Мы внуки страны ,победившей фашизм.
классный час (11 класс) по теме

Родионова Любовь Семеновна

Круглый стол  для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_vnuki_strany_pobedivshey_fashizm.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол в старших классах  «Мы внуки страны, победившей фашизм».

Образовательные:

  • выяснить источники победы советского народа в Великой

   Отечественной войне;

  • подвести учащихся к осознанию значения победы и ее цены;
  • раскрыть последствия войны и ее влияние на развитие нашей страны и

    мира.

Развивающие: 

  • развивать логическое мышление, расширять кругозор;
  • развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, работать с таблицей, умение аналитически мыслить и делать выводы.

Воспитательные:

  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий;
  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Оборудование урока:

  • видеоролик «Война – это…»;
  • презентация «Война отучила их плакать…»;
  • сообщение «Дети – узники концлагерей»;

Ход урока

I. Основная часть урока

Учитель : отрывок из речи президента ФРГ Р. фон Вайцзеккера, посвященной 40-летию окончания Второй мировой войны.

Документ:

«День ото дня все яснее становилось то, с чем мы все сейчас согласны: 8 мая было днем освобождения. Этот день избавил нас от человеконенавистнического режима нацистской тирании... Речь идет не о преодолении прошлого. Это сделать невозможно. Нельзя задним числом изменить прошлое, нельзя его отменить. Но всякий, кто закрывает глаза на прошлое, становится слепым к настоящему».

Вопросы:

  1. Как вам представляется, о чем свидетельствует сказанное бывшим

     президентом ФРГ?

  1. Как вы думаете, чему должна была научить человечество Вторая мировая война?

Ученики: отвечая на вопросы, отмечают и тот факт, что эта война стала самой страшной страницей в мировой истории и современное поколение как в России, так и в Германии не имеет морального права забывать, какой ценой досталось миру освобождение от «человеконенавистнического режима нацистской тирании».

Учитель: озвучивает тему урока «Мы внуки страны, победившей фашизм».

 цели урока:

  • Определить источники победы СССР в Великой Отечественной войне
  • Какую роль сыграл наш народ в разгроме гитлеровской Германии, какова была цена победы
  • Определить историческое значение победы советского народа в войне

Учитель: предлагает поразмыслить над следующей проблемой: как представляли и представляют себе главные предпосылки победы СССР в Великой Отечественной войне люди разных поколений — граждане нашей страны:

  • 40-х гг. XX в.;
  • 70-х гг. XX в.;
  • первого десятилетия XXI в.

 Вывод, что людям 40-х гг. определяющими факторами представлялись:

  •   мудрое руководство действиями Вооруженных Сил и народа в целом Верховного главнокомандующего И. В. Сталина;
  • руководящая и направляющая роль коммунистической партии, вдохновлявшей и поднимавшей народ на борьбу с врагом.

Для людей 70-х гг. важнейшей оставалась руководящая роль коммунистической партии в сочетании с преимуществами социалистического общественного строя. В то же время все более ясным становилось осознание значимости мужества и стойкости нашего народа, проявленных им в противостоянии захватчикам.

Чем больше отдаляется от нас Великая Победа, тем более ясным становится понимание того, что героизм и самоотверженность советских людей явились основным фактором победы. В середине 60-х гг. маршал Жуков, находившийся длительное время в негласной опале, появился в президиуме одного из торжественных заседаний, посвященных победе над фашизмом. И тут произошло неожиданное, не свойственное тому времени: люди, почувствовав себя не «массовкой», не винтиками, встали в едином порыве. В зале раздались крики: «Слава творцу Победы!» Можно предложить учащимся подумать, что произошло дальше...

Жуков нахмурился, подошел к микрофону и, глядя прямо в зал, сказал: «Творцом победы был советский народ. Прошу это помнить».

Что же является важнейшим источником победы в Великой Отечественной войне:

  • Это была победа народного патриотизма, любви к своему Отечеству, воспринявшая многовековые традиции сопротивления захватчикам.

Не вызывает сомнения, что это была борьба во имя спасения отчизны, а не тех, кто прикрывался интересами народа и паразитировал на них.

В этой войне плечом к плечу с мужчинами сражались женщины, вставшие на защиту своей Родины. Более 150 тыс. из них за мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, было награждено орденами и медалями.

  • Мы победили благодаря сплоченности нашего народа, его единению в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В новой исторической ситуации даже убежденным противникам Сталина становилось ясно, что речь в первую очередь идет не о его нахождении у власти, а о самом существовании нашего государства. Победа фашизма означала бы не только крах сталинского режима (любопытно, что Гитлер как-то, видимо в шутку, высказался в том плане, что когда он разобьет Россию, то оставит у власти Сталина, поскольку тот знает, как обращаться с русским народом), но и уничтожение советской страны, России.

Не оправдались расчеты гитлеровского руководства на обострение противоречий, на крупные межнациональные конфликты в СССР в ходе войны. Национальный состав воинов удостоенных высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза – 8160 русских, 2069 укр., 309 бел., 161 татрин,108 евреев,96казахов,90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанцев, 39 башкир, 32осетина, 18 марийцев и др.

  • Значительную роль в победе над врагом сыграли труженики тыла. Раскрывая данный фактор победы, необходимо акцентировать внимание учащихся на осуществлении грандиозной задачи эвакуации на восток крупных промышленных предприятий, обеспечении в кратчайший срок перевода экономики страны на военные рельсы

  • Огромная территория, бескрайние просторы страны явились одним из факторов, затруднявших осуществление агрессивных планов гитлеровского руководства, в значительной степени авантюристичных. На территории, занятой немецко-фашистскими войсками, развернулось массовое партизанское движение, нанесшее ощутимый урон захватчикам.

  • В ходе войны Красная Армия, оправившись от первых военных неудач, приобрела опыт боевых действий, научилась побеждать противника; выдвинулась большая группа выдающихся полководцев, сыгравших важную роль в обеспечении победы.

  • В составе антигитлеровской коалиции в ходе военных действий против гитлеровских войск и вооруженных сил их союзников в Западной и Центральной Европе, Азии и Африке сражались армии США и Великобритании, части, руководимые комитетом Свободная Франция. Советскому Союзу была оказана значительная материальнаяпомощь,прежде всего поставками вооружений.

  • На Восточном фронте вместе с частями Красной Армии сражались польские и чехословацкие части, летчики авиаполка «Нормандия—Неман», а на заключительном этапе войны — болгарские, венгерские и румынские соединения. Свой вклад в ослабление агрессоров внесло движение Сопротивления оккупированных гитлеровцами стран Европы, а также немецкие антифашисты.

        Учитель: Отдавая должное Великой Победе, необходимо отдавать отчет в том, насколько ужасающей была ее цена, о которой наш народ долгое время не имел представления.

        Цифры экономических потерь:

Разрушения в СССР. 

В СССР разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС.
Стоимость расходов на ведение войны (в сопоставимых ценах).
Прямые расходы на ведение войны всех участвовавших в ней стран составляют 1117 млрд. долларов (включая военные расходы на войну в Китае в 1937 г.). Стоимость разрушений составила 260 млрд. долларов, из которых в СССР - 128 млрд., в Германии - 48 млрд., во Франции - 21 млрд., в Польше - 20 млрд., в Англии - 6.8 млрд.

        Учитель: делает акцент, на то, что самая большая плата за победу – это человеческие жизни.  Первая официальная цифра погибших граждан СССР – 7 млн – была названа Сталиным в 1946 г. в беседе с корреспондентом газеты «Правда». Выбрана она, надо полагать, была не случайно, поскольку приблизительно соответствовала тогдашним данным о безвозвратных потерях немецкой армии (6,9 млн человек), но при этом находилась от истины на не меньшем расстоянии, чем Берлин от Москвы. В 1961 г. в письме премьер-министру Швеции Н. С. Хрущев привел цифру в 20 млн погибших. В середине 60-х гг., уже при Л. И. Брежневе, стали писать более осторожно: свыше 20 млн. Последняя официальная цифра, появившаяся в результате длительной работы комиссии Госкомстата и Академии Генштаба – 27 млн,.

                Учитель: обращает внимание на большое количество жертв среди детей и искалеченных детских судеб.

        Ученик: небольшое сообщение о детях-узниках концлагерей и гетто (Например, про детей Терезина, зачитывает стихи его маленьких узников) (5 мин.)

        Учитель: предлагает вниманию учащихся презентацию «Война отучила их плакать…», созданную учеником нашей школы. (Приложение 1)

        Учитель: после просмотра презентации предлагает высказаться, какие чувства вызвала у них данная работа; что можно увидеть в глазах детей войны.

Учитель: предлагает рассмотреть значение победы, одержанной советским народом. Необходимо подвести учащихся к осознанию того, что она по праву является Великой Победой.

историческое значение победы:

  • отстояли независимость своей Родины;
  • победа над гитлеровской Германией явилась беспримерным подвигом советского народа;
  • были разбиты вооруженные силы агрессивных государств, представлявшие наибольшую угрозу для мировой цивилизации;
  • ликвидирована опасность фашизма;
  • от фашистского господства были освобождены народы многих стран Европы и Азии, в том  числе и немецкий народ;
  • крупнейшие сражения навсегда вошли в историю мирового военного искусства;
  • победа в войне способствовала серьезным изменениям в общественном сознании и в определенной степени распрямила советский народ;
  • укрепились международные позиции государств антигитлеровской коалиции. Несмотря на недолговечность ее существования, опыт сотрудничества государств с различным общественным строем имел непреходящее историческое значение;
  • СССР стал главной силой, разгромившей фашизм. Он сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.

Учитель: стоит подчеркнуть, что по поводу последнего пункта много споров и точек зрения в исторической литературе и публицистике, особенно европейской и американской. Чтобы расставить все точки над i, учащимся предлагается проанализировать таблицу «Количество дивизий, принимавших участие на фронтах Второй мировой войны».

Таблица . Количество дивизий, принимавших участие на фронтах

Второй мировой войны

Дата

Общее кол-во дивизий

На Советско-Германском фронте (всего)

В%

На других фронтах

(всего)

В %

На оккупированных территориях

(всего)

В%

22 июня 1941г.

217,5

153

70,3

2

0,9

62,5

28,8

1 мая 1942г.

181,5

181,5

76,5

3

1,2

53

22,3

1 июля 1943г.

196

196

66

8

2,7

93

31,3

1 января 1944г.

318

201

63,2

19,5

6,2

97,5

30,6

1 июня 1944г.

326,5

181,5

55,6

81,5

25

63,5

19,4

1 января 1945г.

314,5

179

57

119

38

6,5

5

Проанализировав таблицу, ученики делают вывод о том, что именно СССР вынес основную тяжесть в разгроме фашизма.

Учитель: предлагает вниманию учащихся видеоролик «Война – это…» (Приложение 2)

Ученики:  после его просмотра делятся своими впечатлениями

        Учитель: подводя итог урока, знакомит ребят с послевоенным стихотворением немецкого поэта-антифашиста Э. Кестнера:

Когда бы мы вдруг победили

Под звон литавр и пушек гром,

Германию бы превратили

В огромный сумасшедший дом.

Когда бы мы вдруг победили,

Мы стали б выше прочих рас,

От мира бы отгородили

Колючей проволокой нас.

Когда бы мы вдруг победили,

Все страны разгромив подряд,

В стране настало б изобилье

Кретинов, холуев, солдат.

Тогда б всех мыслящих судили

И тюрьмы были бы полны...

Когда б мы только победили...

Но, к счастью, мы побеждены...

Ученики - объясняют его смысл, отмечая, что действительно фашизм нес смерть и уничтожение самой личности человека не только славянам, евреям, французам и другим народам, но и самим немцам, которые это сегодня достаточно четко осознают.

Учитель: И насколько больно видеть именно в России молодых людей, расхаживающих под знаменами со свастикой и выкидывающих руку в фашистском приветствии. Неужели настолько у нашего народа короткая память?.. Эта память необходима, «чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями», чтобы этот кошмар никогда не повторился.

Мы не имеем морального права забывать, вычеркивать из бытия частичку нашей истории, пропитанную кровью сотней тысячей человеческих жизней. Учитесь, созидайте, крепите мир, дружбу, взаимопонимание, единение на нашей израненной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Агитбригада "Венок славы" (Литературно-музыкальная композиция "Мы дети, внуки, правнуки Победы")

Литературно-музыкальная композиция "Мы дети, внуки, правнуки Победы"...

мы внуки страны,победившей фашизм.

Презентация к круглому столу....

Урок Мужества "Мы внуки страны, победившей фашизм"

Урок Мужества посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы хотели напомнить подрастающему поколению о том, какой путь прошла наша страна за четыре военных года. Никто не должен забыть о ...

Мы - внуки войны, победившей фашизм

Главная цель - создание духовно-нравственного единства, воспитания и развития учащихся...

«Мы внуки страны, победившей фашизм»!

laquo;Мы внуки страны,победившей фашизм»!...

Внеклассное мероприятие к 75 летию Победы "Мы правнуки страны,победившей фашизм!"

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 8 класса к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне....