Рабочая программа для театрального кружка "Школьный театр"
рабочая программа на тему

Тарасевич Ксения Андреевна

С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театрального кружка нет. Тяжело, когда нет примера. Надеюсь, что составленная мной программа поможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_teatr_kruzhok.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Цель внеурочной программы – формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.

Задачи:

  1. Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.
  2. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа внеурочной деятельности школьников (Школьный театр) по художественному творчеству основывается на принципах: культуросообразности, коллективности, диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).

Тематический план.

Тема занятий

Кол-во часов

Первый год

1

Знакомство с особенностями занятий театром

2

2

Учебные театральные миниатюры

12

3

Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес

2

4

Репетиции и представление Новогоднего концерта

5

5

Чтение пьесы-сказки.

1

6

Репетиция пьесы-сказки.

11

7

Представление пьесы

1

8

Итого за год

34

Тема занятий

Кол-во часов

Второй год

1

Знакомство с особенностями занятий театром

1

2

Учебные театральные миниатюры. Техника сценической речи.

10

3

Занятия ритмопластикой. Мизансцены.

4

4

Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес

1

5

Репетиции и представление Новогодней пьесы

5

6

Чтение пьесы.

1

7

Репетиция пьесы.

11

8

Представление пьесы

1

9

Итого за год

34

Тема занятий

Кол-во часов

Третий год

1

Чтение пьес и выбор постановочного материала

2

2

Учебные театральные миниатюры

6

3

Культура и техника сценической речи.

5

4

Занятия ритмопластикой. Мизансцены.

2

5

Репетиции и представление Новогодней пьессы

6

6

Чтение пьессы (комедии).

1

7

Репетиция пьессы (комедии).

11

8

Представление пьесы

1

9

Итого за год

34

Содержание деятельности.

Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Ожидаемые результаты.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством, овладения способами самопознания; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, понимание партнёра.

Второй уровень – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Школьник овладевает инструментами межличностного взаимодействия.

Предполагаемые умения и навыки детей

  • Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  • Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

 

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с.
  2. Кипнис М. Актерский тренинг / Михаил Кипнис. – М.: АСТ, 2009. – 249с.
  3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб., 2007.
  4. Гребенкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и шк. искусств / А.В. Гребенкин. – М., 2003.
  5. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. – М., 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

В наше время, когда дети ведут пассивный образ жизни, «зависают» в Интернете, с головой уходя в виртуальный мир, очень важно развивать духовное начало школьников, приобщать к культуре. Занятия в театр...

Рабочая программа кружка " Театральное искусство"

Рабочая программа состалена с учётом работы в казачьем классе...

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

рабочая программа ТО Театральная студия

дополнительное образование...

Рабочая программа руководителя театрально - игровой студии «Фантазия»

В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкально-театральной деятельности как одного из видов продуктивной деятельност...

Рабочая программа курса "Театральное искусство" для 10 класса

Рабочая программа курса "Театральное искусство" для 10 класса...

Рабочая программа для театральной студии (2 года обучения)

Рабочая программа может быть использована руководителями театральной студии. Программа рассчитана на 2 года обучения...