технологическая карта урока технологии
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Волкова Наталья Александровна

технологическая карта урока технологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

Учитель : Волкова Н.А.

Класс: 7

Предмет:Технология

Тема урока:Технология изготовления швейных изделий. Практическая работа №15

«Изготовление образцов ручных и машинных работ»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель:Научиться выполнять ручные потайные стежки., машинные швы.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с правилами выполнения ручных потайных стежков; машинных швов.

- способствовать формированию  и развитию умений и навыков, запоминанию основной терминологии.

- соблюдать технику безопасности при работе.

Развивающие:

- развивать мыслительный процесс, внимание и логическое мышление учащихся при работе;

- развивать мелкую моторику, зрительно-пространственное воспиятие, память.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность при выполнении работы, заитересованность в конечном результате своего труда.

Универсальные учебные действия:

1. Личностные УУД

Обучающийся учится:

- понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности;

- способности к самооценке;

- нравственно – этическому оцениванию.

2. Регулятивные УУД

Обучающийся учится:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

3. Познавательные УУД

Обучающийся учится:

- извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа;

- вырабатывать алгоритма действий;

- обощать полученные знания;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Коммуникативные УУД

Обучающийся учится:

- уметь вести учебное сотрудничество с учителем и с одноклассниками;

- строить монологические высказывания;

- задавать вопросы.

5. Предметные УУД

Обучающийся учится:

- работать с технологической картой, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя терминалогию;

- применять пробретенные знания и умения в практической  деятельности и в повседненой жизни.

Организация пространства:Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Ход урока

Этап урока        

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД  (универсальные  учебные    действия)

I. Организационный (

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности учащихся  к уроку;
  • настрой учащихся  на работу

-приветствуют учителя;

- визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.

Повторение основных понятий: стежок, длина стежка, заметать, отутюжить

- отвечают на вопросы;

-выбирают оптимальные решения

Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.

III. Первичное освоение нового материала

 Формулировка цели урока.

Работа по учебнику  (стр.81-88)

Запись новых понятий («подшивание»)

Запись и приклеивание образцов в тетрадь видов  ручных потайных стежков:

  1. Подшивание прямыми стежками
  2. Подшивание косыми стежками.
  3. Подшивание крестообразными стежками.

- формулируют цель урока вместе с учителем;

Просмотр презентации;

-Работа по учебнику  (стр.81-88)

Читают, запоминают информацию, отвечают на вопросы,

- беседа с учителем;

- записывают необходимые понятия в тетрадь;

- подготовка к выполнению практической работы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений.

Регулятивные: планирование последовательных действий.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа;

структурировать знания;

Личностные: построение логических рассуждений.

IV. Инструктаж по технике безопасности

Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой, швейной машине.

- повторение техники безопасности при работе с ножницами, иглой, на швейной машине.

Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.

V. Первичная проверка понимания 

Объясняет выполнение Практической работы №15

«Изготовление образцов ручных и машинных работ»

Учебник (стр.83,88)

Выполнение образцов ручных потайных стежков, на швейной машине.

Слушают учителя, запоминают информацию, отвечают на вопросы,

Работают по учебнику (стр.83,88)

- выполнение образцов ручных потайных стежков под руководством учителя в соответствии со схемой.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  деятельности.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях.  

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем, умение правильно выражать свои мысли.

VI. Первичное закрепление

Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.

Повторение пройденного материала, ответы на вопросы.

Оценивание работу  друг друга в парах по пятибалльной системе.

Подводят итог выполненной работы,

- проверка качества работы у соседа по парте;

- отвечают на вопросы учителя;

Личностные:  развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать  взаимооценку;

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы».

Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли.

VII. Домашнее задание  и инструктаж по его выполнению

Задает домашнее задание.

Р.§18, прочитать, ответить на вопросы.

Т. Оформить образцы швов в альбом.

Учащиеся слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.

Р.§18, прочитать, ответить на вопросы.

Т. Оформить образцы швов в альбом.

VIII. Рефлексия          

А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было сложным для понимания, выполнения?

Слушают учителя,

 отвечают на вопросы.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы;

Познавательные: выявлять допущенные ошибки;

Коммуникативные:

Умение с точностью выражать свои мысли.

Ресурсный материал к уроку.

 Соединение деталей изделия, его отделку выполняют с помощью швов. Основное соединение деталей изделия и большинство отделочных работ выполняют на швейной машине.

При пошиве используется много разнообразных швов, которые можно по назначению разделить на три основных типа: соединительные, краевые и отделочные. Каждый из них имеет свою конструкцию и технологию изготовления.

Соединительные швы выполняют при соединении двух или нескольких деталей машинной строчкой (стачной  взаутюжку и вразутюжку).

Накладные швы применяют для настрачивания карманов, отделочной тесьмы, аппликации, брителей.

Настрочной и расстрочной швы применяют при соединении плечевых, боковых, рельефных срезов, лифа с юбкой.

Двойной шов используется при пошиве изделий из сыпучих тканей и белья.

Запошивочный шов применяется при пошиве белья, спортивной и специальной одежды.

Краевые швы применяются для предохранения от осыпания свободных срезов деталей изделия (шов вподгибку).

Сегодня на уроке вы научитесь выполнять два новых вида краевого шва: обтачной и окантовочный.

Обтачной шов применяют для соединения таких деталей, у которых, если их вывернуть, шов расположится по краю, а припуски на швы – внутри, между деталями. Таким швом обрабатывают срезы с помощью обтачек.

Окантовочные швы применяют для отделочной обработки среза ткани и предохранения срезов от осыпания. Выполняют окантовку при помощи тесьмы или обтачки, выкроенной по косому направлению нитей под углом 45°.

Отделочные швы имеют декоративное назначение (складки, защипы, рельефы).

Обработка срезов подкройной обтачкой

Обтачка  это деталь, которая служит для укрепления срезов изделия и предохранения их от осыпания и растяжения. Если обтачка повторяет форму обрабатываемого среза, имеет специальную выкройку, она называется подкройной. Подкройными обтачками обрабатывают срезы горловины, проймы и любые другие фигурные срезы деталей..

Обработку любого среза подкройной обтачкой выполняют по одной схеме. Однако подкройную обтачку можно расположить с изнаночной стороны изделия, сделав ее незаметной, или с лицевой стороны. Во втором случае она становится элементом отделки и может быть выкроена из ткани другого цвета.

   Обработку срезов подкройной обтачкой рассмотрим на  

    примере  обработки горловины.

                   

Подготовка обтачки к обработке срезов

Детали подкройной обтачки предварительно укрепляют клеевой прокладкой. Если обтачка состоит из  нескольких частей, их сметывают между собой, сложив лицевыми сторонами внутрь, стачивают по намеченным линиям и разутюживают припуски швов.

Последовательность обработки срезов обтачкой

с расположением ее на изнаночной стороне

  1. Обметать внешние срезы обтачки любым способом.
  2. Приколоть обтачку лицевой стороной к лицевой стороне изделия, совмещая срезы горловины и  

     обтачки. При этом плечевые швы изделия и швы обтачки должны совпасть. Приметать.

  1. Проложить машинную строчку по линии шва.
  2. Срезать припуски шва до 3-5 мм, на закруглениях рассечь 
  3. Заутюжить припуски на обтачку
  4. Настрочить обтачку на припуски швов вплотную к шву обтачивания
  5. Вывернуть обтачку и выметать с образованием канта шириной 1-2 мм.
  6.  Приметать внутренний край обтачки.
  7. Приутюжить.
  8. Можно отстрочить обтачку по лицевой стороне в край или по модели

Перед началом работы на швейной машине необходимо повторить санитарно-гигиенические требования:

  • свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
  • сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед;
  • стул должен стоять напротив иглы;
  • расстояние между работающим и столом должно быть 10-15см.
  • ноги должны опираться всей ступней на пол или на подставку.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила безопасности при  работе на швейной машине.

1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;

2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;

3. Во время работы расстояние до швейной  машины должно быть 10-15 см;

4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов;

5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машины.

6. Маховое колесо вращать только на себя.
7. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
8. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
9.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
10. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
11.Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
12.По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
13.Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
14.По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и отключить  швейную машину.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить

 

Правила безопасности при работе с ножницами

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.

Правилабезопасности при работе  с иглами и булавками

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

2. Используйте при шитье наперсток;

3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;

5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно  должно совпадать;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме:  «Определение направления долевой нити.»...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...