Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя
рабочая программа на тему

Болсунова Найля Назиповна

1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МОУ сош п. Сулея

 Программа                                     воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя».

Кл. руководитель: Болсунова Н.Н.

учитель высшей  категории

Пояснительная записка.

                Комплексная программа воспитания подростков в  

          классном   коллективе у меня возникла потому, что передо  

         мной постоянно вставали  следующие вопросы:

  1. Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплоченного коллектива, в котором каждый прежде всего гражданин своего Отечества – это человек, который может подставить плечо другу, поступиться чем- то своим ради общего, может творить  и отдавать, может (и главное - хочет!) созидать?!
  2. Каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность?
  3. Как осуществить единство умственного, нравственного и трудового воспитания, то есть реализовать комплексный подход?
  4. На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм деятельности?

В результате родилась идея создания этой воспитательной программы, которая оптимально включает единое творческое содружество и учащихся и родителей.

Программа состоит из разделов:

  1. «В здоровом теле - здоровый дух»;
  2. «Давайте жить дружно»;
  3. «Проблема семьи - проблема школы»;
  4. «Мое Отечество»;
  5. Всякое знание превращай в деяние».

.

Цель программы

  1. Создать условия для духовного и физического развития ребенка, для реализации творческого потенциала каждого учащегося.

Задачи программы:

  1. Повысить творческие способности личности в новых социально- экономических условиях;
  2. Оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием;
  3. Осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными учреждениями и другими общественными организациями;
  4. Развивать общую культуру у учащихся и родителей.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

        

Цель: Воспитание здорового образа жизни и высокого уровня  

                  физической культуры.

        

Формы работы:

        С классом:

        5 класс. Час общения «Могу ли я стать Шварценеггером?»

         Роль спорта в жизни человека. Какие виды спорта  

         существуют. Какие спортивные секции работают у нас в  

         школе. Ребята делятся знаниями о том или ином виде спорта.

6 класс. Час общения «Влияние курения на организм».  Почему люди курят, как влияет никотин на здоровье человека, особенно малолетнего курильщика. Как можно противостоять этой злостной привычке.

7 класс. Встреча и интересными людьми «Спортсменами поселения и школы.

8 класс.»Пагубная привычка – алкоголизм». История возникновения данного порока, как с этим боролись в древней Руси, к чему ведет чрезмерное употребление алкоголя, как нужно вести себя, если предлагают выпить, и что делать, если в семье пьют.

9 класс. «Наркомания – знак беды». Влияние наркотиков. Куда можно обратиться за квалифицированной помощью и как достойно можно отказаться от предлагаемых наркотиков в компании.

10 класс. «О половом воспитании». Раздельная встреча  специалиста (семейного доктора Шишкиной С.М.) по проблемам полового развития. Особенности пола. Половые отношения. Заболевания, передаваемые половым путем.

11 класс. «Здоровый образ жизни – здоровое потомство».

Почему у здоровых родителей рождаются больные дети. Влияние курения, алкоголя, наркотиков на здоровье будущих детей и о формировании и развитии ребенка.

Уровень родительского коллектива. (родительские собрания)

5 класс. «Влияние занятия спортом на развитие ребенка» Плюсы и минусы занятий спортом. Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы. Информация о существующих спортивных секциях в школе и районе..

6 класс. «Здоровый образ жизни». Что нужно делать родителям, если ребенок начал курить. Как предупредить первые попытки ребенка познакомиться с табаком. Влияние никотина на организм ребенка.

7 класс. «Жизнь ребенка и его спортивные успехи в школе». Беседа с учителем физкультуры. Знакомство с нормативами, с пробелами, возникающими на уроках физкультуры. Причины нежелания детей посещать уроки физкультуры. Знакомство со спортивными достижениями в школе.

8 класс. «Разговор на трудную тему». Наиболее частые причины употребления алкоголя детьми. Влияние личного примера родителей. Итоги разговора на эту тему с детьми, результаты тестирования. Что необходимо предпринять родителям в случае злоупотребления спиртными напитками. Беседа с семейным врачом Шишкиной С.М.

9 класс. «Наркотики и дети». Беседа  с семейным врачом Шишкиной С.М. по проблемам наркомании.

10 класс. «Эти маленькие дети – взрослые дети». Роль родителей в половом воспитании ребенка, о чем должны разговаривать с детьми, к каким специалистам следует обратиться в случае возникновения проблем.

11класс. «Наше будущее». Подготовка детей к взрослой и семейной жизни, влияние ранних пагубных привычек на будущее потомство, роль родителей.

2.»Давайте жить дружно».

Цель: Формирование правовой культуры учащихся.

Формы работы:

С классом:

5 класс. Беседа «Детские шалости». Рассказать учащимся, что их неправильное поведение в обществе, дурные наклонности: телефонные шалости, порча общественного имущества, оскорбление старших, игры со взрывоопасными материалами – ведут к нежелательному общению с правоохранительными органами.

6 класс. Ситуационный классный час «Всегда ли я прав?». Научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций, ведущих к дракам. Рассказать о последствиях, к которым могут привести драки. Как данные действия оценивают правоохранительные органы. В каком случае участие в драке рассматривается как самозащита.

7 класс. Беседа «Мое и чужое горе». Разговор о таких понятиях, как воровство, вымогательство, кража. Какая мера наказания может за этим следовать, какую роль может сыграть в дальнейшей судьбе данное правонарушение, какие проблемы могут возникнуть в семье

8 класс. Беседа « Помоги закону». Познакомить учащихся с понятиями: участник, соучастник, очевидец преступления. Как из очевидца можно стать соучастником. К чему может привести лжесвидетельство. Научить учащихся принимать правильное решение, если они стали очевидцами какого – либо преступления, научить их милосердию и простому сочувствию, не проходить мимо творящего зло, оказывать помощь правоохранительным органам.

9 класс. Беседа: «Человек и закон». Показать, что в любом обществе существуют законы. Нужно ли их соблюдать, для чего они нужны, какие органы следят за их соблюдением. Познакомить с простейшей структурой суда, прокуратуры. Куда можно обратиться и получить квалифицированную помощь.

10 класс. Беседа: «Наш уголовный кодекс». Познакомить учащихся со статьями уголовного кодекса, по которым несовершеннолетние несут ответственность. Знакомство с конкретными подборками из периодической печати, где рассказывается о нарушении законности несовершеннолетними, анализ ситуаций.

11 класс. Беседа: «Преступление против человечества». Какие статьи в уголовном кодексе соответствуют этому понятию. Какие правоохранительные органы занимаются этой категорией преступлений. Что такое промышленный шпионаж, угон самолетов, взятие заложников, совершение диверсий.

Уровень родительского коллектива (родительские собрания)

5 класс. «Детские шалости и закон». Какие проблемы возникают в семье при нарушении ребенком закона. Как в таких случаях нужно поступать родителям и какую помощь нужно оказывать собственному ребенку.

6 класс. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Разговор о физическом насилии над личностью, о том, что часто семья и внутренние отношения в ней становятся толчком грубого поведения ребенка.

7 класс.»Все начинается с простого». Познакомить родителей с последствиями, с которыми может столкнуться семья при совершении ребенком кражи. Как нужно строить свои взаимоотношения с ребенком и какие правила должны существовать в семье, чтобы ребенок не смог взять чужого.

8 класс. «Я очевидец». Разговор о честности и открытости человека. О том, как он должен поступать, когда на его глазах совершается преступление, и чему он должен научить своего ребенка.

9 класс. «Домашний адвокат». Как нужно вести себя родителям и что делать, если ребенок оказался задержанным правоохранительными органами.

10 класс. «Эти непростые отношения с законом». Знакомство с подборками из периодической печати, где рассказывается о нарушении законности несовершеннолетними, анализ ситуаций с позиции родителей.

11 класс. «Преступление против человечества». Как в семье воспитывать в ребенке гуманность. Как предупредить участие ребенка в экстремистских акциях.

3.»Проблема семьи – проблема школы»

Цель: Налаживание плодотворных связей между семьей и школой, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка.

Формы работы

С классом:

5 класс. Праздник мой дом родной». Дать детям почувствовать уют, теплоту, надежность их родного дома, его неповторимый, особенный уклад и мир, его удивительную душу, радость праздников в нем,»одушевленность» вещей.

6 класс. Классный час «Моя родословная». Создание истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям, воспоминаниям родных и близких, создание своего генеалогического древа.

Праздник « История в моем доме» Поиск детьми, родителями, бабушками и дедушками семейных реликвий – старинных вещей, изделий, фотографий. Рассказы об интересных событиях из жизни предков, которые передаются из поколения в поколение.

7 класс. Семейный клуб «Добрые традиции моего дома». Традиции, которые существуют в русской семье. Что такое родительское благословение, когда оно дается и для чего, обряды, которые долгие времена существовали в русской семье, роль отца и матери в семье, почитание детьми старших, быт и уклад семьи, сравнение с современной семьей – что осталось, что изменилось, нужно ли придерживаться традиций, бытующих в доме, и для чего.

8 класс. Дискуссионный классный час «Мои обязанности перед семьей». Разговор о тех простых обязанностях в семье, которые возложены на каждого члена семьи, из – за невыполнения которых возникают конфликты. Разыгрываются бытовые ситуации.

9 класс. «Круглый стол» «Поощрения и наказания в семье». Какие виды наказаний существуют, приемлемы ли они,  нужны ли,  за что бывают наказания. Поощрения в семье, виды поощрений в семье, нужны ли. Принимают участие и родители класса. (Обмен мнениями по этому поводу). Что родители испытывают, когда наказывают ребенка, всегда ли они бывают правы, как можно было бы поступить  иначе, как их воспитывали в детстве. Предлагается разыграть конфликтные ситуации.

10класс. Ролевая игра «Правила счастливого человека». Предлагается построить дом, состоящий из кирпичей – бытовых проблем: материальное благосостояние, жилье, работа, отношения с родителями. По выбору детей один из этих «кирпичей» более подробно анализируется.

11 класс. Классный час «Святыни человеческой души». Предлагается построить дом, но уже из кирпичей – духовных качеств, на которых строится семья: любовь, верность, забота, понимание, вера, и. т. д.

Учащиеся предлагают набор тех качеств, на которых, по их мнению, держится семья. О некоторых из них идет подробный разговор с приведением примеров из жизни, использованием песен, стихов, игр, тестов, рассказов  мнений родителей.

Уровень родительского коллектива. (родительские собрания)

5 класс. «Одна семья». Проблемы воспитания в многодетной семье, в семье с одним ребенком. Единство воспитательных усилий родителей.

6 класс. «Родословная семьи». Собрание проводится в виде подготовительного этапа к классному часу. Разговор пойдет о необходимости воспитания детей, помнящих и знающих свою родословную, свои корни, своих предков. Родителям рассказывается о необходимости оказания помощи ребенку в поисках семейного архива, в составлении генеалогического древа, в ведении документации семьи.

«История, реликвия в моем доме». Подготовительная работа к классному часу. Помочь ребенку составить интересный рассказ, связанный с какой-то вещью в доме, которая передается из поколения в поколение, или истории. Разговор о необходимости делать детям памятные подарки, которые передавались бы следующим поколениям.

7 класс. «Традиции моего дома» Разговор идет о тех традициях, которые существуют в доме и которые затем волей – неволей наследуют дети. Как избежать негативного примера. Какие традиции складывались в русской семье, о роли отца и матери в формировании жизненного уклада семьи.

8 класс. «Приглашение к разговору». Вскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношениях родителей с детьми. Разговор о том, как можно избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность.

9 класс. «Барьеры общения». Как вести себя родителям правильно и грамотно, если ребенок не слушается и ведет себя не подобающим образом. Как избежать физического наказания.

10 класс. «Не навреди…» Разговор идет о первой влюбленности детей и том, как в этой ситуации вести себя родителям, о необходимости доверия и понимания, о помощи своим детям в данных ситуациях, об умении построить хорошие отношения с другим ребенком.

11 класс. «Будущая семья моих детей». Разговор пойдет о том, что наступает пора, когда их дети создают собственную семью. Как нужно вести себя родителям, если это ранее замужество. Какую помощь нужно оказывать молодой семье, чтобы не навредить супружескому благополучию.

4. «Мое Отечество»

Цель: Воспитание чувства долга и ответственности перед    

          Отечеством.

Формы работы

С классом.

5 класс Классный час «Народные праздники».Разговор идет о таких народных праздниках, как: масленица, красная горка, троица, о том, как их праздновали раньше.

6 класс. Творческая мастерская «Народные промыслы». Рассказ  о народных промыслах, прославивших нашу страну во всем мире: дымковская игрушка, вологодские кружева, хохломская роспись, гжельский фарфор.                                  

 7 класс. Классный час «Ими гордится наша страна». Разговор идет о людях, прославивших нашу Родину как  в боевых сражениях, так и на творческом поприще: выдающиеся правители, ученые, поэты, художники.

8 класс. Игра – поиск «Что в имени моем». История возникновения имени, фамилии, что в себе они несли, истории названия городов, сел.

9 класс. Классный час «Музыкальная страничка в истории моей страны» Значение музыки, песен в жизни русского народа, что она давала народу; какой эпохе какая музыка свойственна.

10класс Классный час «Богатство родной страны». Разговор идет о природных ресурсах, которые являются нашим достоянием, о достижениях  науки и техники, о развитии экономики нашей страны.

11класс. Защита рефератов «История Отечества»

5. «Всякое знание превращай в деяние»

Цель: Формирование ценностного отношения к знаниям.

Формы работы

С классом:

5 класс.»Интеллектуальный тир»

6 класс. «Интеллектуальная игра» «Лошади и всадники»

7 класс. Интеллектуально - познавательный марафон.

8 класс. «Счастливый случай»

9-11 классы. «Умники и умницы»

Уровень родительского коллектива. (родительские собрания).

5 класс. «Как развивать способности ребенка». Почему надо развивать умственные способности. Что такое способности, как можно развивать способности.

6 класс. «Что такое ум и как его развивать». Мышление и ум. Деятельность – главное условие развития ума. Качества ума. Самовоспитание ума.

7 класс. «Дисциплина мышления» Связь мышления с поведением. Разум – регулятор желаний. Приемы дисциплинирования интеллекта.

8 класс. «Учебная нагрузка в старших классах». Увеличение нагрузки. Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль за учебной деятельностью в старших классах.

9 класс. «Помощь родителей в подготовке к экзаменам». Правила сдачи экзаменов. Рациональное распределение времени для подготовки. Роль родителей при подготовке и сдаче экзаменов.

10-11классы. «Подготовка к дальнейшему выбору учебной деятельности ребенка». Как помочь ребенку выбрать дальнейшее обучение, будущую профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Зачем классному руководителю помогать подростку в поисках смысла жизни и себя?

В данной статье ставится профессиональная проблема, связанная с духовно-нравственным образованием детей и приводится пример проектного мышления....

ПРОГРАММА воспитания и развития классного коллектива «Вступая в жизнь»

  В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на три года.  Главными  целями  программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудн...

воспитание толерантности в классном коллективе

материалы для педагогического семинара...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....

Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"

Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....