Умей сквозь стену сердцем видеть...
классный час (8 класс) по теме

Калашникова Ольга Геннадьевна

Умей сквозь стену сердцем видеть...Классный час в 8 классе

 

Цель: 1) создать условия для усвоения понятий: такт, тактичность и их роль в общении;  2) показать с помощью различных ситуаций, что такт, чуткость, деликатность – неотъемлемые черты воспитанного, культурного человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon taktichnost.zip2.76 МБ

Предварительный просмотр:

                                Международная Педагогическая Олимпиада

                                             Средняя и старшая школа

                                              «Общение как искусство»

                                          Умей сквозь стену сердцем видеть...

                                                 Классный час

                                                       8 класс

                                                                    Воронина Вера Михайловна

                                                                    учитель информатики

                                                                    Калашникова Ольга Геннадьевна

                                                                    учитель

                                                                    МБОУ «СОШ №78»

                                                                    город Барнаул

                                       

                                          Умей сквозь стену сердцем видеть...

Цель:

1) создать условия для усвоения понятий: такт, тактичность и их роль в общении;

2) показать с помощью различных ситуаций, что такт, чуткость, деликатность – неотъемлемые черты воспитанного, культурного человека.

I. «Ты что-то не в такт попадаешь», - говорим мы человеку, который поет неверно, фальшиво, не прислушиваясь к музыке. Но такт – это не только музыкальное понятие. Это понятие очень важное для общения. Об этом мы будем говорить на сегодняшнем занятии.

II. Словарь урока.

Обратимся к словарю. (Слайд №2)

Такт (от лат. taktus – прикосновение, осязание, чувство) – чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.

(Большая советская энциклопедия)

III. То, как складываются наши отношения с окружающими, во многом зависит от того, насколько мы тактичны и вежливы по отношению к своим друзьям и близким. Перед вами несколько рисунков. (Слайд №3)

Какой вариант поведения персонажей рисунков ты мог бы назвать тактичным. Почему?

Как вы думаете, какого человека можно назвать тактичным? В чем проявляется тактичность? Попробуйте составить формулу тактичности, напечатайте ее.

Обсуждение формул тактичности. (Слайд №4)

Учитель: У каждого здорового человека есть пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть и шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми – тактичность. Оно, к сожалению, от рождения дано не всем, и его приходится в себе воспитывать. Формулы, выведенные сейчас, показывают, что тактичный человек не будет назойливым, не утомит, не обидит, не пошутит некстати. Без такта, чуткости, деликатности не может быть воспитанности, вежливости.

IV. Ребята! Как бы вы повели себя в следующих ситуациях?

Работа ведется по группам, по вариантам.

1 ситуация. Ты оказался свидетелем того, как твоего друга отчитывают родители. Друг очень расстроен, ему неприятно, что ты видел эту сцену.(Слайд №5)

2 ситуация. Твой друг по ошибке отправил на адрес твоей электронной почты письмо, которое предназначается не тебе.(Слайд №6)

3 ситуация. Твой друг смешно одевается, над ним потихоньку подсмеиваются в классе.

Обсуждение ситуаций. (Слайд №7)

Учитель: Итак, единственно верных ответов на эти вопросы нет. В одном случае участливо расспросить, утешить, выслушать, в другом – оставить в покое. Иными словами, надо чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что обидно, в чем он нуждается больше всего.

Ребята! Кого из ваших одноклассников можно назвать тактичным человеком?

V. «Эй, рассмейтесь, смехачи!» - призывал поэт Велимир Хлебников. И «смехачи» - веселые, остроумные, жизнерадостные люди – шутят и смеются, помогая этим жить не только себе, но и другим. Но шутка шутке рознь. Всякий ли смех заразителен и приятен окружающим?

Посмотрите фильм «Шутка» (Ералаш)

Понравилась ли вам шутка героя фильма?

Бывали ли вы в ситуации, когда шутка или розыгрыш приносили  огорчение, обижали?

Над чем нельзя подсмеиваться, шутить?

VI. «Не просмеховствуй других, и сам не просмеховствован будешь». Скороговорка. (Слайд №8)

Запомним эту мудрую скороговорку. С улыбкой, шуткой, смехом надо обращаться осторожно. Иногда смех свидетельствует только о бестактности и грубости человека.

Важно помнить несколько простых правил:

Не смейся над чьей-то неудачей, неловкостью, тем более физическим недостатком.

Не хихикай, если этим кому-то мешаешь на концерте, на лекции, на уроке, в автобусе.

Прежде, чем пошутить, постарайся понять, в каком настроении твой друг, родители – уместны ли твои шутки и смех?

Неприлично позволять себе шутки с лицами старше нас.

Если смеются все – это не значит, что нужно поддерживать их. Когда нет повода, не стоит ради благосклонности друзей поддерживать издевательский смех или глупую шутку

VII. У поэта Евгения Евтушенко есть стихотворение об этом. Оно называется «Смеялись люди за стеной». Вот строфа из него:

Двойной исполнись доброты

И, чтоб кого-то не обидеть,

Когда смеешься громко ты,

Умей сквозь стену сердцем видеть.

Е. Евтушенко

 Запомним 10 правил тактичного человека (Слайд №9)

   И все же...Если выучить наизусть все учебники хорошего тона и все инструкции, как себя вести, воспитанным человеком не станешь, потому что советы и рецепты должны упасть на благодатную почву. Они принесут плоды только в том случае, если будут глубоко прочувствованы и крепко войдут в наше сознание.

                                               

                                           Источники информации

  1. Колегаева Т.Н. Кл.час «Доброе слово, что ясный день». Кл.рук., 2006, №2, - с.81-89
  2. Курносова Л.А. Беседа на тему «Человек среди людей». Кл.рук., 2001, №7, с.84-91
  3. Коч Л.А. Я в мире … мир во мне. Кл.рук, 2004,№3, с.120-123
  4. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте .- Я человек, 1991
  5. Словарь по этике под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умей видеть в другом человеке

Урок-общение. Цель:  развитие  коммуникативные  навыки;  активизировать познавательную деятельность  путем решения  проблемных  ситуаций  и ролевых  игр....

« …зримость блаженствующего сердца, поющего благодарную песнь и нежно улыбающегося сквозь слезы. (И.А.Ильин)» (Отрывок из романа И.С.Шмелева «Лето Господне» «Именины»).

Лето также есть Господне,То, что длится лишь сегодня,Звон заоблачных звонниц.Лето света, Воскресенье,За терзанием прошенья,Час восстания из тленья,Час нездешних огневиц.  (1933г.)...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

«Эти стены так много слыхали Мудрых истин великих умов»

ФЕСТИВАЛЬ УЧИТЕЛЕЙ«Инновационные педагогические практики: обобщение, распространение опыта»План-конспект  мастер-класса«Эти стены так много слыхалиМудрых истин великих умов&raqu...