Сценарий "Народы Поволжья"
классный час (7 класс) на тему

Шафранова Ольга Алексеевна

Сценарий для проведения праздника "Народы России" - "Народы Поволжья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_narody_plvolzhya.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

                               МБОУ Федосеевская СОШ

Фестиваль творчества народов России.

                  Народы Поволжья.

Подготовила  Шафранова Ольга Алексеевна, учитель математики, классный руководитель 7класса

Цели:

  • Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, проживающих на территории России, уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к окружающему миру.
  • Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов России.

Оборудование: презентация, фонограмма с записью музыки калмыцкого  и татарского народов, национальные костюмы народов Калмыкии и Татарстана, выставка проектов «Народы Поволжья», атрибуты для показа сказки, национальные блюда калмыков и татар, вееры с числами 1, 2, 3, “пазлы”для сердца.

                                             

                                         ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит этническая музыка народов Калмыкии «Жемчужина в цветке лотоса»           (Приложение  «Музыка»)

Презентация. Слайд 1-2

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы являемся участниками фестиваля народов Поволжья. Учащиеся 5 класса на празднике представят  республики, расположенные на территории Поволжья.  Поприветствуем учащихся.  (На сцене появляются учащиеся 5 класса в национальных костюмах).  

Презентация. Слайд 3

– У каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Сейчас участники фестиваля будут приветствовать нас на языке народов Поволжья.

1 уч – «Исенмесез!»  - Татарстан
2 уч – «Хаумыхыгыз!» - Башкортостан.
3 уч – «Здравствуйте!» - Россия.
4 уч – «Авана!» -  Чувашия.
5 уч– «Поро кече!» - Марий Эл.

1 ученик: 

На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!

2 ученик: 

Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

Ведущий: В этом году в нашей школе прошли дни культуры народов России. На уроках, классных часах вы знакомились с традициями, историей, культурой, бытом народов, проживающих на территории России. Изучали игры, читали сказки этих народов. Все свои знания мы оформили в проектах «Народы Поволжья». Они представлены на стендах.

Презентация. Слайд 4-9

(Приглашаются  девушки – учащиеся в национальных костюмах.)

На фестиваль к нам пришли ученицы в праздничной национальной одежде. Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.

– Хотите побольше узнать о народах, проживающих на Поволжье?

(Выступление 1 ученик)

Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…

1 ученик: Башкирский костюм очень богат декоративной отделкой. Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.
2 ученик: Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Они оберегали девушку от злых духов.
3 ученик: Украшения у женщин: серьги,браслеты, перстни – изготовлялись из серебра,кораллов, бисера и монет. Чем больше украшений, тем богаче девушка!
4 ученик: Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Высокая шапочка с широкой лентой. Расшивалась бисером и серебром.
5 ученик: У древних башкир существовало поверье, как спастись от нечистой силы. Если за девушкой гналась нечистая сила, то она должна была бросить какую-либо дорогую часть из своей одежды и помолиться. Тогда погоня прекращалась.

Ведущий: Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки.

Города Поволжья : Элиста, Волгоград, Казань, Саратов, Пенза, Самара, Ульяновск, Астрахань

Презентация. Слайд 10

Ведущий: У марийского народа 3священных дерева: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу».

На сегодняшнем празднике мы поближе познакомимся с народом, проживающем в Татарстане и Калмыкии.

Презентация. Слайд 11-37: Татарстан. Казань-столица Татарстана

КАЗАНЬ, столица Республики Татарстан, расположен на левом берегу р. Волга, при впадении в нее реки Казанка, в 797 км к востоку от Москвы. Население 1 143 500 чел—  по предварительным итогам переписи 2010 года. . Основан в 1177. Город с 1708.

Демонстрация слайдов и комментарии к ним. Звучит красивая татарская музыка.(Приложение)

Презентация. Слайд 38-56: Калмыкия. Элиста-столица Калмыкии.

Демонстрация слайдов и комментарии к ним. Звучит этническая калмыцкая музыка(Приложение)

 Элиста - степная жемчужина и буддийский центр

Элиста – это не только столица Калмыкии, но крупнейший центр сосредоточения буддистов со всей России. Город находится посреди калмыцких степей. Свое название столица Калмыкии получила от песчаного склона балки Элиста-Сала: «элст» дословно переводится как «песчаный».

Достопримечательности Элисты

В последнее время Элиста стремительно набирает популярность среди туристов, немалую роль в этом играют и достопримечательности Элисты. Путешественники, прибывающие в город на один день, навряд ли успеют осмотреть все интересные места, а вот за 2-3 дня можно неспешно обойти весь город. Город богат на сооружения религиозного характера: так один за другим в 1990-2000 годах появились первый храм Элисты – Сякюсн-сюме, затем храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Ступа Просветления, пагода Семи дней и другие буддийские места. А в 1998 году, в рамках проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады, в Элисте был построен Город Шахмат – Сити-Чесс, являющийся местом проведения шахматных соревнований и симпозиумов, деловых и культурных встреч.

Ведущий: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.
– В дни фестиваля мы прочитали много различных сказок.

Дети рассказывают стихи:

1 ученик: 

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

2 ученик: 

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

3 ученик: 

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Вопросы к сказкам.

– А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.

– Внимание на экран, возьмите вееры, правильный ответ показывайте числом 1, 2, 3.

К кому обращалась мама со словами: «Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице,купим платочек»?

1. К бабушке.
2.
К дочке.
3. К подружке.

Кто говорил слова: «Сказку расскажи, песенку спой да попляши, тогда и огня дам!»

1. Мальчик-богатырь.
2. Юркаби.
3.
Старичок с кулачок.

Как звали девочку, которая пела песню:

«Стало в лесу светло,
В небе луна взошла.
Выну из печки беляши,
В гости домой пойду!»

1. Гульчечек.
2. Ленивая девочка.
3. Убыр.

– Как переводиться слово убыр? (Ведьма).

Кто помог спастись мальчику-богатырю:

1. Гуси-лебеди.
2.
Гусь-птица.
3. Скворец.

– Кому помогали гуси-лебеди? (Бабе-Яге).

– А скворец? (Гульчечек, отнёс волосок домой и брат её спас).

– Какими словами закончилась башкирская сказка «Ленивая девочка»?

1. «Сказка – туда, я – сюда»
2. «
Если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле»
3. «Сказка на том берегу – я на этом»

– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказки. Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)

1 ученик:

В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик-Богатырь, Юркаби ухмах…
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

Ведущий. Фольклор

В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.

Уже несколько лет с успехом проводится праздник «Джангариада» (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.

Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос «Джангр», по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи – мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.

Йорял — один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких, как: рождение ребенка, вручение подарков и др.

Ведущий: Учащиеся 5 класса покажут инсценировку калмыцкой  народной  сказки : «Неприсуждённая награда»

      Приложение. Сказка. Слайд 57

                                   Неприсужденная награда

Много лет тому назад жила вдова-старуха. Было у нее четверо детей: три сына и дочь. Сыновья хороши собой, дочь еще лучше. Красавицы такой за тысячу верст кругом не сыскать. Кто хоть раз девушку эту увидел – всю жизнь красоту ее помнил.

Крепко любили ее и мать и братья, дорожили ею больше жизни своей, берегли ее как зеницу ока.

Братья-охотники, сильные и смелые, зоркие и быстрые, никогда не возвращались домой без обильной добычи.

Собрались однажды братья-молодцы в дальнюю охоту. Решили мяса запас сделать, разного зверья набить, матери и сестре мех на зиму раздобыть. Поели айрик, взяли с собой баранью ляжку, попрощались с матерью и сестрой, пошли.

Остались мать с дочерью.

К вечеру вышла мать из кибитки. Пока старуха занималась хозяйством, влетел в орко страшный мангус и унес красавицу.

Вошла мать, а кибитка пуста. Нет дочери. Искала-искала – не нашла.

Догадалась мать, что случилось. Пала на землю, плачет. Долго тянулась ночь.

Глаз не сомкнула старуха, слезами горькими изошла.

Утром вернулись братья с охоты, довольные, веселые. Встретила мать сыновей у входа в кибитку. Как сказать о несчастье? Старуха поздоровалась с ними, говорит:

- Сыновья мои любимые! Как и отец ваш, вы храбры, сильны и ловки, в доброте и в честности ему не уступите! Только и хороших людей несчастье постигнуть может. Хочется знать вашей матери, на что из вас каждый способен, если придется родному человеку помочь!

Сказал старший сын:

- На всем свете нет такой вещи, какую я отыскать бы не смог. Иголку в степи и ту увижу, головку булавочную на дне моря сыщу, за каменной стеной в сундуке, на семью семь замков запертом, булавочный кончик острый найду.

- А я одним выстрелом на любой высоте любую птицу убить могу, в дождевую каплю под облаком попаду, одной стрелой на ходу десять зайцев прикончу,- сказал матери средний сын.

Не отстал от братьев и младший сын.

- Я,- говорит,- своими руками все поймать, удержать могу. Камень с горы поймаю, скалу на лету схвачу. Если бы с неба огромная и тяжелая гора свалилась, и ту бы целой поймал – комочка земли не отпало бы.

Обняла мать сыновей по очереди и призналась им в несчастье.

- Нет больше дочери у меня, сестры – у вас. Горе нам, сыновья мои!

Ищите скорее сестру вашу любимую, простите меня, старую, что недоглядела за дочерью своей единственной.

Попадали у братьев из рук наземь оружие и добыча охотничья. Нет сестры…

Первым сказал старший брат:

- Ну, нечего делать! Времени попусту терять не зачем. Попрощаемся с матерью и пойдем по белу свету – сестру разыскивать. Пока не найдем, не бывать нам дома. Только бы найти нам мангуса, пока не съел он нашу сестру.

Ушли. Дня не прошло, как разыскал старший брат облако, в котором спрятался мангус.

Нацелился средний брат, натянул тетиву, так что концы лука вместе сошлись, пустил ввысь стрелу поющую. Прямо в сердце мангуса вонзилась, насмерть поразила злое чудовище. Выпустил мангус девушку. Камнем белым сестра вниз рухнула. До земли три четверти шага осталось – подхватил сестру младший брат, невредимой наземь поставил.

Слух о том, как братья свою сестру из ужасной беды выручили, от самого мангуса спасли, по всей земле прошел.

Собрались старики келмерчи из хотонов разных – решили присудить награду тому брату, кто ее больше всех заслужил.

- Среднего наградить – он дракона убил,- говорит один.

- Что же, что убил! Если бы старший брат дракона не нашел, так и стрелять среднему брату было б не в кого,- твердят иные.

- Младший брат больше заслужил,- настаивают третьи,- если бы не он, разбилась бы девушка, не помогли бы ни старший, ни средний братья.

- Младшему-то и ловить не пришлось бы, если бы не старший и средний братья: девушку мангус давно бы уже сожрал, а он всю жизнь искал бы сестру, пока не умер,- возражают некоторые.

Так и спорят келмерчи до сегодняшнего дня – все никак решить не могут, кому из братьев награду дать следует.

А ты как думаешь? Сказки слушать всякий умеет. Ты вот помоги решить, кому же из братьев награду нужно дать.

Всем трем? Нельзя. Не по правилу. Келмерчи будут против. Одному из

трех? Так кому же?

Ведущий. (обращение к залу) Так кому же отдать награду. Помогите. (дети высказывают своё мнение)  

(1. А й р и к – простокваша. 2 Орко – дымовое отверстие в кибитке. 3 Мангус – сказочное чудовище, пожирающее людей.)

                                                             Игра “Сердце доброты”

Ведущий: И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

(Дети складывают “пазлы”, получается большое сердце.)

Ведущий: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Ведущий  Загадки:

1 загадка:

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

2 загадка:

Меня бьют, колотят, режут, ворочаю
А я всё терплю и всем добром плачу.
(Земля.)

3 загадка:

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.
(Дерево.)

– Послушайте, как звучат отгадки на татарском, марийском, чувашском языках.

Солнце: 
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,

Земля:
«мыланде» – марийский,
«сер» – чувашский,
«жир» – татарский.

Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.

Ведущий:

Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.

Какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого сельского труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в народную игру «Где платок?»

 «Делу время – потехе час»

(Ребята 5 класса проводят игру со всеми участниками фестиваля)

Кукушки в лесу распевали частушки.
Ку-ку мы кукуем, ку-ку мы кукушки.
Носатые галки выводят считалки.
Я – галка, ты – галка, мы – галки, вы – галки.
И только чернушки, и только белянки
В лесу на полянке играют в молчанку.

Вопрос. Как называется игра «Где платок?» на татарском языке?

Ответ: «Кайда яулык?»

Ведущий: У каждого народа принято приглашать гостя за богатый стол. Сегодня мы хотим угостить участников фестиваля татарскими и калмыцкими национальными блюдами.

Ведущий: Как радушные хозяева мы  вас угощаем  татарским национальным блюдом чакчак и калмыцкими  национальными борцоками с калмыцким чаем. Приятного аппетита!

Приложение, 51-56 слайд:Угощение – чакчак, борцоки, калмыцкий чай.

 (Под народную калмыцкую  музыку    разносятся угощения участникам и гостям фестиваля.)(Приложение «Музыка»

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш фестиваль. Всё ли мы узнали друг о друге?... Но самое главное мы поняли все…

Приложение, Слайд 58

  • Пусть мы такие разные –
  • У нас одна семья.
  • И дружба народов
  • Не просто слова,
  • Дружба народов
  •  На все времена.
  • Пусть на нашей планете
  • Исчезнет вражда,
  • Пусть мирные звезды над небом горят
  • И дружба не знает границ и преград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Поволжье" география 9 класса

Эта перзентация облегчит подготовку к уроку географии 9 класса по теме:  "Поволжье"...

презентация к уроку "Поволжье" география 9 класса

Эта перзентация облегчит подготовку к уроку географии 9 класса по теме:  "Поволжье"...

Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"

Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья"  Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у ...

Топонимика Поволжья

Мир топонимов Саратовской области и легенды, которые с ними связаны. Авторская работа....

«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока

На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели:  формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...

обучающий урок по теме "Поволжье" в 9 классе

урок "Поволжье" носит обучающий характер.район рассматриваютя по плану со всех точек зрения, начиная с истории формирования. Акцент делается на з=хозяйственном значении района как с/х района страны, р...

Задания для проверки знаний учащихся 9 класса по темам «Поволжье», «Северный Кавказ», «Урал».

Данные задания можно использовать на уроке при проверке домашнего задания. Время выполнения работы 10  минут. Каждый ответ оценивается в 1 балл.  Оценка "5" - 10 баллов, "4" - 9 баллов, "3" ...