Конспект урока "Сервировка стола к завтраку" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Гаязова Лилия Расимовна

Конспект разработан в виде технологической карты урока, согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fgos.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ФГОС.  Технология.

Технологическая карта урока

         Данные об учителе: Гаязова Лилия Расимовна.

      Предмет:  Технология.

            Класс: 5

            Тема урока:  Сервировка стола к завтраку.

 

Тип урока

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые образовательные  результаты

Предметные: Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка стола». Участвовать в творческой деятельности при сервировке стола к завтраку.

Метапредметные:

регулятивные УУД – научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные УУД - научиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

познавательные УУД - научиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные - воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия.

Методы обучения  

Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения

Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

УМК по технологии, 5 класс; компьютер, проектор, презентация  «Сервировка стола»; набор столовой посуды и приборов для сервировки стола; салфетки

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок

( «могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

– Добрый день! 
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я пришла  к  вам  не  с  пустыми  руками, а принесла  с  собой  эти  предметы.

Скажите, пожалуйста, может быть, кто-нибудь догадывается, почему  эти предметы я принесла к вам на урок?

Конечно, молодец. Сегодня мы будем знакомиться с тем, как правильно накрывать стол.

  • А что значит накрыть стол?
  • Может, кто-нибудь из вас знает, как одним  словом  назвать все  то, что  вы  перечислили?

  (слайд 2) Посмотрите на этот слайд. Что собираются делать члены этой дружной семьи?  Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?  Чему же мы должны научиться на этом уроке, какова его цель?

Уточняю и показываю на слайде тему урока. Предлагаю записать в тетрадь. 

Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока

Личностные:    развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные -  научатся определять цель и задачи урока

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выход из него

3. Первичное осмысление и закрепление

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2)Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

3)Мотивировать к пробному  учебному действию («надо» – «могу» - «хочу»).

4) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

5) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного.

Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

А  кто  знает  определение  слова «сервировка»? Толковый  словарь  дает  такое  определение  этого  слова

(Слайд 3) Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, то есть расстановка всех необходимых предметов в определенном порядке.

Запишите это определение в тетрадь. Как же нам правильно сервировать стол к завтраку? Что для этого необходимо?

  1. Изучение нового материала

Мы  вспомнили  определение  сервировка.

А зачем  людям  знать  о сервировке,  и  всем  ли  это  нужно?

Как вы думаете?

Да, действительно. Прежде всего, правильно сервированный стол добавляет красоту окружающему миру.  Знание правил сервировки позволяет каждому человеку чувствовать себя раскованно и непринужденно на любом торжестве.

Значит, это нужные сведения для каждого человека. Вот об этом мы поговорим сегодня.

Настоящая хозяйка всегда уделяет особое внимание не только приготовлению вкусных блюд, но и сервировке стола.

Простой прием пищи не обязательно должен содержать какие-либо кулинарные изыски. В некоторых случаях в них нет необходимости, достаточно просто правильно сервировать стол.

  • А какие  предметы  мы  для этого используем?

Предположительные ответы детей:

 - тарелки, ножи, вилки, ложки, стаканы, чашки с блюдцем, салфетки, скатерти

Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда.

Но ведь очень много, как же выбрать нужные?! Оказывается, очень  важно  из всего  многообразия кухонных и  столовых  принадлежностей  выбрать ТОЛЬКО  необходимые.

(слайд 4-5) В опорных конспектах у вас есть задание №1. В задании изображены различные кухонные принадлежности. Давайте назовем их. Перечислить 

  • А все ли они нам понадобятся при сервировке стола?!

Вам предстоит выполнить первое задание.

Из всего многообразия кухонных предметов, вам  необходимо выбрать только те, которые используются для сервировки стола, и обвести их в кружок. Пока вы работаете индивидуально, я попрошу ______________ выполнить задание у доски.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 «Предметы сервировки стола»  – найдите те предметы, которые являются частью сервировки стола.

А теперь посмотрим, что у нас получилось.

У кого также? Может, ____________, что-то забыла? Кто увидел?

Умницы! Таким образом, для сервировки стола нам необходимы:

  • Тарелки

Для завтрака нужны несколько видов тарелок. (слайд 6) Закусочные –  предназначены холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д. Пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, бутербродов, конфитюра и т.д. Если в меню входит каша, то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.

  • (слайд 7) Столовые приборы  – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка.
  • (Слайд 8) Чашку с блюдцем  называют необычно – чайной парой.
  • (Слайд 9) Необходимый предмет на каждом столе – это набор   для  специй и приправ.
  •  А какие специи могут  быть  на  столе?

Предположительные ответы детей:

- Соль, красный перец, черный перец

Молодцы. Правильно. К приправам относятся – уксус, горчица, хрен и т.д.

А  для  сервировки  стола, кроме этих предметов, еще необходимы:

  • (Слайд 10-11) Скатерть

Любой стол украсит скатерть  – она придаст уют, будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день.

Форма скатерти зависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной. Скатерти  бывают  из  хлопка, льна, современных синтетических  материалов.

  • (Слайд 12) Салфетки  – неотъемлемая часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены. Без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом.  Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.
  • (Слайд 13) И конечно, ваза с цветами , которая  будет радовать вас в любое время года. Стол можно оформить любыми цветами – как живыми, так и искусственными, красивыми веточками, листьями, а также гирляндами из цветов

Готовясь к какому-нибудь семейному торжеству, все эти предметы можно подобрать по сочетанию цветов и тематике. Этим мы создадим определенную праздничную атмосферу.

Давайте посмотрим на следующие слайды презентации. Интересно, догадаетесь ли вы, к какому празднику или событию сервированы столы?!

 (Слайд 14) новогодний стол. Что это за праздник? А как вы догадались?

 (Слайд 15) пасха. А это? Почему? Правильно! Молодцы!

 (Слайд 16) 14 февраля. День влюбленных Как вы догадались? Что именно указало вам на этот праздник?

Правильно. Молодцы. Вы очень внимательные. Действительно правильно подобранные предметы сервировки стола будут радовать в праздничный день.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

«Последовательность сервировки стола» – установить правильную последовательность сервировки  (Проверка слайд 18)

Изучение правил сервировки стола с демонстрацией слайда презентации.

  1. (Слайд 19) Закусочная тарелка ставится строго (В КАКОЙ ЧАСТИ СТОЛА?) по центру напротив стула в 2х см от края стола
  2. Пирожковая тарелка для выпечки, хлеба, масла и конфитюра располагается слева от закусочной тарелки
  3. Вилку кладут слева зубьями вверх, столовый нож – справа от закусочной тарелки лезвием к ней
  4. (Слайд 20) Если в меню входит каша, то к ней полагается столовая ложка, которая располагается справа от закусочной тарелки.
  5. Чайная чашка с блюдцем и ложкой располагается справа по диагонали от закусочной тарелки. Ручка чашки и ложечка на блюдце должны быть справа, так ими будет удобнее пользоваться

Теперь вы знаете, как должен быть накрыт стол к завтраку.

Высказывают предположения на поставленные вопросы

Обсуждают заданный вопрос и пытаются выполнить предложенное задание в группе

Пытаются выполнить предложенное задание каждый самостоятельно

Сравнивают свою работу с представленными на слайде, в учебнике материалами

Обсуждают заданный вопрос

Пытаются выполнить предложенное задание каждый самостоятельно

 Познавательные:  общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; выражать свои

мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга

Регулятивные: планирование последовательности действий)

контроль- нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план.

4. Первичное осмысление и закрепление

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2)Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3 – найти ошибки в сервированных столах на слайдах презентации (демонстрация 3х слайдов. Учащиеся внимательно изучают картинки, заметив ошибку в сервировке, поднимают руку и озвучивают ошибку).

 (Слайд 22) кто заметил ошибку? А как правильно? Молодец, _________!

 а на этом столе что не так? Кто нашел? Хорошо, ___________!

кто внимательный? Правильно!

Какие же вы внимательные! Ничего от вас не скроешь!

Итак, мы с вами выяснили, что нам необходимо иметь и знать для сервировки стола.

А теперь давайте представим, что сегодня к завтраку мы пригласили много гостей. На завтрак у нас (меню на доске):

  • Каша
  • Бутерброд
  • Чай с лимоном

 Мы сервируем стол.   Представим  себе, что у каждой из вас есть красивая цветная скатерть – это листочек, на котором вы должны расставить приборы и посуду по всем правилам. Все необходимые  предметы  сервировки  находятся  у  вас  в  конвертах.

Вам нужно выбрать необходимые предметы из конвертика, а закрепить выбранные предметы вы можете с помощью клея. А _______________ и _______________ будут выполнять задание у доски: ________________  будут сервировать стол.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4 «Сервировка стола к завтраку» – сервировать стол к завтраку (1 ученик выполняет сервировку на столе, остальные – выполняют задание, используя подготовленные бумажные модели на цветном листе бумаги).

Давайте проверим вашу работу.

Проверка работы по критериям (Какие предметы? В какой последовательности? По каким правилам?)

  • А что мы можем использовать для украшения столов?

Предполагаемые ответы детей:

-Цветы, салфетки, аксессуары

Правильно.

  • Скажите, вы научились сервировать стол к завтраку?!

Предполагаемые ответы детей:

-ДА!

  • А кто из вас сможет дома сервировать стол к завтраку?

Умницы! С учетом ваших самых маленьких ошибочек, мне кажется, что вы замечательно справились с этим заданием.

Помимо столовой посуды и приборов у вас на столах находятся салфетки. Каково их предназначение? Правильно, салфетки не только предмет гигиены, они служат и для украшения стола. Приходилось ли вам красиво складывать салфетки?  Если «да», то покажите нам.  Если «нет», то попытайтесь придумать любой способ складывания, который, на ваш взгляд, украсит стол. Посмотрим, всё ли у вас получилось, и в чём возникли затруднения. Давайте  попробуем сложить салфетки по предложенному образцу.

Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.  В  качестве  домашнего  задания  я предлагаю вам всем вместе оформить сборник «Правила поведения за столом».  Обложка  для  него  уже  готова, а  вам  необходимо оформить  остальные  странички.

А для этого вам необходимо дома вспомнить правила  поведения  за  столом, и написать одно из них на   листе  в  виде чашечки, который  у вас есть на столах. Для написания лучше использовать цветные ручки, можно гелевые, можно обычные шариковые; по желанию можете красиво оформить свою страничку, нарисовать на ней что-то, наклеить картинки по теме.  И  я надеюсь, что вы будете пользоваться   ею  не раз.

Самостоятель-

ная индивидуаль-

ная работа по тестам

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. - Регулятивные: прогнозируют  результаты уровня усвоения изучаемого материала

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретённых знаниях на уроке.

Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные в начале урока.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

5. Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Итог урока

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заданий?

- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

Спасибо всем за работу на уроке. Вы хорошо работали, а теперь оцените себя сами. У вас на столах есть листы самооценки. За каждое задание вы ставите плюс в нужную колонку. И в конце ставите себе оценку.

Домашний уют строится на минимальном количестве вещей. Если все это делается с душой и большой любовью, то все окружающие становятся чуточку счастливее.  Постарайтесь преподнести всем членам своей семьи сюрприз – прекрасный стол, который будет украшен правильным расположением столовых приборов. В первый раз это вызовет удивление, но постепенно все члены вашей семьи начнут все чаще собираться за столом, чтобы провести как можно больше времени вместе.

Молодцы. Успехов в учебе. До свидания.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека Регулятивные: прогнозируются результаты уровня усвоения изучаемого материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Круглый стол в 5 классе на тему "Урок качества".

Презентация. Круглый стол в 5 классе на тему "Урок качества"....

Урок - "круглый стол" в 11 классе "Пестициды: за и против"

Нетрадиционная форма урока активизирует познавательный интерес учащихся. Такой урок - это результат совместной деятельности учителя и учащих...

Конспект Круглого стола, проведенного в 8-х классах МОУ «Веневская СОШ №2» на тему «Он – не такой, как я!», посвященного проблеме толерантности

Конспект  Круглого стола,проведенного в 8-х классахМОУ «Веневская СОШ №2»на тему «Он – не такой, как я!», посвященного проблеме толерантности...

Конспект "Круглый стол" для родителей "Что мы знаем о своем ребенке"

Конспект "Круглый стол" для родителей "Что мы знаем о своем ребенке"...

Бинарное (английский язык и биология) внеклассное мероприятие-заседание круглого стола в 9 классе по теме "You are what you eat and drink"

Открытое бинарное (английский язык и биология) внеклассное мероприятие – заседание круглого стола в 9 классе с элементами путешествия, научного исследования, сюжетно-ролевой игры; работы с геогр...

План - конспект круглого стола "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения".

В материале представлен план - конспект круглого стола с педагогам работающими с детьми, имеющими аутистические нарушения....

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс...