического воспитания.

Система гражданско – патриотического воспитания учащихся

       Цель, задачи, содержание и принципы гражданско – патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвлённой системы, включающей различные звенья, структуры. Органы, всё многообразие путей, форм, методов и средств осущетвления этой деятельности.

       Система гражданско – патриотического воспитания включает:

  1. Формирование и развитие понимания социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
  2. Массовую гражданско – патриотическую и военно – патриотическую работу, организуемую и осуществляемую Департаментом образования города Москвы, Юго – Восточным окружным управлением образования, управой района Марьино, городским и районным советами ветеранов, педагогическим советом школы № 1987, Люблинским районным военным комиссариатом, Активами и Советами школьных музеев школы № 1987, общественными объединениями учащихся и педагогов -  военно – патриотический клуб «Патриот», кружок изучения военного мундира России, Совет ученического самоуправления, школьный радиокружок, спортивные и военно-спортивные секции, кружок авиамоделирования. Они проводят школьные мероприятия, посвящённые памятным датам и Дням воинской славы России (концерты, литературно – музыкальные композиции, военно – спортивные слёты и выезды на экскурсии), участие в межшкольных конкурсах Клуба весёлых и находчивых, экскурсии в музеи исторического и военно – исторического профиля (Центральный музей Вооружённых Сил и другие музеи).
  3. Деятельность средств массовой информации – газеты «Марьинский вестник», кабельного телевидения Юго – Восточного округа Москвы, Интернет – порталов историко – патриотической направленности, Интернет – страницы школы № 1987, школьной газеты школы № 1987 «Юнита», школьного радиоузла школы № 1987. Эта деятельность в той или иной мере направлена на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина, патриота, защитника Отечества.

                 

                 Формы и средства обучения и воспитания

              Организация и проведение гражданско – патриотического воспитания предполагает использование целого комплекса форм, которые могут быть дифферинцированы на три основные группы.  

             Первая группа включает в себя многообразные общепатриотического характера. Они используются в условиях осуществляемого в системе школы воспитательного процесса или в  виде дополняющих его элементов (учебные занятия) по самым различным учебным дисциплинам (ОБЖ, история, обществознание, литература), в кружках, секциях: беседы, лекции, классные часы, утренники, «круглые столы», уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, воинами запаса и военнослужащими действительной службы, экскурсии в городские музеи, школьные музеи школы № 1987 и других школ.

             Вторая группа является менее разнообразной и характеризуется большей военной, военно – патриотической и военно – спортивной направленностью. Эта работа, проводимая в виде практических занятий, различных игр, спортивных и военно – спортивных слётов и соревнований, включает в себя ознакомление юношей и подростков с жизнью и деятельностью воинских частей Российской Армии, с особенностями службы и быта военнослужащих. Учащиеся выезжают в расположение Военного университета, регулярно проводятся  занятия по строевой подготовке, занятия по знанию и практическому применению воинских уставов. Организуются военно – спортивные игры, занятия военно – прикладными видами спорта на базе военно – патриотического клуба «Патриот» (военно – спортивное ориентирование, практические занятия по изучению оружия и индивидуальных средств защиты, практическое изучение основ первой медицинской помощи и выживания в экстремальных и боевых ситуациях).

      К третьей группе относятся формы работы, сочетающие общее и специфическое в содержании военно – патриотического воспитания. Это спортивный оздоровительный летний лагерь, весенние военные сборы юношей – старшеклассников, общественные объединения учащихся (краеведческое объединение «Юные краеведы», экскурсионное объединение «По местам боевой славы», патриотическое объединение «Смена», кружок авиамоделирования и изучения истории авиации и космонавтики «Просторы Родины»).

      Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы обучающих, развивающих и воспитывающих средств, технических средств обучения, разнообразных учебных методик. Эта система средств включает три основных компонента:

  1. Материально – технические средства, включающие учебные классы, кабинеты ОБЖ, истории, литературы, школьные музеи, городские музеи, места сражений (Бородино, Дубосеково), памятники и мемориалы, материальные средства и помещение военно – патриотического клуба «Патриот», спортивную площадку, спортивные тренажёры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
  2. Образовательные средства включают в себя основные теоретические и практические рекомендации по проведению гражданско – патриотического воспитания. Сюда входят методические разработки, концептуальные положения, перспективные планы работы, теоретические обучающие модули, непосредственно или опосредованно относящиеся к гражданско – патриотическому воспитанию учащихся.
  3. Организационные средства – это весь комплекс мероприятий, которые осуществляются с использованием материально – технических и образовательных средств и проводятся в соответствующих формах, направленных на реализацию общих и специфических задач по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

      Эти три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению цели.

Основные направления (блоки) программы

      Первое направление: «Военный мундир – символ доблести и чести русского воина»

          Это направление – одно из ключевых в системе гражданско – патриотического и особенно военно – патриотического воспитания. Военно – патриотическое воспитание основано прежде всего на изучении истории России, на знании истории России, на привитии молодёжи сознания и чувства любви и уважения к родной истории, к великой и трагической судьбе России. Военная история России, история её воинских подвигов, её воинской славы, её воинов – ратников и защитников, хранителей её свободы, независимости и благополучия, эта история – есть та история, знание которой необходимо любому гражданину России, настоящему гражданину и патриоту. Военная история России и история военной формы русских воинов является составной неотъемлемой частью гражданско – патриотического и военно – патриотического воспитания. Военная форма воина – это символ доблести, чести и геройства русского солдата, это зримое воплощение многовековой героической истории Отечества. Знание и уважение традиций и современности военного мундира российских воинов – необходимое условие знания и уважения традиций Российской Армии, её прошлого и настоящего. Уважение к армии, уважение к воинским традициям, к воинскому долгу, к воинской чести – важнейшая составляющая патриотического сознания, патриотического чувства. Без армии, без мощных боеспособных Вооружённых сил, без их защиты – нет свободной, независимой, процветающей страны, великой России.

        Важнейшую работу по военно – патриотическому воспитанию проводит в рамках данной программы школьный музей «Военный мундир России». Руководствуясь своими программными положениями и концептуальными установками, музей проводит широкую и разнообразную работу в сфере гражданско – патриотического и военно – патриотического воспитания. Целенаправленно работает Актив музея, состоящий из учеников, педагогов, родителей, представителей Совета ветеранов района Марьино и представителей общественности. Актив музея организует масштабные мероприятия в рамках реализации данной программы – поисково – исследовательские работы, экскурсионно – лекционную деятельность, семинарские занятия, праздничные мероприятия, посвящённые памятным датам и Дням воинской славы.

       На занятиях кружка «Военный мундир России» учащиеся знакомятся с историей военной формы русской армии, а также практически применяют полученные знания, своими руками изготавливая модели и образцы военной формы, элементы военного снаряжения, модели знаков различия и отличия. Совет музея «Военный мундир России» и кружок гида – экскурсовода музея работают на постоянной основе, целенаправленно осуществляя всестороннюю деятельность по реализации целей и задач гражданско – патриотического и военно – патриотического воспитания.

        Непрекращающаяся поисковая и экскурсионная деятельность Совета музея постоянно ставит музей в центр работы по военно – патриотическому воспитанию в школе, что налагает на членов Совета особую ответственность в осуществлении данной программы. Совет музея неустанно пропагандирует исторические знания по профилю работы музея, особенно активно работает с начальной школой, понимая необходимость начинать процесс гражданско – патриотического воспитания с как можно более раннего возраста. Младшие школьники постоянно участвуют в мероприятиях музея – экскурсии, классные часы, литературно – музыкальные, инсценированные и костюмированные композиции. К начальной школе часто обращена и проектная деятельность Актива и Совета музея – презентация проектов (таких, например, как проект «Ордена Российской империи») превращается в захватывающее красочное представление. Зрелищность, наглядность, образность в воспитательном процессе – крайне необходимая черта, позволяющая привлечь и возбудить интерес у аудитории – будущих не пассивных реципиентов того или иного воздействия, а активных участников воспитательного и образовательного процесса.

          Коллектив музея создаёт особое музейное пространство, в котором гармонично сочетаются воспитательная, образовательная и развивающая деятельность. Именно «силовое поле» истории способно глубоко пронизать чувства и мысли детей, оказывая на них благотворное влияние. Музей, а в особенности исторический музей есть как бы «проводник» этого «силового поля», а в идеальном смысле – «генератор» его.

         Музейная деятельность Актива и Совета музея «Военный мундир России» распространяется не только на общешкольное образовательное и воспитательное пространство, но и за его пределы. Участие в междушкольных семинарах, междисциплинарных мероприятиях на базе района Марьино и Юго – Восточного административного округа Москвы, а также на базе Московской городской станции юных туристов – постоянная и неотъемлемая часть работы коллектива музея. Музей периодически принимает участие в ежегодном смотре – конкурсе образовательных учреждений Москвы и их отдельных подразделений «Юные таланты Московии».

       Музейная педагогика – концептуальная основа деятельности музея «Военный мундир России» - ставит своей главной задачей воспитание и развитие подрастающего поколения с помощью специфических форм, методов и средств, находящихся в распоряжении музея и музейных работников.

         Наглядность, доступность, зрелищность, интерактивность, доверительность в презентации музейного материала – вот постулаты, на которых строится деятельность музея «Военный мундир России». Музей делает историю «своей» для каждого учащегося, приходящего в него, «холодную» далёкую от конкретной личности науку превращает в живое, личностное, «домашнее», родное слово, претворяемое в патриотическое дело. А это ли не самое главное в гражданско – патриотическом воспитании – трансформация всеми возможными и доступными в педагогическом процессе образовательными, воспитательными и развивающими средствами внеположенного ребёнку знания в знание, внутриположенное, в знание усвоенное и освоенное ребёнком, знания, из чуждого и дальнего ставшего родным и близким, то есть так называемый процесс интериоризации знания, опыта, умений и навыков – то есть собственно процесс социализации. Именно знание, пропущенное через себя, и есть истинное, подлинное, наиболее полно и крепко усвоенное знание. Именно это знание превращается в действие. Историческое знание превращается в патриотическое действие. Образованный человек становится истинным гражданином и патриотом Отечества. Таково кредо деятельности школьного музея «Военный мундир России» школы № 1987.

 

                 Второе направление: «Эстафета памяти»

       Это направление работы связано с деятельностью второго школьного музея  «Первогвардейцы – танкисты», работающего в тесном контакте с Советом ветеранов войны и труда района Марьино.

       Данное направление ставит своей целью воспитание гражданина и патриота, используя практику музейной работы и работы, общения с ветеранами, что позволяет воспитывать у учащихся любовь к Родине, к её героическому прошлому, уважение к предкам, к истории своего Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны, прививает и укрепляет чувство и сознание неоплатного долга ныне живущих поколений россиян перед героями Великой Отечественной войны, отстоявшими свободу и независимость нашего Отечества, подарившими нам жизнь.

       Ветераны  войны и труда – это живые свидетели и делатели истории, живые участники великих событий, великих деяний. Они – обладатели бесценного опыта, трудового и воинского, опыта, передача которому молодому поколению так важна и жизненно необходима в современных сложных условиях существования социума в сегодняшней России. Разорванная, ослабленная связь времён, связь поколений – очень актуальная и болезненная проблема, решение которой всё больше и больше возлагается на плечи школы, педагогов, психологов, социальных воспитателей. Школа становится своего рода Домом исторической преемственности, в котором школьник встречается с ветераном, узнаёт от него о прошлом, впитывает эти знания, превращая их в свой личный опыт, опираясь на них в своей учебной и будущей трудовой деятельности.

       Ветераны – это хранители живой  истории, той истории, которая и воспитывает патриотические чувства, воодушевляет человека, делает его полноценной личностью и полноправным гражданином Отечества. Сотрудничество с ветеранами ставится школой во главу угла, не ослабевает ни на день. Ветераны образуют как бы дублирующий педагогический коллектив школы, коллектив, являющийся незаменимым и всемерным помощником основного педагогического коллектива.

       Ветераны войны и труда постоянно участвуют в классных и школьных мероприятиях по гражданско – патриотическому и военно – патриотическому воспитанию. Они выступают с лекциями перед учащимися, проводят тематические экскурсии в музее «Первогвардейцы – танкисты», многие стенды и экспонаты которого связаны непосредственно с конкретными людьми, их жизнью, их деяниями и подвигами, проводят Уроки мужества, посвящённые Дням воинской славы России и памятным датам военной истории России.

       В рамках этого направления проходят традиционные месячники и дни патриотической работы: Дни Москвы, Сталинграда и Курской битвы, День Победы, Вахта Памяти, смотры строя и патриотической песни, походы по местам боевой славы Гвардейской танковой части имени маршала бронетанковых войск М.И. Катукова, региональные слёты ветеранов войны и труда и учащихся города Москвы. Ребята принимают участие в городских научно – практических конференциях.

      В школе постоянно действует Совет ветеранов – наставников Гвардейской Таманской дивизии и Гвардейской Танковой части имени маршала М.И. Катукова. За каждым классом закреплены ветераны дивизии и части, шефствующие над учащимися, становящиеся настоящими помощниками классных руководителей и педагогов. Учащиеся изучают боевой путь дивизии и части, пишут творческие работы, оформляют красочные альбомы со своими рисунками и фотоработами.

       На заседаниях Совета музея «Первогвардейцы – танкисты» обсуждаются не только текущие вопросы, но и перспективы развития и расширения музейной экспозиции. Планируется создание масштабной карты – диаграммы (с элементами диорамы) боевого пути Гвардейской танковой части имени маршала М.И. Катукова во время Великой Отечественной войны. Запланировано расширение экспозиции, посвящённой послевоенному боевому пути части и ветеранам – танкистам. Музей постоянно пополняется личными вещами ветеранов, военнослужащих запаса и действительной службы. Простые с виду вещи становятся овеществлённой и одухотворённой памятью, хранимой музеем.

     Музей «Первогвардейцы – танкисты» проводит плановые экскурсии учащихся других образовательных учреждений в своих стенах, а учащиеся школы № 1987 посещают музеи военно – исторического профиля как в образовательных учреждениях, так и городские и общегосударственного значения – Центральный музей Вооружённых Сил России, Музей обороны города Москвы, Государственный исторический музей, другие музеи.

             

              Третье направление: «Отечество – вся Россия»

       Это направление нацелено на изучение и активное восприятие культурных, духовных, исторических ценностей России и Москвы. Это нетленные ценности, существующие и сохраняющиеся в виде прекрасных древних архитектурных ансамблей, парков, памятников ратной доблести, многообразных памятников и монументов исторического, археологического, культурного значения, экспонатов государственных и общественных музеев.

       В школе разработана и действует программа экскурсионно – туристической работы, которая охватывает учащихся с 1 по 11 классы. Постоянно проводятся экскурсии по Москве и в московские музеи, экскурсионные туры проводятся по таким местам исторической памяти как города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Ростов, Ярославль, Владимир, Суздаль), Санкт-Петербург и дворцовые пригороды северной столицы (Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум-Ломоносов). Чрезвычайно насыщенные экскурсии историко – литературного направления проводятся по Псковским Пушкинским местам, в нижегородское Болдино, по есенинской Рязанщине. Эти экскурсии дополняют уроки, сами являются уроками – уроками исторической памяти, исторического сознания, уроками гражданственности и патриотизма.

      Современные городские дети, по сути запертые в безликих кварталах новопостроенных многоэтажек, проводящие большую часть своего свободного времени за компьютером, жизненно нуждаются в таких экскурсиях, питающих их душу, их разум и чувства живительной водой родной культуры, бесценного наследия тысячелетней великой истории России. Эти экскурсии, грамотно организованные и методически обоснованные, в огромной степени способствуют духовному росту детей, их интеллектуальному и культурному развитию, их становлению в качестве полноценных и полноправных граждан своего Отечества. Познание России – вот что дают эти экскурсии, роль и значение которых в процессе гражданско – патриотического воспитания учащихся трудно переоценить.

         Экскурсионная работа проходит по следующим «сезонным темам»

                 - сентябрь – октябрь: «Москва – мой город родной» - экскурсии по памятным местам и музеям Москвы (Третьяковская галерея, Музей И.С. Глазунова, Кремлёвские музеи (Оружейная палата) и другие музеи).

                 - ноябрь – декабрь: «Наследие старины» - экскурсии по памятным и историческим местам Подмосковья и Золотого кольца России (Новодевичий монастырь, Троице – Сергиева лавра, Суздаль, Боголюбово).

                 - январь – февраль: «Мир знаний и увлечений» - экскурсии в музеи и места разнообразного познавательного профиля, как гуманитарного, так и естественнонаучного (Дарвиновский музей, шоколадная фабрика «Красный Октябрь», фабрика ёлочных игрушек, завод художественных росписей в Жостово).

                 - март – апрель – май: «Защитники Родины» - экскурсии в музеи и историко – памятные места военно – патриотического профиля (музей «Подводная лодка» на Химкинском водохранилище, Бородинское поле, разъезд Дубосеково, экскурсии в воинские части Российской Армии в рамках военно – патриотических мероприятий).

           В рамках данного направления в школе № 1987 также работают творческие объединения учащихся, такие как изостудия «В мире прекрасного», хореографический кружок «Танец», кружок художественной декламации «Мир слова», библиотечный кружок «Друзья книги», музыкальный кружок «Песни России». Все эти объединения разными способами и средствами способствуют  всестороннему развитию личности школьника, содействуют цели гражданско – патриотического воспитанию подрастающего поколения.

     

            Четвёртое направление: «Защитники Отечества»

         Одним из важнейших и необходимейших направлений в системе гражданско – патриотического и военно – патриотического воспитания является подготовка молодого человека к выполнению высоких и почётных обязанностей защитника своей Родины. Речь идёт о подготовке как физической, так и, в большей мере, и в более важном смысле, подготовке моральной, нравственной. Сознательная готовность и нравственное чувство патриота – защитника Родины требует всесторонней подготовки и полномасштабной кропотливой подготовки.

        Целью этого направления работы является,  разностороннее обеспечение морально – психологической готовности подростков к защите Родины посредством выполнения программы начальной военной подготовки, военно – спортивной и спортивной подготовки, программы обучению навыкам оказания первой медицинской помощи. В рамках этих программ учащиеся занимаются как общеобразовательными физическими упражнениями, так и специально ориентированными военно – физическими упражнениями, имеющими специфически воинское применение, выполняется программа по военному ориентированию на местности, по военно – спортивному туризму (в рамках ежегодных военно – спортивных слётах).

        Учащиеся на занятиях по оказанию первой медицинской помощи обучаются практическому применению навыков первой и экстренной медицинской помощи, учатся быстрому, слаженному, коллективному взаимодействию в случае чрезвычайной ситуации, что является важнейшим фактором воспитательного воздействия, ибо дружная слаженная работа, чувство локтя, научение, развитие сознания и чувства взаимопомощи и взаимовыручки есть одна из важнейших воспитательных и образовательных задач программы гражданско – патриотического воспитания.

      Основным проводником задач программы гражданско – патриотического воспитания в рамках блока «Защитники Отечества» является школьный военно – патриотический клуб «Патриот» школы № 1987. Клуб функционирует с 2007 года и  развернул активную деятельность в самых разных направлениях в соответствии со своей программой и концепцией своей работы. Работа клуба «Патриот» развёртывается в двух основных направлениях: первое – военно – практическая, начальная военная подготовка и общевоинское образование (воинские уставы, военная присяга, военное строительство, структура Вооружённых Сил России, изучение оружия); второе – военно – историческое образование (изучение военной истории России и СССР с особым вниманием к Эпохе Великой Отечественной войны, изучение истории жизни и деятельности великих военачальников и полководцев России и СССР, изучение истории оружия Русской Армии).

        В рамках этого блока гражданско – патриотического и военно – патриотического воспитания входят такие образовательные и развивающие программы как строевая подготовка, военно – физические упражнения (лыжные гонки, плавание, бег с препятствиями), военно – спортивный туризм. Теория в этих занятиях органически сочетается с практикой, сознательное начало в учащихся находит себе основу и поддержку в начале волевом. В подростках воспитываются такие нравственные, духовные, физические качества, как воля, упорство, физическая и моральная выносливость, стремление к победе, чувство взаимовыручки и взаимопомощи. Физическое, нравственное и интеллектуальное взросление идут в этих занятиях рука об руку.

        Клуб «Патриот» имеет свою структуру, наиболее адекватно соответствующую поставленным им перед собой целям и задачам. В нём работает сплочённая команда учащихся, учителей и педагогов – организаторов, объединённых высокими идеями гражданственности и патриотизма.

                     Ресурсное обеспечение Программы

      Программа обеспечивается школьными ресурсами как в рамках основного образования, так и в рамках дополнительного образования и воспитательной деятельности. Материально-техническое обеспечение деятельности военно-патриотического клуба «Патриот», школьных музеев «Военный мундир России» и «Первогвардейцы-танкисты» в значительной мере нацелено на реализацию данной Программы. Клуб «Патриот» имеет в своём распоряжении комплекты военной формы и воинского снаряжения, а также макеты советского и российского оружия. Имеются также наглядный материал, видео и аудиоматериалы военно-патриотической направленности.

     Перспективный  план реализации программы гражданско – патриотического воспитания «России верные сыны» на 2011 – 2016 годы

 

        Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

 

        2011 – 2012 учебный год: 1) Экскурсии в музеи военно – исторического профиля общеобразовательных школ города Москвы; 2) Участие в Окружном семинаре Юго – Восточного округа города Москвы по военно – патриотическому воспитанию; 3) Создание кружка исследователей русского военного мундира и российской наградной системы; 4) Создание и открытие Интернет – сайта музея «Военный мундир России».

        2012 – 2013 учебный год: 1) Экскурсии по памятным воинским местам Подмосковья; 2) Открытие специальной постоянной экспозиции, посвящённой форме военнослужащих Военно- морского флота России и СССР; 3) Открытие экспозиционного отдела, посвящённого наградной системе Российской Федерации; 4) Участие в смотре – конкурсе музеев военно – исторического профиля на базе Центра военно – патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы.

        2013 – 2014 учебный год: 1) Открытие экспозиции, посвящённой знакам различия и отличия в Вооружённых Силах СССР; 2) Участие членов Актива музея в поисково – исследовательской работе по поиску, классификации, атрибуции и реставрации предметов музейного значения по профилю музея; 3) Публикация результатов работы музея в периодической и учебно – методической литературе.

        2014 – 2015 учебный год: 1) Создание широкого общественного объединения педагогов и учащихся школы № 1987 «Честь мундира» с целью пропаганды историко – патриотических знаний по истории военного мундира России; 2) Участие Актива музея в городских семинарах по военно – патриотическому воспитанию с целью передачи опыта работы музея родственным образовательным и воспитательным структурам.

        2015 – 2016 учебный год: 1) Налаживание полномасштабного научного и образовательного сотрудничества музея с городскими и государственными музеями военно – исторического и исторического профиля с целью взаимовыгодного и взаимообогащающего  обмена опытом музейной, научной, образовательной и воспитательной работы; 2) Создание на базе музея «Военный мундир России» музейного комплекса «Армия, Родина, честь» с музейными, научными, библиотечными, театральными, прикладными (создание макетов формы и наград) подразделениями с целью всестороннего освещения, изучения и презентации исторического пути и современного состояния военного мундира Российской Армии.

                                  Блок «Эстафета памяти»

     2011 – 2012 учебный год: 1)  Создание совместного общественного  Совета учащихся, педагогов и ветеранов войны и труда при музее «Первогвардейцы – танкисты» в целях реализации программы работы музея; 2) Проведение тематических экскурсий в музеи военно – исторического профиля и музеи воинских частей.

     2012 – 2013 учебный год: 1) Проведение на базе музея «Первогвардейцы – танкисты» окружного семинара Юго – Восточного окружного управления образования города Москвы по теме «России слава боевая» военно – патриотического направления; 2) Налаживание и укрепление связей с гвардейскими танковыми воинскими частями Московского военного округа.

       2013 – 2014 учебный год: 1) Создание интерактивного музейного пространства на основе музея «Первогвардейцы – танкисты» с использованием технических средств обучения, компьютерных технологий, диорамных макетов; 2) Укрепление взаимодействия с воинскими танковыми частями и привлечение военнослужащих – танкистов (находящихся на действительной военной службе и в запасе) к работе музея «Первогвардейцы – танкисты» – проведение уроков мужества, лекций о воинской службе, участие в школьных мероприятиях по военно – патриотической тематике.

       2014 – 2015 учебный год: 1) Проведение на базе музея «Первогвардейцы – танкисты» городского семинара школьных музеев и историко – патриотических и военно – патриотических объединений «Школьный музей – центр военно – патриотического воспитания в школе»; 2) Публикация результатов работы музея «Первогвардейцы – танкисты» в периодической и научной печати.

      2015 – 2016 учебный год: 1) Проведение поисковой работы на полях сражений Центрального федерального округа России с целью поиска, реставрации, атрибуции и научного описания предметов музейного значения, особенно относящихся к эпохе Великой Отечественной войны; 2) Развёртывание шефской работы музея «Первогвардейцы – танкисты» над семьями военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга.

                           

                           Блок «Отечество – вся Россия»

         2011 – 2012 учебный год: 1) Создание общешкольного Совета по экскурсионно – туристической работе и разработка и принятие программы, концепции и плана экскурсионно – туристической деятельности в школе № 1987; 2) Проведение экскурсий по памятным местам Москвы – Новодевичий и Донские монастыри и по памятным местам Подмосковья – музеи-усадьбы «Архангельское» и «Дубровицы»; 3) Начало составления экскурсионной карты «Отечество моё».

       2012 – 2013 учебный год: 1) Проведение экскурсий по Золотому кольцу России и по Рязанским есенинским местам; 2) Начало составления книги – отчёта «Наши экскурсии» с компьютерной поддержкой; 3) Проведение экскурсий в Ясную Поляну и в блоковское Шахматово; 4) Открытие интернет – сайта «Наши экскурсии» школы № 1987.

      2013 – 2014 учебный год: 1) Участие в смотре – конкурсе экскурсионно – туристических школьных объединений в рамках Юго – Восточного окружного управления образования города Москвы; 2) Публикация промежуточных итогов экскурсионно – туристической работы блока «Отечество – вся Россия» в педагогической и специализированной литературе; 3) Создание и презентация фотоальбома экскурсий «Наша Россия».

       2014 – 2015 учебный год: 1) Проведение экскурсий в Санкт-Петербург и дворцовые пригороды Петербурга; 2) Проведение экскурсий по Пушкинским местам Псковской области (село Михайловское, Святогорский монастырь) и в Великий Новгород; 3) Презентация результатов экскурсионной работы в виде демонстрационных, компьютерных, печатных проектов.

        2015 – 2016 учебный год: 1) Проведение экскурсий по северным монастырям России – Ферапонтов монастырь и Кирилло – Белозёрский монастырь; 2) Организация и проведение на базе школы № 1987 силами школьного Совета по экскурсионной деятельности Окружного семинара по теме «Воспитание учащихся посредством экскурсионной педагогики».

                             

                         Блок «Защитники Отечества»

       2011 – 2012 учебный год: 1) Организация Совета и отрядов школьного военно – патриотического клуба «Патриот»; 2) Участие клуба «Патриот» в проведение школьных мероприятий военно – патриотического и военно – спортивного характера; 2) Проведение силами Актива и членов клуба «Патриот» военно – спортивного праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества; 4) Проведение в рамках работы клуба «Патриот» межклассного смотра строевой подготовки среди учащихся старших классов.

        2012 – 2013 учебный год: 1) Проведение силами военно – патриотического клуба «Патриот» выездных соревнований «Сила и ловкость» по военно – спортивным дисциплинам; 2) Организация в рамках клуба «Патриот» постоянно действующей экспозиции, рассказывающей о воинских подвигах и мужестве защитников России; 3) Проведение Активом клуба «Патриот» экскурсии в Военный университет; 4) Создание и открытие Интернет – сайта военно – патриотического клуба «Патриот».

       2013 – 2014 учебный год: 1) Организация и проведение на базе военно – патриотического клуба «Патриот» слёта военно – патриотических и военно – спортивных клубов района Марьино; 2) Проведение силами клуба «Патриот» общешкольного конкурса военной песни «Песни Отчизны»; 3) Организация и проведение клубом «Патриот» общешкольного Конкурса весёлых и находчивых по  военно – патриотической тематике.

       2014 – 2015 учебный год: 1) Организация на базе военно – патриотического клуба «Патриот» военно – прикладных занятий по обучению навыкам обращения с оружием (использование макетов и выхолощенного оружия); 2) Проведение в рамках работы клуба «Патриот» общешкольного конкурса по военно – спортивному ориентированию (среди учащихся старших классов); 3) Публикация результатов работы клуба «Патриот» в педагогической печати.

       2015 – 2016 учебный год: 1) Организация на базе и силами военно – патриотического клуба «Патриот» городского семинара по военно – патриотическому воспитанию и военно – спортивной подготовке; 2) Создание межклассного общешкольного объединения «Школа мужества» с целью расширения деятельности клуба «Патриот» и распространения работы клуба на начальную и среднюю школу; 3) Проведение силами клуба «Патриот» поисковой работы по выявлению имён и судеб воинов, павших во время Великой Отечественной войны и числящихся как «пропавшие без вести»; 4) Составление «Книги памяти», посвящённой выявленным в ходе поисково – исследовательской работы павшим солдатам.

Учебно-тематическое планирование Программы

Циклограмма реализации Программы «России верные сыны»

Сентябрь

  Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей «Военный мундир России» начальной школы;
  2. Музейные мероприятия, посвящённые годовщине Бородинской битвы.

  Блок «Эстафета памяти»

  1. Классные часы в 5-8 классах с участием ветеранов войны и труда;
  2. Сбор материалов о ветеранах войны и труда, живущих в районе школы № 1987, экспозиция этого материала в стенах школы.

 

  Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Экскурсия учащихся старших классов по Пушкинским местам (Псковщина);
  2. Экскурсия учащихся средней школы в музей И.С. Глазунова в Москве;
  3. Экскурсия учащихся младших классов на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».

    Блок «Защитник Отечества»

  1. Планирование работы военно-патриотического клуба «Патриот» на предстоящий учебный год;
  2. Экскурсии средней школы в музей «Первогвардейцы-танкисты»;
  3. Мероприятия, посвящённые годовщине Куликовской битвы.

Октябрь

   Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей по теме «Военная форма Российской империи»;
  2. Экскурсии учащихся школы № 1987 в военно-исторический музей ГОУ ЦО № 1458 (музей «Подвиг»).

   Блок «Эстафета памяти»

  1. Экскурсия учащихся школы № 1987 на Бородинское поле в день исторической реконструкции боёв 1941 года;
  2. Оказание адресной помощи ветеранам войны и труда, проживающим в районе школы № 1987 ( проводится в течение года).

   Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Проведение силами начальной школы праздничного мероприятия «Сказки и песни России»;
  2. Экскурсия старшей школы по городам Золотого кольца России;
  3.  Проведение мероприятия «Традиции народов России» силами учащихся старшей школы.

   Блок «Защитник Отечества»

  1. Мероприятия клуба «Патриот», посвящённые началу Битвы за Москву 1941 года;
  2. Военно-спортивный праздник «Воин России» с участием учащихся старших классов;
  3. Проведение на базе библиотеки школы № 1987 литературного конкурса «Великая Отечественная война и моя семья».

 Ноябрь  

    Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей «Военный мундир России» по теме «Советская военная форма»;
  2. Классные часы, посвящённые истории советской военной формы;
  3. Костюмированные представления для начальной школы, посвящённые истории военной формы в СССР.

    Блок «Эстафета памяти»

  1. Проведение силами военно-патриотического клуба «Патриот» Вахты памяти, посвящённой Параду советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года;
  2. Проведение фотовыставок, посвящённых ветеранам войны и труда, живущим в районе Марьино.

   Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Проведение классных часов и школьных мероприятий, посвящённых Дню народного единства 4 ноября;
  2. Экскурсия учащихся начальной школы в Музей сказки ГОУ ЦО № 1458.

   Блок  «Защитник Отечества»

  1. Проведение мероприятий, посвящённых Дню Парада советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года;
  2. Проведение праздничного мероприятия, посвящённого освобождению Москвы войсками ополчения К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов в 1612 году.

 Декабрь

   

     Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей «Военный мундир России», посвящённые русской военной форме  XIX века;
  2. Проведение силами Актива музея «Военный мундир России» выставок и мероприятий, посвящённых Победе под Москвой.

     Блок «Эстафета памяти»

  1. Проведение силами военно-патриотического клуба «Патриот» Вахты памяти, посвящённой Победе под Москвой;
  2. Участие ветеранов войны и труда в праздничных мероприятиях, посвящённых Победе под Москвой.

     

 Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек;
  2. Экскурсия учащихся начальной школы в Музей сказки ГОУ ЦО № 1458.

     Блок «Защитник Отечества»

  1. Проведение силами Актива музея «Военный мундир России» праздничных мероприятий, посвящённых Победе русского флота под началом П.С. Нахимова в Синопе;
  2. Проведение праздничных мероприятий, посвящённых Победе русских войск под началом А.В. Суворова в битве под Измаилом.

Январь

     Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музеё «Военный мундир России», посвящённые Форме русских военных моряков;
  2. Экскурсия в музей «Подводная лодка».

   Блок «Эстафета памяти»

  1. Мероприятия с участие ветеранов войны и труда, посвящённые годовщине снятия блокады Ленинграда;
  2. Экскурсия в Музей обороны Москвы.

    Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Экскурсия учащихся начальной школы в Музей камня ГОУ ЦО № 1477;
  2. Проведение литературного конкурса «Юные таланты» среди учащихся ГОУ СОШ № 1987.

     Блок «Защитник Отечества»

  1. Проведение силами клуба «Патриот» торжественных мероприятий, посвящённых годовщине снятия блокады Ленинграда;
  2. Проведение на базе клуба «Патриот» военно-спортивных зимних соревнований.

Февраль

     Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Проведение экскурсий в музей «Военный мундир России» в связи с Днём защитника Отечества;
  2. Проведение экскурсий в музей «Военный мундир России», посвящённых военной форме времени Великой Отечественной войны.

    Блок «Эстафета памяти»

  1. Проведение праздничных мероприятий с участием ветеранов войны и труда, посвящённых Дню защитника Отечества;
  2. Экскурсия в Центральный музей Вооружённых сил.

     Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Проведение конкурса чтецов среди учеников школы № 1987, посвящённого памяти А.С. Пушкина;
  2. Экскурсия учащихся средней школы в Палеонтологический музей школы № 1147.

   Блок «Защитник Отечества»

  1. Проведение мероприятий силами клуба «Патриот», посвящённых Дню защитника Отечества;
  2. Экскурсии в музей «Первогвардейцы – танкисты», посвящённые Дню защитника Отечества;
  3. Проведение торжественных мероприятий, посвящённых Победе советских войск в Сталинградской битве.

Март

    Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей «Военный мундир России» учащихся  ГОУ ЦО № 1458;
  2. Участие Актива музея «Военный мундир России» в выставке инноваций образовательных учреждений Юго-Восточного округа города Москвы.

    Блок «Эстафета памяти»

  1. Экскурсии в музей «Первогвардейцы-танкисты» ветеранов Таманской гвардейской дивизии;
  2. Экскурсии в музей «Военный мундир России» ветеранов войны и труда, проживающих в районе Марьино.

     Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Экскурсия учащихся школы № 1987 в Музей меценатства ГОУ ЦО № 1459;
  2. Проведение мероприятий, связанных с Днём открытых дверей на базе ГОУ СОШ № 1987;
  3. Проведение спортивно-фольклорного праздника, посвящённого проводам зимы и встрече весны (празднование Масленицы).

      Блок «Защитник Отечества»

  1. Участие клуба «Патриот» в слёте военно-патриотических клубов образовательных учреждений Юго-Восточного округа города Москвы;
  2. Экскурсия учащихся ГОУ СОШ № 1987 в музей-панораму «Бородинская битва».

Апрель

       Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей «Военный мундир России», посвящённые военным доспехам и снаряжению Воинов Древней Руси;
  2. Костюмированное представление Актива музея «Военный мундир России» совместно с членами клуба «Патриот» на тему «Снаряжение древнерусского воина».

       Блок «Эстафета памяти»

  1. Экскурсия учащихся ГОУ СОШ № 1987 к Мемориалу героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково;
  2. Участие учащихся ГОУ СОШ № 1987 в оказании адресной помощи ветеранам войны и труда района Марьино (проводится в течение всего учебного года).

        Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Экскурсия учащихся ГОУ СОШ № 1987 на фабрику народных промыслов «Жостовская роспись»;
  2. Экскурсия учащихся ГОУ СОШ № 1987 по Есенинским местам Рязанщины;
  3. Проведение научно-практической конференции исследовательских ученических проектов на базе ГОУ СОШ № 1987.

         Блок «Защитник Отечества»

  1. Проведение силами клуба «Патриот» торжественных мероприятий, посвящённых Победе русского войска под началом Александра Невского в Ледовом побоище;
  2. Экскурсии в музей «Первогвардейцы-танкисты», посвящённые танковым сражениям Красной и Советской Армий (Битва под Прохоровкой).

Май

        Блок «Военный мундир России – символ доблести и чести русского воина»

  1. Экскурсии в музей «Военный мундир России», посвящённые Победе советского народа в Великой Отечественной войне;
  2. Проведение силами Актива музея «Военный мундир России» мероприятий, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне.

        Блок «Эстафета памяти»

  1. Участие ветеранов войны и труда в праздничных мероприятиях, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне;
  2. Участие учащихся ГОУ СОШ № 1987 в торжественных мероприятиях района Марьино, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне.

        Блок «Отечество – вся Россия»

  1. Экскурсия учащихся ГОУ СОШ № 1987 в Государственный исторический музей;
  2.  Экскурсия учащихся ГОУ СОШ № 1987 в Музей истории города Москвы.

      Блок «Защитник Отечества»

  1. Проведение силами клуба «Патриот» праздничных мероприятий, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне;
  2. Экскурсии в музей «Первогвардейцы-танкисты», посвящённые Победе в Великой Отечественной войне.

Использованная литература и источники

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795).
  2. Воронова Е.А. Воспитать патриота. Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/ Авторы-составители Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. М., 2009.
  4. Музей в школе: перспективы развития. Сборник статей. М., 2006.
  5. Величие Победы: истоки и уроки. Материалы научной конференции. М., 2000.
  6. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. Отв. ред. Г.Д. Кузнецов. М., 1998.
  7. История Юго-Востока Москвы. Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 2000.
  8. К 60-летию Победы в Сталинградской битве. Хроника огненных дней. Волгоград, 2002.
  9. К 60-летию разгрома фашистских войск под Москвой. Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 2001.
  10. Кариковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.
  11. Новый век: горизонты воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе). Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 2000.
  12. Основное звено воспитания. Сборник рекомендаций. Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 1999.
  13. Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2003.

     14. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и   методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 2002.

     15. Содержание и методы патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Методическое пособие. /Под общей редакцией А.Х. Чанышева. М., 2010.

     16. Организация военно-патриотического клуба (методическое пособие). М., 2010.

     17. Растим патриотов России. Сборник лучших программ и методических разработок участников конкурса среди педагогов образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы/Под бщей редакцией Р.С. Акчурина. М., 2010.

             

     

   

                             

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

программа детского обьединения "отечество верные сыны"

Программа детского обьединения "отечество верные сыны"...

программа детского обьединения "отечество верные сыны"

Программа детского обьединения "отечество верные сыны"...

ПРОГРАММА Отряда РВС (России верные сыны)

Формирование правильного представления о роли государства в области обороны, о Вооруженных силах, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполни...