Рабочая программа творческого объединения "Некогда скучать" (школьники 1- 8 классов)
рабочая программа по технологии

С.Федорова

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к новым видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся и является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):

 Виды декоративно-прикладного искусства

1.    Поделки из фетра

2.    Поделки из фоамирана

3.    Свит-дизайн

4.    Украшения из эпоксидной смолы

 

Вид программы:

Модифицированная программа

 

Направленность программы: художественная

 

Адресат программы:

Программа рассчитана для учащихся 1-8 классов

 

Срок и объем освоения программы:

2 года,  432   педагогических часа, из них:

  • «Стартовый уровень» -  1 год,  216  педагогических часов;
  • «Базовый уровень» -   1 год,  216  педагогических часов;

Форма обучения: очная

 

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, разновозрастные, индивидуальное обучение

 

Режим занятий:

 

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Декоративно-прикладное творчество

6  часов в неделю;

  216 часов в год.

  6  часов в неделю;

  216 часов в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nekogda_skuchat_dlya_shkolnikov.docx106.62 КБ

Предварительный просмотр:

Структура

1.

Титульный лист:

Образовательная организация

МАУ ДО «Онохойский ДДТ»

Название программы

Т/о «Некогда скучать»

Срок реализации

2 года

ФИО автора, должность

Федорова С.Н., педагог дополнительного образования

Территория, год

2023-2024 уч.год

2.

Пояснительная записка:

Тип программы

Общеобразовательная модифицированная

Направленность

художественная

Актуальность

Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является декоративно-прикладное искусство. На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Цель

Основная идея программы – создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе.

Задачи

Создание у детей целостного представления о роли декоративно - прикладного искусства в культурноисторическом процессе на основе систематизации знаний по народному творчеству;

Обучение специальным технологиям работы с различными материалами, закрепление приобретенных умений и навыков, знакомство с широтой их возможного применения;

Развивать умение самостоятельно работать над выполнением заданий;

Приобщение детей к возрождению, сохранению и развитию традиций народов нашей республики.

Отличительные особенности

программы

Содержание программы предусматривает ознакомление с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.

При теоретическом обучении знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей.

Возраст детей

7-14 лет

Продолжительность занятий

2 занятия по 45 минут, всего 2 академических часа, с 15 минутным перерывом между занятиями.

Формы занятий

Групповые, индивидуальные.

Режим занятий

1 год обучения: группа -3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов;

2 группа – 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов;

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:
-У обучающихся будут сформированы: знания о материалах и инструментах; о правилах безопасности труда при обработке различных материалов;
-знания видов декоративно-прикладного искусства;
-умение организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
-планирование последовательности изготовления и осуществление контроля результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
-умение экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;
Личностные результаты:
-
Готовность к творчеству;
-Возможность полноценно употребить свои способности в творческих работах;
-Активизация познавательного интереса;
-Эстетический и художественный вкус;
Метапредметные результаты:
-
Понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;

-Проявление индивидуальных творческих способностей;
-Умение работать в группе;
-Осуществление взаимного контроля и взаимопомощи

Способы определения результативности

Наблюдение педагога в ходе занятии

Анализ подготовки и участия детей в мероприятиях

Оценка зрителей, жюри

Анализ результата выступления на различных мероприятиях, конкурсах.

Формы контроля

Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый, продвинутый Стартовый уровень (знать и понимать): осуществляется посредством наблюдения за деятельностью детей в процессе занятий;

Базовый уровень (применять и анализировать): открытые занятия, выступления на различных мероприятиях, выставках достижения на конкурсах.

3.

Учебно-тематический план:

Перечень разделов, тем

  1. 1 год обучения
    Основы работы с фетром. Первые шаги в рукоделии. Новогодний калейдоскоп. Подарки, сувениры. Забавные зверюшки. Фетровая сказка. Фетровая аппликация.
    2 год обучения:
    Фетровые украшения. Игрушки для сестренок и братишек. Новогодний калейдоскоп. Полезные мелочи для кухни. Украшения для интерьера дома. Национальные сувениры. Объемная аппликация из фетра и ткани.

Кол-во часов по темам (теория, практика, всего)

1 год обучения: теоретических – 30 часов, практических - 114 часов.
2 год обучения: теоретических – 34,5 часов, практических – 193,5 часов.

Управление образования администрации муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Онохойский Дом детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения
«Некогда скучать»

Художественной направленности

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Фёдорова Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

п. Онохой, 2023г.

Оглавление

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
  3. Содержание программы

  1. Комплекс организационно педагогических условий
  1. Календарный учебный график
  2. Условия реализации программы
  3. Формы аттестации
  4. Оценочные материалы
  5. Методические материалы
  6. Список литературы

#1050;омплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий

Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
  • Приказ Министерства просвещения России от № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Минобрнауки России от № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МАУ ДО «Онохойский Дом детского творчества» (приказ Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Онохойский Дом детского творчества» № 40/3 от #1075;.)

Актуальность:

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к новым видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся и является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):

Виды декоративно-прикладного искусства

  1. Поделки из фетра
  2. Поделки из фоамирана
  3. Свит-дизайн
  4. Украшения из эпоксидной смолы

Вид программы:

Модифицированная программа

Направленность программы: художественная

Адресат программы:

Программа рассчитана для учащихся 1-8 классов

Срок и объем освоения программы:

2 года, 432 педагогических часа, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
  • «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, разновозрастные, индивидуальное обучение

Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Декоративно-прикладное творчество

6 часов в неделю;

216 часов в год.

6 часов в неделю;

216 часов в год.


Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: развитие творческого потенциала детей младшего и среднего школьного возраста средствами рукоделия при работе с фетром, фоамираном, эпоксидной смолой, гофрированной бумагой для свит-дизайна.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

• развить интерес к рукоделию, показав многообразие использования фетра, фоамирана, эпоксидной смолы, гофрированной бумаги;

• приобретать определенные знания, умения, навыки при работе с различными материалами для ДПТ;

• обучить основным способам и приемам работы с фетром, фоамираном, эпоксидной смолой, гофрированной бумагой, выработать необходимые практические умения и навыки;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, способности и задатки ребенка.

Метапредметные:

• способствовать развитию самостоятельности и творческой активности;

Личностные:

• воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

• приучать к аккуратности в работе и умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты:

Стартовый уровень

Базовый уровень

Знать

о материалах и инструментах; о правилах безопасности труда при обработке различных материалов;

виды декоративно-прикладного искусства;

представления об истории возникновения фетра, фоамирана, эпоксидной смолы и других материалах для ДПТ;

-будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в различных техниках

Уметь

организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

планирование последовательности изготовления и осуществление контроля результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

умение экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

- практические навыки художественной обработки материалов;

- создавать сувенирные изделия;

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер;

- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение;

- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Владеть

Навыками работы с инструментами, приспособлениями для изготовления поделок.

Навыками работы с различными материалами для ДПТ

Содержание программы

«Некогда скучать»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. «Основы работы с фетром»

Вводное занятие

2

Материалы и инструменты

2

1

1

Основные ручные швы

2

1

1

Правила работы с фетром

2

1

1

Основы цветоведения

2

1

1

Опрос

Итого:

10

Пед. Наблюдение

2. «Первые шаги в рукоделии»

Заколки для волос

6

1

5

Закладки для книг

6

1

5

Чехол для ножниц

6

1

5

Буквы

8

1

7

Итого:

26

4

22

Пед. Наблюдене

3. «Новогодний калейдоскоп»

Игрушка-сувенир

4

1

3

Новогодняя открытка

4

1

3

Рождественский ангел

4

1

3

Игрушки на елку

8

1

7

Опрос

Коллективная работа

4

1

3

Практ.

задание

Итого:

24

5

19

Выставка

4. «Подарки, сувениры»

Чехол для телефона

4

1

3

Обложка на записную книжку

4

1

3

Пенал для ручек

4

Валентинки

2

Брелок

4

Брошь

4

1

3

Сумочка из фетра

4

Практ.задание

Карандашница

4

1

3

Органайзер

4

1

3

Итого:

34

7

27

Пед.наблюдение

5. «Забавные игрушки»

Зверюшки из фетра

8

2

6

Насекомые

4

1

3

Фетровые куколки

8

2

6

Мои любимые мультяшки

8

2

6

Коллективная работа

4

1

3

Выставка

Итого:

32

8

24

Практ.

Задание

6. «Фетровая сказка »

Сказка «Колобок». Персонажи сказки из фетра.

8

2

6

Сказка «Теремок»

8

2

6

Сказка «Три медведя»

8

2

6

Сказка «Кошкин дом»

8

2

6

Сказка «Репка»

8

2

6

Итого:

40

10

30

Практ.

Задание

7. «Фетровая аппликация »

Предметная аппликация

10

2

8

Пед.наблюдение

Сюжетная аппликация

12

Пед.наблюдение

Декоративная аппликация

14

Пед.наблюдение

Развивающие игрушки

12

2

10

8.

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Итого:

50

7

43

ИТОГО ЧАСОВ:

216

30

114

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1 год обучения

Раздел 1. Основы работы с фетром

Вводное занятие (2 ч)

Теория: Введение в образовательную программу: задачи на учебный год.

Правила внутреннего распорядка, режим занятий.

Что такое рукоделие, разнообразие видов деятельности. История происхождения фетра, его уникальные возможности. Знакомство с разнообразием изделий из фетра: просмотр образцов.

Практика: Изготовление цветка.

Материалы и инструменты (2 ч)

Теория: Сведения о материалах и инструментах, необходимых для работы. Их назначение и применение. История появления ножниц. Правила безопасности при работе с иглами, ножницами и нитками. Организация рабочего места.

Практика: Работа с фетром, ножницами и нитками. Изготовление бабочки.

Основные ручные швы (2ч)

Теория: История появления швейной иголочки. Разновидности швов, их назначение и применение. Ручные швы и их выполнение. Просмотр образцов ручных швов. Показ выполнения швов: «вперед иголку» и «петельный». Маленькие хитрости. Способы закрепления нити.

Практика: Освоение навыков работы швейной иглой: вдергивание нити, завязывание узелка. Выполнение швов: «вперед иголку» и «петельный», закрепление нити разными способами. Салфетка.

Правила работы с фетром (2 ч)

Теория: Основные рекомендации при работе с фетром. Понятие «шаблон» (выкройка), «раскрой деталей». Правила расположения шаблона на фетре. Способы вырезания деталей. Особенности пошива и способы соединения деталей из фетра. Показ приемов выполнения.

Практика: Работа с шаблоном: расположение на фетре, обрисовка шаблона, вырезание деталей. Выполнение шва «петельный». Изготовление игольницы.

Основы цветоведения

Теория: Общие сведения о сочетании цветов. Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг.

Практика: Сопоставление цветовой гаммы. Подбор цветовых сочетаний на примере одного из объектов труда.

Раздел 2. Первые шаги в рукоделии

Заколки для волос (6 ч)

Теория: Разновидности заколок, их назначение. Использование фетра для украшения заколок. Последовательность изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Выработка навыка работы с фетром, шаблоном, ножницами и швейной иглой. Изготовление объемного цветка и бабочки из фетра.

Приклеивание на заколку.

Закладки для книг (6 ч)

Теория: Виды закладок для книг. Последовательность изготовления. Применение других материалов для украшения закладок. Просмотр образцов.

Практика: Подбор фетра по цвету. Работа с шаблоном. Вырезание деталей. Выполнение швов «петельный» и «вперед иголку». Изготовление прямоугольной закладки, закладки на резинке, закладки на угол листа.

Чехол для ножниц (6ч)

Теория: Назначение и применение чехла. Особенности изготовления.

Просмотр образцов.

Практика: Выбор фетра для чехла и для отделки. Работа с шаблоном. Вырезание деталей. Соединение деталей швом «петельный». Приклеивание деталей для украшения чехла.

Буквы (8 ч)

Теория: Для чего нужны буковки из фетра. Особенности изготовления.

Использование синтепона для придания объема. Варианты украшения букв.

Просмотр образцов.

Практика: Подбор фетра по цвету. Работа с шаблоном. Вырезание деталей. Выполнение швов «петельный» и «вперед иголку». Выполнение деталей для украшения. Изготовление выбранных буковок.

Раздел 3. Новогодний калейдоскоп

Игрушка-сувенир (4 ч)

Теория: История праздника. Назначение новогодней игрушки-сувенира.

Последовательность изготовления. Правила набивки деталей синтепоном.

Просмотр образцов.

Практика: Выработка навыка работы с шаблоном, набивки деталей. Выполнение шва «через край», пошив деталей игрушки, пришивание отдельных деталей к игрушке. Игрушка: «Символ наступающего года».

Новогодняя открытка (4 ч)

Теория: Назначение открытки. Разновидности открыток. Использование лент, тесьмы, пуговиц и др., для украшения открытки. Просмотр образцов.

Практика: Работа с фетром, картоном, лентами, тесьмой, ножницами и клеем. Изготовление открытки по образцу.

Рождественский ангел (4 ч)

Теория: Беседа о празднике «Рождество». Просмотр образцов игрушек «ангелочков». Особенности изготовления. Применение тесьмы, бусин, лент, пуговиц и других материалов для украшения. Показ способов украшения. Практика: Работа с шаблоном, выполнение шва «через край» или «вперед иголку», набивка. Работа с клеем, украшение игрушки.

Изготовление подвески «Ангел».

Игрушки на елку (8 ч)

Теория: История возникновения новогодних игрушек. Разновидности елочных игрушек. Особенности изготовления. Использование тесьмы, бусин, лент, пуговиц и других материалов для украшения игрушек. Просмотр образцов. Показ способов украшения.

Практика: Подбор фетра по цвету. Работа с шаблоном, выполнение шва «через край» или «вперед иголку», набивка. Работа с клеем, украшение игрушек. Изготовление игрушек на елку.

Коллективная работа (4 ч)

Теория: «Новогодняя елочка». Особенности выполнения коллективной работы. Последовательность изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Обсуждение этапов работы. Распределение выполнения отдельных деталей в группе. Цветовой подбор фетра для выполнения работы.

Изготовление игрушек на елку. Закрепление игрушек на елочке.

Раздел 4. Подарки, сувениры

Чехол для телефона (4 ч)

Теория: История появления подарков. Назначение подарков и сувениров.

Разновидности чехлов, их назначение. Особенности изготовления. Использование лент, пуговиц и бусин для украшения чехла. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Выбор фетра для чехла. Подготовка основы, обрисовка, вырезание деталей. Соединение деталей швом «петельный». Приклеивание декоративных элементов к чехлу.

Обложка на записную книжку (4ч)

Теория: Разновидности обложек, их применение. Особенности изготовления. Использование дополнительных материалов для украшения. Просмотр образцов.

Практика: Выбор фетра по цвету. Проведение замеров книжки. Изготовление шаблонов, раскладка на фетре, обрисовка, вырезание деталей. Соединение деталей швом «петельный». Приклеивание декоративных элементов.

Пенал для ручек (4 ч)

Теория: Цветовое решение. Особенности пошива. Способы пришивания «молнии» на пенал. Просмотр образцов.

Практика: Работа с фетром, шаблоном, ножницами и швейной иглой. Пришивание «молнии» швом «вперед иголку». Приклеивание деталей клеевым пистолетом.

«Валентинки» (2 ч)

Теория: История праздника. Назначение «валентинок». Варианты изготовления. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Выбор цвета и материалов для украшения «валентинки». Работа с шаблоном, сшивание деталей швом, набивка. Работа с клеевым пистолетом.

Брелок (4 ч)

Теория: Беседа о празднике «23 февраля». Подарок к празднику-брелок.

Разновидности брелоков. Особенности изготовления. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Выбор цвета и материалов для украшения. Работа с шаблоном, сшивание деталей швом, набивка. Работа с клеевым пистолетом.

Брошь ( 4 ч)

Теория: Беседа о празднике «8 Марта». Подарок на праздник-брошь. Основные и дополнительные материалы для броши. Особенности изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Выбор цвета и материалов для броши. Работа с шаблоном. Работа с клеевым пистолетом. Применение бусин, лент, тесьмы и других материалов для украшения. Изготовление цветочной броши.

Сумочка из фетра (4 ч)

Теория: Сумочка из фетра - как вариант подарка. Основные и дополнительные материалы, необходимые для работы. Особенности изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Выбор цвета и материалов для сумочки. Изготовление шаблона для сумочки. Вырезание деталей, соединение швом «петельный». Работа клеевым пистолетом. Применение бусин, лент, тесьмы и других материалов для украшения. Изготовление сумочки.

Карандашница (4 ч)

Теория: Материалы, необходимые для изготовления карандашницы. Последовательность изготовления. Применение дополнительных материалов для декора (бусины, стразы, тесьма)

Практика: Выбор фетра. Изготовление выкройки. Вырезание деталей. Работа клеевым пистолетом. Применение дополнительных материалов для декора – детали из фоамирана, бусины, стразы, тесьма.

Органайзер (4 ч)

Теория: Материалы, необходимые для изготовления органайзера. Последовательность изготовления. Применение дополнительных материалов для декора (бусины, стразы, тесьма)

Практика: Выбор фетра. Изготовление выкройки. Вырезание деталей. Работа клеевым пистолетом. Применение дополнительных материалов для декора – детали из фоамирана, бусины, стразы, тесьма.

Раздел 5. Забавные игрушки

Зверюшки из фетра (8 ч)

Теория: История появления игрушек. Для чего нужны игрушки. Разновидности игрушек. Особенности изготовления игрушек из фетра. Последовательность изготовления. Использование синтепона, лент, тесьмы при изготовлении игрушек. Просмотр образцов.

Практика: Изготовление шаблонов. Выбор фетра для игрушки. Работа с шаблоном, вырезание деталей игрушки. Соединение деталей швом, набивка деталей. Приклеивание мелких деталей к игрушке. Изготовление фетровых игрушек животных по выбору.

Насекомые (4 ч)

Теория: Применение игрушек-насекомых. Особенности изготовления.

Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Изготовление шаблона. Вырезание деталей из фетра. Соединение деталей швом «через край», набивка, зашивание детали швом «потайной».

Изготовление игрушки.

Фетровые куколки (8 ч)

Теория: Правила подбора фетра для куколки и ткани для одежды. Особенности пошива деталей. Использование пряжи для изготовления волос. Способы крепления ручек и ножек. Просмотр образцов. Показ выполнения. Практика: Подбор материалов для куколки. Работа с шаблоном, раскрой деталей. Использование синтепона для придания объема. Изготовление волос из пряжи. Сборка куколки. Пошив сарафанчика.

Мои любимые мультяшки (8 ч)

Теория: Правила подбора фетра для героев мултфильмов и ткани для одежды. Особенности пошива деталей. Использование пряжи для изготовления волос. Способы крепления ручек и ножек. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Подбор материалов для мультяшек. Работа с шаблоном, раскрой деталей. Использование синтепона для придания объема. Изготовление волос из пряжи. Сборка мультяшек. Пошив одежды для игрушек.Использование акриловых красок для росписи игрушек.

Коллективная работа( 4 ч)

Теория: «Морские обитатели». Особенности выполнения коллективной работы. Последовательность изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Обсуждение этапов работы. Распределение выполнения отдельных деталей в группе. Цветовой подбор фетра для выполнения работы.

Изготовление игрушек. Закрепление игрушек на панно.

Раздел 6. «Фетровая сказка »

Сказка «Колобок». Персонажи сказки из фетра. (8 ч)

Теория: Герои сказки «Колобок». Для чего нужны игрушки. Особенности изготовления игрушек из фетра. Последовательность изготовления. Использование синтепона, лент, тесьмы при изготовлении игрушек. Просмотр образцов.

Практика: Изготовление шаблонов. Выбор фетра для игрушки. Работа с шаблоном, вырезание деталей игрушки. Соединение деталей швом, набивка деталей. Приклеивание мелких деталей к игрушке. Изготовление фетровых игрушек животных в соответствии с сюжетом сказки.

6 .2. Сказка «Теремок» (8 ч)

Сказка « Три медведя» (8 ч)

Сказка «Кошкин дом» (8ч)

Сказка «Репка» (8ч)

Раздел 7. Фетровая аппликация

Предметная аппликация (10 ч)

Теория: Что такое аппликация. История появления. Виды аппликации. Особенности изготовления предметной аппликации. Показ последовательности и способов крепления деталей на фоне. Просмотр образцов аппликации из фетра.

Практика: Выбор варианта предметной аппликации. Изготовление шаблонов. Выбор фетра, вырезание деталей по шаблону. Подготовка фона для основы. Выполнение аппликации способом пришивания.

7.2. Сюжетная аппликация (12 ч)

Теория: Что такое сюжетная аппликация. Особенности изготовления сюжетной аппликации. Показ способов крепления деталей на фоне. Этапы выполнения аппликации. Просмотр образцов аппликации из фетра.

Практика: Выбор сюжета аппликации из предложенных образцов. Изготовление шаблонов. Выбор фетра, вырезание деталей по шаблону. Подготовка фона для основы. Поэтапное выполнение аппликации способом приклеивания.

Декоративная аппликация(14 ч)

Теория: Отличие декоративной аппликации. Особенности выполнения.

Показ способов крепления деталей на фоне. Этапы выполнения аппликации.

Просмотр образцов аппликации из фетра.

Практика: Выбор сюжета аппликации из предложенных образцов. Изготовление шаблонов. Выбор фетра, вырезание деталей по шаблону. Подготовка фона для основы. Поэтапное выполнение аппликации способом приклеивания.

Развивающие игрушки (12 ч)

8. Итоговое занятие (2 ч)

Практика: Выставка работ, подведение итогов.

«Некогда скучать»

Базовый уровень (2 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. «Фетровые украшения»

Вводное занятие

3

1

2

Заколки для волос

3

1

2

Ободок на голову

3

1

2

Браслет на руку

6

1

5

Брошь

6

1

5

Итого:

21

5

16

Опрос

2. «Игрушки для сестренок и братишек»

Игра «крестики нолики»

6

1

5

Кукольная еда

9

1

8

Мобиль для малышей

9

1

8

Коллективная работа (мобиль)

6

Опрос

Итого:

30

Практ.задание

3 «Новогодний калейдоскоп»

Игрушка-сувенир

6

1

5

Новогодняя открытка

3

1

2

Рождественская композиция

9

1

8

Игрушки на елку

9

1

8

Пед.наблюдение

Итого:

27

4

23

Практ.задание

4. «Полезные мелочи для кухни»

Магнит на холодильник

6

1

5

Подставки под кружки

6

1

5

Прихватка

6

1

5

Конфетница

6

1

5

Декоративные часы

9

1

8

Пасхальная композиция

9

1

8

Итого:

42

6

36

Практ.задание

5. «Украшения для интерьера дома»

Фоторамки

6

1

5

Органайзер для журналов

6

1

5

Шкатулка

6

1

5

Корзинка

3

Орхидея из фетра

9

Подвеска на стену

6

1

5

Опрос

Итого:

36

6

30

Практ.задание

6. «Национальные сувениры»

Магнит «Я люблю буузы»

8

1

7

Сувенир «Сагаалгаан»

8

1

7

Национальные куклы (куклы-обереги)

8

1

7

Итого:

24

3

21

7. «Объемная аппликация из фетра и ткани»

Предметная аппликация

6

1

5

Сюжетная аппликация

12

Декоративная аппликация

15

Опрос

8.

Итоговое занятие

3

-

3

Выставка

Итого:

36

4

32

ИТОГО ЧАСОВ:

216

Содержание учебного плана
2 год обучения

Раздел 1. Фетровые украшения

Вводное занятие (3 ч)

Теория: Организационный момент: режим занятий, правила внутреннего распорядка. Краткий обзор итогов первого года обучения, задачи на учебный год. Повторение правил безопасной работы инструментами. Просмотр выставки детских работ.

Практика: Изготовление цветка по выбору.

Заколки для волос (3 ч)

Теория: История появления украшений. Использование украшений. Разновидности заколок, их назначение. Использование фетра для украшения заколок. Последовательность изготовления. Способы крепления. Просмотр образцов.

Практика: Выбор фетра и дополнительных элементов для украшения, Изготовление украшения для заколки по выбору. Крепление на заколку выбранным способом.

Ободок на голову (3 ч)

Теория: Назначение ободка. Особенности изготовления. Дополнительные материалы для украшения ободка. Просмотр образцов.

Выбор цветов для оформления ободка. Подбор фетра по цветовой гамме. Вырезание деталей, изготовление цветов. Крепление цветов на ободок. Работа клеевым пистолетом.

Браслет на руку (6 ч)

Теория: Особенности и последовательность изготовления. Использование бусин и тесьмы. Просмотр образцов.

Практика: Изготовление шаблонов, обрисовка на фетре, вырезание деталей.

Изготовление браслета.

Брошь (6ч)

Теория: Немного истории. Назначение броши, особенности изготовления.

Дополнительные материалы для украшения броши. Просмотр образцов.

Практика: Выбор цвета и материалов для броши. Работа с шаблоном. Работа клеевым пистолетом. Применение бусин, лент, тесьмы и других материалов для украшения. Изготовление броши.

Раздел 2. Игрушки для братишек и сестренок

Игра «крестики нолики» (6 ч)

Теория: Немного истории. Особенности изготовления.

Практика: Выбор фетра, подготовка шаблонов, раскрой деталей.

Пришивание отдельных деталей.

Кукольная еда (9 ч)

Теория: Назначение и применение. Особенности изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Изготовление шаблонов. Раскрой деталей. Соединение деталей швом. Использование дополнительных материалов для отделки.

Мобили для малышей (9 ч)

Теория: Понятие «мобиль», разновидности мобилей. Особенности изготовления. Способы крепления деталей мобиля. Использование тесьмы, бусин, лент, пуговиц и других материалов для украшения. Просмотр образцов. Работа с шаблоном, пошив отдельных деталей для мобиля швом «петельный», набивка. Крепление деталей на деревянную основу мобиля.

Коллективная работа (мобиль) (6 ч)

Теория: Этапы подготовки к работе: выбор композиции, цвета и размера, подбор материалов, распределение выполнения отдельных элементов каждому участнику изготовления мобиля. Использование тесьмы, бусин, лент, пуговиц и других материалов для украшения.

Практика: Поэтапное выполнение работы. Крепление деталей на деревянную основу мобиля.

Раздел 3. Новогодний калейдоскоп

Игрушка-сувенир( 6 ч)

Теория: Традиции праздника. Назначение игрушки-сувенира. Варианты оформления игрушки. Просмотр образцов.

Практика: Выбор игрушки из предложенных образцов. Подбор необходимых материалов для игрушки-сувенира. Раскрой деталей по шаблону. Соединение деталей швом «петельный», набивка деталей. Пришивание отдельных деталей. Оформление игрушки-сувенира. Игрушка:

«Символ наступающего года».

Новогодняя открытка (3 ч)

Теория: Назначение открытки. Разновидности открыток. Оформление открыток с использованием объемных элементов в композиции. Использование лент, тесьмы, пуговиц и др., для украшения открытки. Просмотр образцов.

Практика: Работа с фетром, картоном, лентами, тесьмой, ножницами и клеем. Изготовление открытки по выбранному образцу.

Рождественская композиция (9 ч)

Теория: Беседа о празднике «Рождество». Символы «Рождества». Элементы рождественской композиции.

Выбор композиции, Работа с фетром, картоном, лентами,

тесьмой, ножницами и клеем. Изготовление рождественской композиции по выбранному образцу.

Игрушки на елку (9 ч)

Теория: Разновидности елочных игрушек. Особенности изготовления. Использование тесьмы, бусин, лент, пуговиц и других материалов для украшения игрушек. Просмотр образцов. Показ способов украшения.

Практика: Изготовление шаблонов для игрушек, подбор фетра. Раскрой деталей, выполнение шва «петельный» или «вперед иголку», набивка. Работа с клеевым пистолетом, украшение игрушек. Изготовление игрушек на елку.

Раздел 4. Полезные мелочи для кухни

Магнит на холодильник (6 ч)

Теория: Полезная информация. Назначение магнитов, особенности изготовления. Показ приемов работы. Просмотр образцов.

Практика: Выбор варианта магнита. Подбор фетра по цветовой гамме.

Последовательное выполнение магнита на холодильник.

Подставки под кружки (6 ч)

Теория: Назначение подставок, их разновидности, особенности изготовления. Просмотр образцов.

Практика: Последовательное изготовление подставки с использованием необходимых материалов и инструментов.

Прихватка (6 ч)

Теория: Назначение кухонных прихваток. Особенности изготовления. Использование тесьмы, бусин, лент, пуговиц и других материалов для оформления. Просмотр образцов.

Практика: Работы с шаблоном, выполнение шва «через край» или «вперед иголку». Работа с клеем, оформление прихватки.

Конфетница (6 ч)

Теория: Беседа «Чудесныеконфетницы». Особенности изготовления.

Просмотр образцов. Выбор варианта для изготовления.

Подбор фетра по цвету. Раскрой деталей по шаблону, соединение

деталей швом. Работа клеевым пистолетом. Оформление конфетницы.

Декоративные часы (9 ч)

Теория: Беседа. Особенности изготовления. Просмотр образцов. Выбор варианта для изготовления.

Практика: Подбор фетра по цвету. Раскрой деталей по шаблону. Соединение деталей швом «через край», выворачивание деталей, набивка. Использование шва «потайной». Декоративное оформление работы.

Пасхальная композиция (9 ч)

Теория: Беседа о празднике «Пасха». Просмотр картинок по теме. Выбор пасхальной композиции.

Практика: Работа с шаблоном, пошив отдельных деталей, составление и оформление композиции.

Раздел 5. Украшения для интерьера дома

Фоторамка (6 ч)

Теория: Назначение. Способы оформления рамок. Цветовое решение. Просмотр образцов. Показ выполнения отдельных элементов.

Практика: Проведение замеров. Работа с тканью, раскладка шаблонов, обрисовка, вырезание отдельных элементов. Оформление фоторамки с использованием объемных элементов в композиции.

Органайзер для журналов (6 ч)

Теория: Назначение органайзеров. Особенности изготовления. Материалы и инструменты для работы. Просмотр образцов.

Практика: Подготовка материалов для работы. Проведение замеров, изготовление шаблонов. Вырезание деталей из фетра. Оклеивание коробки фетром. Декоративное оформление органайзера тесьмой, лентами, бусинами и т.д. по желанию.

Шкатулка (6 ч)

Теория: Назначение шкатулки. Варианты изготовления. Правила соединения деталей. Просмотр образцов.

Выбор цвета и материалов для украшения. Работа с шаблоном,

изготовление необходимых деталей. Работа с клеевым пистолетом. Декоративное оформление шкатулки тесьмой, лентами, бусинами по желанию.

Корзинка

Теория: Назначение корзинки. Особенности изготовления. Цветовое решение. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Изготовление шаблонов. Вырезание деталей из фетра. Сшивание деталей корзинки, изготовление ручки. Декоративное оформление корзинки.

Орхидея из фетра (9 ч)

Теория: Цветы в нашей жизни. Особенности изготовления орхидеи.

Применение проволоки для стебля. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Подбор фетра по цвету. Работа с шаблоном. Вырезание деталей.

Выполнение отдельных деталей, соединение их в единый цветок.

Подвеска на стену (6 ч)

Теория: Назначение подвески. Особенности изготовления. Просмотр образцов. Показ выполнения.

Практика: Выбор варианта подвески. Подбор фетра по цвету. Работа с шаблоном. Вырезание деталей. Выполнение отдельных деталей, соединение их в единую композицию.

Раздел 6. Национальные сувениры

Магнит «Я люблю буззы» и «Байкальская нерпа» (8 ч)

Теория: Беседа о национальных праздниках. Просмотр картинок по теме. Выбор композиции для магнитов.

Практика: Работа с шаблоном, пошив отдельных деталей, составление и оформление композиции. Работа с клеевым пистолетом.

Сувенир «Сагаалгаан» (8 ч)

Теория: Беседа о национальном празднике. Традиции и обычаи. Просмотр картинок по теме. Выбор композиции для сувенира.

Практика: Работа с шаблоном, пошив отдельных деталей, составление и оформление композиции. Работа с клеевым пистолетом.

Национальные куклы. Куклы - обереги (8 ч)

Теория: Беседа о национальных костюмах. Традиции и обычаи. Особенности национального бурятского и русского костюма. Просмотр картинок по теме.

Практика: Работа с шаблоном, выбор куклы, раскрой. Подбор фетра и материалов для изготовления куклы. Пошив куклы в национальном костюме. Работа с клеевым пистолетом.

Раздел 7. Объемная аппликация из фетра

Предметная аппликация (6 ч)

Теория: Отличительные особенности объемной аппликации. Особенности изготовления, способы крепления деталей на фон. Просмотр образцов.

Практика: Выбор предметной аппликации. Изготовление шаблонов. Подбор фетра и других материалов для работы, раскрой деталей. Соединение деталей швом, набивка. Работа с клеевым пистолетом. Завершение работы.

Сюжетная аппликация (12 ч)

Теория: Беседа-повторение: особенности изготовления и оформления.

Просмотр образцов.Выбор сюжета аппликации из предложенных образцов. Изготовление шаблонов. Выбор фетра, вырезание деталей по шаблону.

Подготовка фона для основы. Поэтапное выполнение аппликации.

Декоративная аппликация (15 ч)

Теория: Беседа-повторение: особенности изготовления и оформления. Этапы выполнения аппликации. Просмотр образцов аппликации из фетра.

Практика: Выбор сюжета аппликации из предложенных образцов. Изготовление шаблонов. Выбор фетра, вырезание деталей по шаблону.

Подготовка фона для основы. Поэтапное выполнение объемной аппликации

8. Итоговое занятие (3 ч)

Практика: Выставка работ, обсуждение. Подведение итогов.

#1050;омплекс организационно - педагогических условий

Календарный учебный график

(заполнить с учетом срока реализации ДООП)

Таблица

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

432

Продолжительность каникул

с г. по г.

Даты начала и окончания учебного года

с по г.

Сроки промежуточной аттестации

декабрь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май

Условия реализации программы

Таблица

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

-Материалы: фетр, фоамиран, эпоксидная смола, бусины, бисер, тесьма, ленты, шпажки, акриловые краски;

-Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, портновские булавки, линейка, карандаш, клеевой пистолет, молды, бумага, картон;

- шаблоны и выкройки.

Информационное обеспечение

- видео

- фото

- интернет источники

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования Федорова С.Н.

Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка
  • Фестиваль

Оценочные материалы

Таблица

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

«Конструктивный способ»-создание предмета из отдельных частей.

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Открытое занятие
  • Беседа
  • Встреча с интересными людьми
  • Выставка
  • Защита проекта
  • Игра
  • Концерт
  • Презентация
  • Мини-конференция
  • Мастер-класс
  • Олимпиада
  • Семинар
  • Ярмарка

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология модульного обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология дистанционного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Инструкции
  • Технологические карты
  • Образцы изделий

  1. Список литературы

1. Зайцева И.Г. «Мягкая игрушка», ИД МСП,2005

2. Груша О.С. «яркие поделки и аппликации из фетра»

3. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками» М., аквариум, 1998

4. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. – С.П.: Литеро, 2005

5. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить

6. ГитунТ.В.Цветы: букеты и композиции. – М.: Этерна, 2005

7. Стрельцова С. Букеты из конфет. – М.: ОлмаМедиагрупп, 20123

8. Воронова Е.Н. Компетенции обучающихся в учреждении дополнительного образования. Методическое пособие. – Новосибирск: Издательский центр МОУ ДОД ЦРТДиЮ, 2010

9. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. -58 с.

10. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации» – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.

11. Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. – М.: Ниола - Пресс, 2012.

12. Корытченкова Н.И. Кувшинова Т.И. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебное пособие. – Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. университета. 2012. – 172 с.

13. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) – Волгоград: Учитель, 2011, - 141 с.

14. Ломакина О, 100 идей для рукодельницы - СПб: ООО Издательство «Тригоп», 2001. - 383с.

15. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов // Начальная школа / Н. К. -1990. - №3. – с. 17-25

16. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие / Л.И. Боровиков. – 3-е изд., испр, и доп. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. – 170 с.

17. Поделки из фетра с детьми. Идеи и мастер-классы [Электронный ресурс] // Домовенок-арт / URL: (дата обращения: г.)

18. Соколова О. Этот удивительный фетр. – М.: Феникс, 2012.

19. Схемы и шаблоны оригинальных поделок из фетра своими руками[Электронный ресурс] // Мир позитива / URL: (дата обращения: г.)

20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Феникс, 1972.

21. Фетроклуб: Идеи-фетр-изделия [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения: г.)

22. Литература для детей и родителей:

23. Верхола А. «Волшебный фетр. Делаем игрушки вместе с мамой» - СПБ.: Питер, 2014. – 64 с.

24. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки - М: Эксмо, 2011 .-64с.

25. Золина Т.М., Иванова Т.М. Мягкая игрушка: забавный зоопарк - М: ЭКСМО; С116: Терния, 2007 - 176с.

26. Кузьмина М.А. Подарки легко и быстро - М.: ЭКСМО, 2008

27. Ломакина О. 100 идей для рукодельницы - СПб: ООО Издательство«Тригоп», 2001. - 383с.

28. Митителло К. Мягкая игрушка по правилам и без - М.: ООО Изд-во «Эксмо», 2007. - 64с.

29. Поделки из фетра с детьми. Идеи и мастер-классы [Электронный ресурс] // Домовенок-арт / URL: (дата обращения: г.)

30. Схема и шаблоны оригинальных поделок из фетра своими руками[Электронный ресурс] // Мир позитива / URL: (дата обращения: г.)

1. Татьяна Малиновцева, «Подарки из конфет. Техника свит-дизайн», Издательство Аст-Пресс, Москва,2015 г.

2. Татьяна Малиновцева, «Букеты из конфет», Издательство Аст-Пресс Книга, Москва,2015 г.

3. Любовь Чернобаева, «Цветы и букеты из конфет», издательство АСТ, Кладезь, Москва, 2015 г.

4. Любовь Чернобаева, «Букеты из конфет. Новые современные модели», издательство АСТ, Москва, 2015 г.

5. Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.

6. Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.

7. Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012.

8. Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011.

9. Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.

10. Хошабова Е. Зверюшки из войлока. Питер, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...