Музыкально-литературная гостинная "Здравствуй,осень"!
методическая разработка по теме

Разработка внеклассного мероприятия "Здравствуй, осень!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyk.-liter._gostinnaya.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - литературная гостинная «Здравствуй осень»

для учащихся 2 класса по программе «Школа России»

Класс украшен детскими рисунками на тему « Волшебница - осень». Дети приносят с собой один самый красивый осенний лист для оформления букета. На боковой стене класса размещается большой лист бумаги, на котором нарисованы ветки в вазе, которые учащиеся оформят по ходу праздника. Подобраны музыкальные отрывки, вызывающие разное настроение; слайды с картинами осенней природы, приготовленные учащимися; репродукции картин великих художников на тему «Осень».

Ведущий: Ребята! Сегодня у нас с вами музыкально - литературная гостинная «Здравствуй осень». Предлагаю открыть ее песней «Осень» А. Красева.

Скажите, пожалуйста, какие приметы осени вы знаете и какое настроение они у вас вызывают? (Ответы детей).

Ведущий: Вы назвали разные приметы осени. Интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение. Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение. Оказывается и у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать? (да, в сказке или в стихах!) Сейчас мои помощники прочитают стихи, где листья говорят о том, что они думают и чувствуют. Автор этого стихотворения Федор Иванович Тютчев.         Послушайте и постарайтесь почувствовать настроение опадающих листьев. Выходят 4 ребенка – чтеца.

Ребенок 1: Пусть сосны и ели

                   Всю зиму торчат,

                   В снега и метели

                   Закутавшись, спят.

                   Их тощая зелень,

                   Как иглы ежа,

                   Хоть ввек не желтеет,

                   Но ввек не свежа.

2: Мы ж, легкое племя,

    Цветем и блестим

    И краткое время

    На сучьях гостим.

    Все красное лето

    Мы были в красе,

    Играми с лучами,

    Купались в росе!..

3: Но птички отпели,

    Цветы отцвели,

    Лучи побледнели,

    Зефиры ушли.

    Так что же нам даром

     Висеть и желтеть?

     Не лучше ль за ними

    И нам улететь!

4: О буйные ветры,

    Скорее, скорей!

    Скорей нас сорвите

    С докучных ветвей!

    Сорвите, умчите,

    Мы ждать не хотим,

    Летите, летите!

    Мы с вами летим!..

Ведущий: С каким настроением улетают листья в этом стихотворении? (Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливое настроение).

 А теперь послушайте стихотворение Апполона Николаевича Майкова. В нем тоже после слов рассказчика есть слова самих листьев. Послушайте и скажите, какое настроение у этих листьев? Читает ведущий:

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят.

Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Ведущий: Какое же настроение у этих листьев? (Настроение тревожное. Этим листьям страшно, они не хотят улетать.)

Вот видите, явление природы одно – листопад, а настроение у листьев разное. Послушайте музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня» и постарайтесь почувствовать ее настроение. Оказывается у осени различные «краски и звуки»…

На фоне фрагментов из цикла «Времена года» П.Чайковского, учащиеся читают следующие стихотворения:

А.С.  Пушкин. Осень (отрывок).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

С.Есенин.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

А.Твардовский. Лес осенью.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

Вопросы ведущего: В каком стихотворении настроение, похожее на то, что было в музыке? Какую осень изображают поэты в своих  произведениях?

Итак, каждый автор говорит о разных приметах осени, но вызывают они у нас, читателей, сходное настроение.

Как вы думаете, а картина может вызывать похожее настроение? (Демонстрация слайдов с работами учащихся и репродукциями картин великих художников на тему «Осень». Помощники ведущего сопровождают демонстрацию чтением отрывков.) Посмотрите:

1. Природа сосредоточена на себе самой. Кажется, она глубоко задумалась, вспоминая свое летнее великолепие.

Прозрачных облаков

Спокойное движенье,

Как дымкой солнечной

Перенимая свет,

То бледным золотом,

То мягкой синей тенью

Окрашивает даль.

Нам тихий свой привет

Шлет осень мирная.

Ни резких очертаний,

Ни ярких красок нет…

Природа вся полна последней теплоты.

2. А вот золотая осень. От нее тоже веет тишиной. Но есть в тишине что-то настораживающее.

Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной …

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется тихая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

         3. Так кончается осень красок и начинается осень ветров. Ветры пригнали столько туч, что дожди, кажется, закрыли всю землю. И мы начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью ветров.

Ведущий:

Какое настроение передает эта картина? (настроение грустное).

Подготовленные дети читают стихи:

Н.Некрасов. Перед дождем.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

А.Фет.

Вот и летние дни убавляются.

Где же лета лучи золотые?

Только серые брови сдвигаются,

Только зыблются кудри седые.

Нынче утром судьбиною горькою

Истомленный, вздохнул я немножко:

Рано-рано румяною зорькою

На мгновенье зарделось окошко.

Но опять это небо ненастное

Безотрадно нависло над нами, –

Знать, опять мое солнышко красное,

Залилось ты, вставая слезами.

А. Плещеев.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

В исполнении учащихся звучит «Осенняя песенка» Е. Мельниковой.

Ведущий: Что же сегодня мы узнали об осени?

У каждого человека – у поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя – своя осень: и по краскам, и по приметам, и по настроению.

Самые талантливые дети могут прочитать стихи собственного сочинения.

Ведущий: Многие  поэты, художники и композиторы воспевали красоту осени в своих произведениях. Давайте и мы с вами оформим настенный «осенний букет» в вазе. Вы можете прикрепить свои самые красивые листья на  веточки.

Под музыку А. Вивальди «Осень» дети подходят к стене и прикрепляют свои листья на  ветки.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....

Музыкально-литературная композиция "Песни Великого Подвига"

«Песни Великого Подвига» музыкально-литературная композиция Цель: формирование чувства патриотизма и памяти о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны через песенное творчество...