« Наша слава – Российская держава» (спортивно-патриотические мероприятия)
методическая разработка по теме

Мутагарова Люция Рифовна

 

Данная работа представляется в номинации: Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-годовщине Победы в Великой  Отечественной войне.

       Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть  еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения  являются актуальной. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. А у нас критически низкий  уровень патриотизма в стране, такого патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, истории, языку, культуре.  Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и естественное чувство, как любовь к своей матери, к  ближнему. Воспитание этого чувства начинается,  прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Работа по патриотическому воспитанию в гимназии идет по нескольким направлениям:

·                   воспитание на боевых традициях;

·                    волонтерская деятельность;

·                   празднование памятных дат, проведение выставок, викторин;

·                   и  вовлечение учащихся в проведение,  и участие в  спортивно-патриотических мероприятиях.

Автор работы считает, что только путем организованной системы внеклассной воспитательной работы можно способствовать реализации задачи патриотического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_patriotov_rossii.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических материалов по патриотическому воспитанию « Растим патриотов России»

Номинация: Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-годовщине Победы в Великой  Отечественной войне.

« Наша слава – Российская держава»

                         (спортивно-патриотические мероприятия)

                                                   Автор: Мутагарова Люция Рифовна,

                                            учитель физической культуры,

                                             МАОУ «Гимназия №33»,

                                                  г. Пермь, ул. Островского 68,  

                                                 тел.262 85 11,  8912 980 54 4

                                   

Пермь-2010

                                  Пояснительная записка

Данная работа представляется в номинации: Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-годовщине Победы в Великой  Отечественной войне.

       Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть  еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения  являются актуальной. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. А у нас критически низкий  уровень патриотизма в стране, такого патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, истории, языку, культуре.  Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и естественное чувство, как любовь к своей матери, к  ближнему. Воспитание этого чувства начинается,  прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Работа по патриотическому воспитанию в гимназии идет по нескольким направлениям:

  1. воспитание на боевых традициях;
  2.  волонтерская деятельность;
  3. празднование памятных дат, проведение выставок, викторин;
  4. и  вовлечение учащихся в проведение,  и участие в  спортивно-патриотических мероприятиях.

Автор работы считает, что только путем организованной системы внеклассной воспитательной работы можно способствовать реализации задачи патриотического воспитания.  

Работа в данном направлении ведется через:

  1. организацию  мероприятий  спортивно-прикладного характера;
  2. ежегодное участие в массовых соревнованиях: «Кросс Нации», «Лыжня России», «Российский азимут»;(приложение №7)
  3. участие в спортивно-патриотической игре «Зарница» в рамках проекта «Тетрадка дружбы», в  «Большой Георгиевской игре», в интерактивной краеведческой игре «Город открытий», «Спортивная семья»,(прил№8) ;
  4. комплекс  спортивно-патриотических мероприятий: «Наша слава  - Российская  держава», которые проходят в три этапа:

Сентябрь -   «Школа выживания», февраль - «Смотр строя и песни»,  апрель – май-  «Школа безопасности».

Данное направление и хотелось раскрыть автору, по мнению которой, в комплексе проявляются все стороны патриотического воспитания в этих соревнованиях. Во-первых: природа. Мы живем в условиях сурового Западного Урала и стараемся показать красоту, мощь нашего края, выбирая местом проведения соревнований излюбленные наши леса с могучими соснами, елями. Никакие погодные условия не могут помешать ребятам получать массу положительных эмоций от общения с родной природой. Во-вторых: Прикамье – многонациональный край и в гимназии учатся дети разных национальностей. Где, как не на турслетах, в выездных лагерях, можно способствовать формированию чувства коллективизма, чувства семьи школьной?  Вот здесь мы и растим патриотов класса, школы: все задания составлены так, что учащиеся должны быть именно коллективом, действовать вместе, чувствовать друг - друга, помогать и поддерживать во время прохождения всей дистанции, т.к. зачет идет по последнему участнику. Песню спеть, бутерброд придумать, боевой листок выпустить – опять всем вместе. А создание герба, флага, гимна своей команды?  – это как раз то, что объединяет людей, живущих в одном маленьком государстве.  А подготовка к данным мероприятиям? Это же особая страничка  в воспитательном процессе! Научиться туристическим азам, оказанию первой медицинской помощи, изучить историю города и края, участвовать в составлении положения соревнований, организации и проведения мероприятий. А маршировать в ногу, да еще и с песней и при этом быть терпимыми к ошибкам других? Это самые массовые события гимназии, где участие принимают буквально все ученики с 5-11классы, даже освобожденные - в качестве судей, актеров, поваров, художников, историков и т.д.

         Цель: развитие гармонично развитой,с присущими ей  патриотическими чувствами, личности;

Задачи: способствовать: пропаганде спорта и здорового образа жизни среди учащихся; формированию нравственных идеалов среди подрастающего поколения; созданию условий для неформального развивающего общения подростков, проявлению социальной компетенции; созданию условий для выявления лидеров гимназии и проявления успешности ребенка.

  1. Практическая значимость данных событий велика. Опыт проведения “Школа выживания” , “Школа безопасности», «Смотра строя и песни» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания  обучающихся.  Они  оказывают:
  2. положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины;
  3. реально помогают управлять процессом спортивной и патриотической подготовки учащихся;
  4. способствуют проявлению социальной компетенции, готовности к саморазвитию, толерантному поведению гармонично развитой личности.

Воспитать человека любящим свою землю, быть готовым к защите Родины –нелегкая задача. Но она, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.

.

                         Содержательная часть

Положение

о соревнованиях учащихся «Школа безопасности»

Цели и задачи:

Соревнования проводятся с целью формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к ЗОЖ, совершенствования  морально-психологического состояния и физического развития учащихся.

Место проведения:

Соревнования проводятся в лагере «Заря»  в соответствии с городскими соревнованиями «Школа безопасности».

Руководство подготовкой и проведением осуществляет оргкомитет, состоящий из администрации гимназии, учителей физической культуры и ОБЖ, представителей общественной безопасности администрации города и муниципального учреждения «Пермское городское управление гражданской защиты», МЧС, ДЮЦ им.Соломина.

Ответственность за соблюдением мер безопасности участниками возлагается на классных руководителей.

Участники соревнований:

Все участники слета (11-17 лет) делятся на три возрастные группы –

Гр. А-10-11кл.

Гр.Б– 8-9кл.

Гр –С – 5-7кл.

Состав команд по 16 человек (8 девушек + 8 юношей)

Все участники соревнований должны пройти курс ориентирования на местности, обладать навыками туристической подготовки, оказания первой медицинской помощи.

Программа соревнований:

1й день:

16.00 – заезд(организованный по сопровождением автобусов машинами милиции);

17.10 – конкурсная программа для группы С (краеведческая, игровая викторина);

20.00 – ужин;

21.00 – костер, конкурс военной инсценированной песни, подведение итогов дня;

23.00 – дискотека.

2 день:

8.30 – подъем, зарядка, утренний туалет;

9.00 – завтрак;

10.00-12.30 – старт спортивной эстафеты «Пожарная безопасность»,экзамена «Теоретические основы пожарной безопасности» (проводят сотрудники пожарной безопасности и МЧС);

12.30-14.00 – организационные мероприятия, подготовка к полосе препятствий ;

14.00 – обед;

14.30 – старт спортивной полосы «Школа безопасности» (приложение №4);

16.30 – построение, подведение итогов, награждение;

17.00 – отъезд участников.

Определение победителей

Победители определяются по  наименьшей сумме мест во всех видах соревнований.  Команды , занявшие 1-3 места в каждой возрастной группе, награждаются дипломами и ценными призами, остальные команды- сладким призом.

Финансирование

Расходы, связанные с организацией, проведением, проживанием осуществляются за счет сметы расходов Гимназии на проведение данного мероприятия.

Предварительная работа:

  1. Создать организационный комитет(администрация, учителя, члены совета физической культуры, родители);
  2. Составить положение, раздать классным коллективам, установить сотрудничество с межведомственными организациями;
  3. С каждым классным коллективом пройти курс основ безопасности (учитель ОБЖ)
  4. курс ориентирования на местности(учитель географии),
  5. практические занятия по оказанию первой медицинской помощи(медсестра);
  6. Лекции и практические занятия вязания узлов, прохождения полосы препятствий (сотрудник доп. образования- турист или учитель физической культуры);
  7. курс пожарной безопасности - теория и практика(пожарники или сотрудник МЧС);
  8. заказать автобусы и милицейское сопровождение;
  9. приобрести инвентарь,  грамоты, призы для награждения, канц. товары;
  10. провести учебу судей-организаторов.

Положение

о проведение спортивно-туристского праздника «Школа выживания»

  1. Цели и задачи
  1. популяризация и пропаганда здорового образа жизни;
  2. укрепление физического здоровья;
  3.   содействие сплочению  коллектива обучающихся.

  1. Место и время проведения

Соревнования проводятся на л/базе «Динамо» 22 декабря в 13.00.

  1. Участники

Все участники соревнований являются обучающимися в объединениях «ДЮЦ им. В.Соломина».

Возраст – 11 – 17 лет.

Группа А – 9, 10, 11 классы.

Группа Б – 7, 8 классы.

Группа С – 5, 6 классы.

Состав команды  –не ограничен, но на каждом этапе задание выполняют 14 человек.

  1. Программа:

До 13.00  – заезд, размещение участников.

13.10 – построение, открытие соревнований.

13.15 –  одновременный старт команд, конкурсная программа, по возрастным группам, «Последний герой»

16.30 – закрытие соревнований, награждение.

Примерные этапы полосы препятствий:

  1. «Гусеница» - прохождение между препятствиями;
  2. «Теремок» - в ограниченном пространстве преодолеть расстояние;
  3. «Веревочка» - преодоление параллельных перил;
  4. «Тройка» - транспортировка пострадавшего;
  1. «Шкуродер» - проползти, не задевая веревок;
  2. «Марьина коса» - заплести косу (из веревок);
  3. «Зайчики» - прохождение расстояния прыжками;
  4. «Меткий стрелок»- стрельба по мишени из винтовок для пейнтбола;
  5.  Медицина;
  6. Бабочка;
  7. определение азимута4

Этапы могут изменяться.

«Последний герой»- программа на выживание в определенных условиях, где нужна сплоченность, логическое мышление, ответственность и т.д. Участвует весь класс.

Поляна заданий:

  1. Творческий (литературный) конкурс (5-7 человек);
  2. Краеведческая викторина , посвященная 65 годовщине победы (5 человек);
  3. Конкурс туристической песни – команда под выбранный аккомпанемент(гитара, ложки, гармонь ит.д.) представляют туристическую, военную песню. Оценивается массовость, выбор песни, качество исполнения, оригинальность.
  4. Конкурс боевых листков - каждая команда выпускает боевой листок, компьютерные заготовки не разрешаются. Используются краски, фломастеры, природные материалы.
  5. Конкурс бутербродов – оценивается качество, оригинальность, съедобность и творческая защита бутерброда.

Определение победителей:

  1. Победитель на дистанции полосы препятствий и конкурсной программы определяется по большему количеству баллов, заработанных командой. Общий результат определяется по сумме мест в полосе препятствий и в конкурсной программе. При одинаковой сумме мест предпочтение отдается команде, занявшей лучшее место в полосе препятствий.

Финансирование

Расходы, связанные с организацией и проведением соревнований, оплата командных призов, осуществляется администрацией гимназии с  привлечением спонсорских средств.

Предварительная работа:

  1. Создать организационный комитет(администрация, учителя, члены совета физической культуры, родители);
  2. Составить положение, раздать классным коллективам, установить сотрудничество с ДЮЦ  им.Соломина, с домом творчества ;
  3. С каждым классным коллективом на уроках физкультуры пройти курс основ безопасного  поведения в лесу, в походах;
  4. курс ориентирования на местности(учитель географии),
  5. практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, ядовитые и полезные грибы и ягоды(медсестра);
  6. прохождение полосы препятствий (сотрудник доп. образования- турист или учитель физической культуры);
  7. курс пожарной безопасности - теория и практика (ответственные за пожарную безопасность)
  8. продумать с родителями маршрут до поляны назначения
  9. приобрести инвентарь,  грамоты, призы для награждения, канц. товары;

провести учебу судей-организаторов

Положение

о проведении смотра строя и песни «Наша слава – Российская держава»

Цель: воспитание у школьников патриотизма, чувства коллективизма и ответственности, повышение уровня военно-спортивной подготовки у подростков.

Место проведения: спортивный зал Гимназии №33.

Время проведения:25 февраля-5-11 кл.,

26 февраля-1-4 кл..

Участники: учащиеся 1-11 классов.

Состав команды: весь класс, кроме временно освобожденных – участники смотра строя и песни (включая капитана команды).

Требование к командам: наличие эмблемы, единой формы, выполнение всех требований командира в соответствии с положением.

Смотр строя и песни. Команда в полном составе выстраивается в две шеренги. Капитан команды докладывает о готовности к смотру, а затем подает команды для перестроения. Жюри оценивает: сдачу рапорта, дисциплину строя, внешний вид участников, соблюдение ранжира, форму и эмблемы команд, перестроение из одной шеренги в две и обратно, размыкание и смыкание строя, повороты на месте, повороты в движении, движение строевым шагом, исполнение песни в движении( репертуар песен должен отражать мощь России, любовь к Родине, к родному краю, к армии, дружбу народов). Члены жюри оценивают действия команд по десятибалльной системе. Оценки суммируются и делятся на количество судей.  (приложение №2). Лучшей является команда, набравшая наибольшее количество очков. За каждого отсутствующего без уважительной причины члена команды из общей суммы очков, полученных командой, вычитается 0,5 очка. Все команды на построение и перестроение подаются в соответствии со строевым Уставом ВС РФ. (приложение№1)

Подведение итогов: классы-победители вычисляются путём суммирования баллов, за выполнения команд, перестроений, исполнения песни, действия капитана, проявление чувства гордости и патриотизма при выполнении заданий.

 Судейство: судейство осуществляется компетентным жюри из преподавателей физкультуры ,ОБЖ , директора школы, приглашенных гостей –ветеранов, членов совета физкультуры и военнослужащих.

Награждение: победители награждаются грамотами, дипломами и памятными подарками. Жюри оставляет за собой право вводить дополнительные номинации.

Программа смотра строя и песни

1.Команда в полном составе строится в 1 шеренгу по команде «Отряд, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ». По этой команде команда выстраивается влево от командира, идут свободным шагом.

2.Командир последовательно подает команды «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО». По команде «Смирно» участники смотра принимают строевую стойку(приложение №1) и не шевелятся.

 3. командир строевым шагом подходит к командующему и сдает рапорт: Отряд … класса в составе … человек к проведению смотра строя и песни готов. Рапорт сдавал командир отряда … .

 (после приветствия командующего, класс здоровается «Здравия желаю товарищ …»)

Командующий поздравляет с праздником, желает успеха и т.д., после чего учащиеся отрывисто кричат - √ Ура-Ура-Ура

4.Командующим смотром подаётся команда «ВОЛЬНО».

5.Командир возвращается к отряду, подаёт команду «ВОЛЬНО»,

6.Класс √ равняйсь √ смирно!

 -шаг вперед √ марш! Становись!

7.На 1-2 рассчитайсь!

Для перестроения из одной  шеренги в две предварительно производится расчет на ПЕРВЫЙ , ВТОРОЙ по команде «Отряд, на первый - второй – РАССЧИТАЙСЬ». Расчет начинается с правого фланга(приложение №1).

8.Отряд перестраивается из одной шеренги в две. Перестроение отряда на месте из одной шеренги в две производится по команде «Отряд, в две шеренги - СТАНОВИСЬ». По исполнительной команде вторые номера по первому счету делают с левой ноги шаг назад; по второму счету, не приставляя правой ноги, делают шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам; с третьим счетом приставляют левую ногу к правой.

9.Отряд перестраивается из двух шеренг в одну. Перестроение отряда на месте из двух шеренг в одну производится по команде «Отряд, в одну шеренгу СТАНОВИСЬ».

10.Для перестроения из одной шеренги в три предварительно производится расчет на ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ по команде «Отряд, на первый, второй , третий– РАССЧИТАЙСЬ». Расчет начинается с правого фланга.

1.Отряд перестраивается из одной шеренги в три. Перестроение отряда на месте из одной шеренги в три производится по команде «Отряд, в три шеренги СТАНОВИСЬ».

12.Выполняются повороты на месте по командам «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». »; Класс √ сомкнись! Капитан строевым шагом проходит вперед колонны.

13.Равняйсь! Смирно

! Прохождение строем происходит по командам: «Класс, за мной – марш»

Проходя мимо жюри капитан командует:

14.-И √ раз! (уч-ся руки прижимают к бедру, вторая и третья колонны поворачивают головы направо)

-И √ два! ( продолжают движения руками)

9-11классы дополнительно выполняют повороты в движении. Для того, чтобы сделать повороты в движении, подаются те же команды, что и при поворотах на месте: «Напра-ВО», «Налево-ВО». «Кру-гом  марш».

15.Песню запе √ вай!

На месте √ стой!

(Товарищ капитан! ….класс задание выполнил! )

Все три мероприятия неразрывно связаны между собой и являются одно продолжением другого. Учащиеся не только бездумно прыгают и бегают, а решают стратегические задачи, проходят испытания на ловкость, силу, логическое мышление; применяют на практике полученные теоретические знания, учатся беречь природу, помогать и уважать друг друга, независимо от национальной принадлежности; применяют знания по истории родного края. При подготовке к смотру строя и песни, учащиеся получают сведения о воинских званиях,  мальчики и юноши проходят первую ступень подготовки к службе в Армии. Встречи с ветеранами ВОВ, грудь, полная орденов и медалей, оставляют неизгладимые впечатления в сердцах ребят. Автор считает, что такие мероприятия обязательно должны проводиться в общеобразовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша слава - русская держава

в  этой презентации хотела раскрыть связь литературы,музыки и истории...

Наша слава - русская держава

в  этой презентации хотела раскрыть связь литературы,музыки и истории...

наша слава - русская держава

в презентации описывается связь истории и музыки...

Спортивно - патриотическая игра «Мы наследники ратной славы» с применением ИКТ

Спортивно- патриотическая  игра " Мы наследники ратной славы"  способствуют:- Привитие  устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, развитие двигательных навык...

"Санкт-Петербург-гордая белая птица, славы российской столица, нашего сердца частица!"

Презентация содержит фотографии, созданные детьми во время туристической поездки в город Санкт-Петербург. Они передают  восхищение от встречи с прекрасным....

Спортивно – патриотическое внеклассное мероприятие.

Сценарий на 23 февраля. Конкурс для мальчиков 1-9 классов «Российской армии солдат»...

Спортивно – патриотическое внеклассное мероприятие.

Спортивно – патриотическое внеклассное мероприятие....


 

Комментарии

Лисовская Ирина Эдуардовна

Здравствуйте, Люция Рифовна.Все Ваши мероприятия интересные, содержательные, увлекательные, с большим количеством участников. Успехов Вам! С уважением, Ирина Эдуардовна