"Выбор профессии – выбор будущего"
классный час (9 класс) по теме

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_o_vybore_professii_9_klass.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Выбор профессии – выбор будущего.

Цель:ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда; расширить представление учащихся о различных профессиях; побуждать к осознанному профессиональному выбору; оказать помощь школьникам в осознании специфики будущей трудовой деятельности.

Оборудование:мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор), слайды по теме, плакат «Профессии».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.Чтение детьми со слайда строк эпиграфа занятия, высказываний, пословиц о труде, выборе профессии. Определение темы классного часа.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?...(Владимир Маяковский «Кем быть?»)

***

Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы. (Томас Карлейль)

***

Берись за то, к чему ты годен. (Пословица)

***

Истинное сокровище для людей – умение трудиться. (Эзоп)

  1. Вступительное слово классного руководителя.

- Сегодня мы снова встретились, чтобы поговорить о вашем будущем.

- Вы хотите быть счастливыми?

- Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой».

- Можно разрезать пополам ковригу хлеба и каждая половина останется такой же вкусной, как и весь хлеб, только его будет вдвое меньше. Но если у кого-то дома всё хорошо, а на работе кое-как или совсем плохо, половины счастья не получится. Половина счастья – уже несчастье.

- Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

3.  Выбор профессии – дело серьёзное!

- А как вы думаете, что влияет на выбор профессии? Давайте попробуем к словосочетанию «выбор профессии» подобрать факторы.

На слайде: «выбор профессии – способности, - состояние здоровья, - советы родителей, - интересы друзей, - профессии близких, - оплата труда».

- Конечно, на выбор профессии влияют и другие факторы. Но, в целом, чтобы сделатьправильный осознанный выбор профессии, и не совершить в будущем ошибок, необходимо, в первую очередь, изучить себя, свои способности, возможности.

 - Скажите, люди каких профессий начинают свой день ранним утром? (Ответы детей.)

Шофёр не любит долго спать,

Чуть свет встаёт шофёр.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Везде дела шофёра ждут –

Во все концы Земли!

Возить готов он кирпичи,

Чтоб города росли.

***

Едва забрезжила заря –

Поднялся хлебопёк,

Чтоб ты румяным калачом

Полакомиться мог.

***

Спроси у солнца и земли,

Спроси у быстрых рек:

«Кто начинает новый день?»

Рабочий человек!

- А люди каких профессий работают в то время, когда вы крепко спите?(Ответы детей.)

- Мир профессий огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий. В последнее время исчезли многие профессии, требующие тяжёлого физического труда. А вот профессия «космонавт» существует всего 40 лет, но наряду с этим недавно появились и такие, как «дизайнер», «маркетолог», «бренд-менеджер», «имиджмейкер», «мерчендайзер», «риэлтор» и др.(Слайд.)

- Слово «профессия» происходит от двух латинских слов: «professio» - официально указанное занятие, специальность и «profiteоr» - объявляю своим делом.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Должность – служебная обязанность, служебное место.Например: профессия-учитель, специальность-учитель математики, учитель начальных классов и др.

Квалификация–уровень профессионального мастерства.(Слайд.)

- Ребята, как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски её выполняющего? (Слайд – профессионал.)

- А какими качествами должен обладать профессионал?(Высокая работоспособность, исполнительность, ответственность, организованность, дисциплинированность.)

- А как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг увеличат выпуск продукции, а все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а  значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

- Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.  Профессия, специальность, квалификация – это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени какие-то профессии становятся очень нужными, престижными, а какие-то уходят в прошлое.

Задание №1. «Азбука профессий»

- Я предлагаю составить вам списки профессий: 1 - «профессии, которые всегда нужны» (врач, учитель, повар, животновод, бухгалтер…), 2  – «самые отважные профессии» (каскадёр, пожарный, космонавт, шахтёр, лётчик-испытатель…), 3 – «самые модные специальности» (президент, журналист, телеведущий, топ-модель, юрист…), 4 – «самые забытые профессии» (ямщик, трубочист, конюх, камердинер, бондарь…).(Слайды.)

- Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём, на свои возможности и способности.

Жизнь идёт вперёд. Уже космические корабли становятся пассажирскими, и скоро люди на прогулку будут летать в космос. А компьютеры, сотовые телефоны уже стали предметами нашего быта. В любом случае, несмотря на технический прогресс, ваш труд сейчас – учёба. Но вопрос о выборе будущей специальности должен стать одним из главных для вас на пороге окончания школы. И учёбу в школе вскоре заменит другой труд – профессиональный.

- Как же ориентироваться в многообразном мире профессий?

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

- Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.

Наряду с профессиями врача, строителя, учителя и др., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и края. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремлённости и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы правильного осознанного выбора профессии можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».(Слайд-схема).

«Хочу» - интересы и склонности.

Интерес – стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности – стремление заниматься какой-либо определённой деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

«Могу» - способности, состояние здоровья.

Способности – индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, лёгкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

«Надо» - потребности общества в кадрах.

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.

- Сочетание этих трёх важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Общая структура профессионального образования.

Профессию можно получить вразличного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете. Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование(НПО)– представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование (СПО) позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращённым ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами.

Задание №2. «Все работы хороши».

- Перед вами люди разных специальностей (слайды). Определите, каких именно?

Задание №3. «Кем я хочу быть».

- А вот о каких специальностях мечтаете вы! Улыбнёмся и немного пофантазируем! (Слайды-фотошоп.Лица ребят наложены на картинки разных специалистов – по итогам опроса, анкет).

  5.  Итог занятия.

- Что такое профессия? (род трудовой деятельности…)

- Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (образование)

- На что мы надеемся, получая ту или иную профессию? (профессия будет приносить радость, материально нас обеспечивать)

- Что ещё нужно учитывать, выбирая профессию? (чтобы совпадали интересы, склонности, способности, желания и возможности)

- Что такое специальность и должность?

- С какими мыслями вы уходите с классного часа? Как вы считаете, нужно ли проводить такую работу по профориентации среди школьников? А с какого возраста лучше начинать?

И жизнь игра, и все мы в ней актёры.

У каждого своя есть роль:

Герой, преступник иль святой –

Решаем сами мы порой,

Кем быть, кем стать,

Судьбу вершить,

Или просто по теченью плыть,

Вести или ведомым быть.

Но каждый может изменить

Историю своей судьбы,

Осуществить свои мечты,

И выбрать верный путь.

Ты тоже будешь выбирать…

Ведь дело каждого решать,

Кем дальше в жизни ему стать!

- Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» (К.Д. Ушинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Выбор профессии-выбор будущего

Знакомство учащихся с технологией выбора профессии...

Выбор профессии - выбор будущего.

Воспитательное занятие для 9 класса....

Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"

Представлены материалы для выпускников и родителей...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...

Занятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» 7–8 класс

расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентацион...