Ежели вы вежливы...
классный час (8 класс) на тему

Калашникова Ольга Геннадьевна

 

 

Цели занятия:

создание условий для

  • воспитания позитивного эмоцонально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности, к сохранению его уникальности и чистоты,

  • стремления совершенствовать собственную речь, уметь общаться с другими людьми, понимать их.

Задачи: через овладение правилами речевого этикета сформировать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ezheli_vy_vezhlivy_2.zip1.78 МБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                                                                   Воронина Вера Михайловна

                                                                                   учитель информатики

                                                                                   Калашникова Ольга Геннадьевна

                                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                   МБОУ «СОШ №78»

                                                                                   Барнаул

                                                                                   

                                          «Ежели вы вежливы…»

                                             Классный час

                                                  8 класс

                                            «Ежели вы вежливы...»

Цели занятия:

      создание условий для

  •  воспитания позитивного эмоцонально-ценностного отношения к родному слову,         чувства сопричастности, к сохранению его уникальности и чистоты,
  • стремления совершенствовать собственную речь,  уметь общаться с другими людьми, понимать их.

Задачи: через овладение правилами речевого этикета  сформировать коммуникативные навыки.

Оборудование: проектор, компьютер.

1. Учитель:

   Поклонившись, мы друг другу сказали,

хотя были совсем незнакомы:

  • Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу  сказали?

Простое «здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

  Ребята! Наш сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения Владимира Солоухина. Это стихотворение, эти строки мы читаем с большим пониманием. Ведь каждый из нас на себе испытал действие этого удивительного, хотя и привычного, приветствия, сказанного с доброй улыбкой.

  Как мы должны обращаться к человеку?

Как должны приветствовать?

Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть, чтобы «на капельку радостней сделалась жизнь». Этому мы будем учиться на сегодняшнем уроке.

«Речевой этикет» - такова тема урока.

II. Изучение нового материала

Слайд №1

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет предписывает следующие нормы обращения к людям.

Слайд №2

Как обращаться к людям.

  • Если  ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: «Простите, пожалуйста…» или «Будьте добры, пожалуйста…»
  • Если вы обращаетесь к кому-то с просьбой или хотите извиниться за поступок, употребляйте слова: простите, позвольте, извините, разрешите
  • Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в русском языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения:
  • пожалуйста,
  • прошу вас (тебя),
  • будьте добры,
  • будьте так добры,
  • будь другом...,
  • если вам (тебе) не трудно…,
  • не могли бы Вы (ты)…
  • Если вы хотите поблагодарить человека, говорите спасибо, большое спасибо, благодарю вас (тебя)
  • К знакомым взрослым нужно обращаться по имени  и отчеству, на «вы». Обращение «дядя» и  «тетя» годятся только для настоящих родственников или близких друзей родителей
  • Ни по отношению к посторонним, ни по отношению к отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке нельзя говорить «он» или «онаили "отношению к посторонним, ни по отношению к отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке нельзя говорить "йста, прошу вас ». Нужно сказать: «Мама просила передать»  (а не «она просила»).
  • Мужчина первым приветствует женщину (и мальчик девочку), младший по возрасту – старшего, младшая по возрасту женщина – старшую и мужчину, который намного старше ее.
  • Приветствуйте даже незнакомого человека.

-  Попробуйте кратко сформулировать и записать в своих тетрадях главные правила речевого этикета

- Прочитайте записанное.

Возможная запись в тетрадях.

  1. Употребляй слова:  пожалуйста, извините, простите, разрешите.
  2. Обращайтесь на «вы, по имени и отчеству.
  3. Нельзя говорить «она»,  «он».
  4. Мужчина первым приветствует женщину, младший – старшего.
  5. Приветствуйте даже незнакомых людей.

3.  Слайд №3  Коллекция хороших манер

Учитель:

  • Мир прекрасен!

У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но замечание о погоде для них обязательно. Гренландцы произносят: «хорошая погода ». В это замечание вкладывается особый смысл. «Мир прекрасен!»- вот что это значит.

  • Хорманг!

В Узбекистане есть приветствие: «Хорманг» - «Не уставайте». Это доброе пожелание работающим.

  • Спорынья в квашню!

Знаток русской речи В.И.Даль в своем сборнике пословиц и поговорок привел немало приветствий, которые были приняты в России в прошлом.

 Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!».

 Молотильщикам так желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю»

  «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.

 «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар» - говорили тем, кто ел или пил.

Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специально для каждого случая этикетную формулу.

 Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!», у  нее  наготове был ответ: «Река молока»

 Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!» - «Наварка на улицу!» - отвечал он.

 Женщине, которая месила хлеб, желали: «Спорынья в квашню!»   (спорынья – это удача).

«Сто рублей в мошну!» - отвечала она.

4. На сегодняшнем уроке мы говорили о правилах общения с людьми. Проверьте себя, решая речевые задачи теста. Все ли вы запомнили?

Слайд №5 Тест на знание речевого этикета.

  1. Вам будут предложены  выражения, которыми люди часто пользуются в начале или в конце разговора для установления контакта.                                                    

 Оцените, уместно ли каждое из них в разговоре с незнакомым взрослым человеком. Выпишите номера тех выражений, которые вы считаете уместными.

  1. Пока!
  2. До свидания!
  3. Привет!
  4. Доброе утро!
  5. Здравствуйте!
  6. Здорово!
  7. Хэлло!

2. Представьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

  1. Позовите Машу.
  2. Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.
  3. Здравствуйте! Извините, Маша дома?

3. Вы опоздали на урок и хотите войти. Выберите номер наиболее вежливого выражения просьбы.

  1. Можно войти?
  2. Я войду?
  3. Извините, можно войти?

4. Вы едете в переполненном автобусе и должны пробраться к выходу. Выберите номер наиболее вежливой формы выражения просьбы.

  1. Разрешите пройти.
  2. Пропустите меня, я выхожу.
  3. Извините, можно пройти.

5. Вы, конечно,  помните сказку «Три медведя», в которой говорится, как  Машенька заблудилась и попала в дом к медведям? И помните, что в конце сказки приходят  медведи и Машенька убегает? А что бы могла сказать  Маша медведям? Выберите номер ответа, который  Вам больше всего понравился.

  1. Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.
  2. Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.
  3. Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесет меня домой. А моя бабушка даст ему меда и малины.

6. На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Ты скажешь:

  1. Спасибо.
  2. Большое спасибо.
  3. Благодарю.

7. Учитель принес Вам книгу, которую Вы давно хотели прочитать. Вы скажете:

  1. Спасибо, Нина Петровна!
  2. Большое спасибо, Нина Петровна!
  3. Благодарю Вас, Нина Петровна, я очень давно ищу эту книгу.

8. Вы наверняка любите получать подарки. А умеете ли вы принимать подарки?

Вспомните стихотворение К.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.

  Как бы вы стали принимать подарок и благодарить?

  1. Вы рассматриваете сапожки и говорите:                                                                                                                

Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

  1. Вы держите в руках сапожки и говорите:                                                                                              

У меня есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

  1. Вы примеряете сапожки и говорите:                                                                                                          

        Вам спасибо, мои блошки,

        За прекрасные сапожки,

        Ох, какое будет горе,

        Если мне они не впору.

9. Вспомните следующие строки К.Чуковского:

        Приходила к Мухе

        Бабушка – пчела,

        Мухе-Цокотухе

        Меду принесла.

Что бы вы сделали с подарком?

1) Вы ставите мед на стол для гостей.

2) Прячете мед подальше.

3) Перекладываете часть меда из банки в красивую вазочку и ставите его на стол для гостей.

- А теперь, ребята, проверьте себя!

6 слайд. Ответы на вопросы теста.

1. Если вы выбрали варианты ответов под номерами 2,4,5,9:

Вы, вероятно, вежливый человек. У вас есть шанс устанавливать хорошие контакты с людьми.

 Если вы выбрали варианты ответов 1,3,6,7,8,10:

Будьте внимательнее, у вас могут возникнуть ненужные недоразумения.

2. №1 – твоя просьба выражена невежливо, и тебе тоже могут ответить невежливо.

№2 или №3 – твоя просьба выражена вежливо и наверняка будет выполнена. Конечно, можно извиниться за причиненное своим звонком беспокойство.

3. №1,2 - желательно извиниться за беспокойство, в этом случае у Вас больше шансов быстро войти в класс.

№3 – учитель будет сражен Вашей вежливостью и сразу разрешит Вам войти.

4. №1,3  – твоя просьба выражена вежливо, а значит, она будет выполнена.

№2 – твоя просьба выражена  невежливо, и ты можешь натолкнуться на грубость.

5. №2 – вы правы, начинать разговор с медведями надо с извинения за то, что вошли в дом без спросу и хозяйничали там без разрешения.

№1,№3 – боюсь, медведи еще больше рассердились. Вы зашли в дом без разрешения, нарушили в нем порядок и даже не извинились.

6. №1 – вы правы, здесь можно ограничиться коротким словом спасибо.

№2,3 – можно и так, но здесь вполне уместно короткое слово спасибо.

7. №2,3 – вы хорошо выразили свою благодарность.

№1 – здесь уместнее было бы проявить большую благодарность.

8. №1,3 – вы были приветливы и хорошо поблагодарили за подарок.

№2 – так не благодарят за подарок. Вы обидели своих гостей.

9. №1,3 – вы правильно поступили с подарком!

№2 – боюсь, что среди Ваших гостей Вы можете прослыть невоспитанным человеком или жадиной.

Подведение итогов урока

 -  Наш урок заканчивается.

 -Что нового вы узнали для себя? Что останется в вашей коллекции хороших манер?

                                         

                                         Использованная литература

1. Байбулин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – Л., 1990

2. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991

3. Данилова А.Г. Цикл часов общения «Этика и психология юношеских отношений». Кл. рук., 2006, №2, - с.59-80

4. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах . Кл. рук., 2001, №3, - с.102-113

5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М., 1993

6. Колегаева Т.Н. Кл.час «Доброе слово, что ясный день». Кл.рук., 2006, №2, - с.81-89.

7. Коч Л.А. Я в мире … мир во мне. Кл.рук, 2004,№3, с.120-123

8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. – М: Знание, 1978.

9.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И.. В мире слов – М: Просвещение, 19783

10. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте .-Я человек, 1991.

11. Прокопьева О. Правила этикета. Кл. рук., 2006, №1, - с.18-22

12. Прокопьева О. Кл. час «Этикетка». Кл. рук., 2006, №2, -89-94

13. Откупщиков Ю.В. К истокам слова Я.- Просвещение, 1973

14. Трофименко В. Поговорим об этике. – М.: Московская правда, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "А ежели вы вежливы".

Материал содержит информацию об истории слова "вежливость", о лах поведения в обществе, инсценировки на тему вежливости....

Ежели вы вежливы

Разработк классного часа на тему "Ежели вы вежливы" может быть использована как в начальном звене, так и на средней ступени обучения (5-6 классы)....

Классный час "Ежели вы вежливы..."

Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей.Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жес...

Ежели вы вежливы

Материал о культуре поведения и этикете...

Ежели вы вежливы

Занятие о правилах культуры и вежливости,к друг другу и окружающим....

Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"

Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях....

Классный час "Ежели вы вежливы"

Классный час «Ежели вы вежливы»...