Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов
рабочая программа по технологии (7 класс)

Петрова Татьяна Емельяновна

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Программа "Красота своими руками" рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Ожившие ткани» и «Декорирование вещей». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_krasota_svoimi_rukami.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству

"Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов

 Пояснительная записка.

Введение.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что   наиболее   высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. Занятия по прикладной композиции и работа в материале способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся и их эстетическому воспитанию.

В процессе занятий декоративной работой, последовательно и целенаправленно формируется у обучающихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного.

Актуальность программы.        

            Исходя из практической деятельности, образовательная программа "Красота своими руками" составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию. Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности. 

Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.

Образовательная программа "Красота своими руками" разработана с учётом принципов обучения:

- эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;

– учет индивидуальных особенностей – одно из главных условий успешного обучения;

– последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

– удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с обучающимися); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

Программа "Красота своими руками" рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, и состоит из 3-х модулей: «Бумажная фантазия», «Ожившие ткани» и «Декорирование вещей». Составлено учебно-тематическое планирование, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: квиллинг, плетение из газетных трубочек, декупаж, вышивка лентами, лоскутная живопись и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей 13-15 лет, предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.

Цели и задачи программы.

Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

  1. Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  2. Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  3. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  4. Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и выбираемого декора.
  5. Познакомить с различными видами современного хенд мейда.
  6. Развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках
  7. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  8. Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
  9.  Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;
  10.  Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а также социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками
  11. Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Содержание программы

Бумажная фантазия - 32 часа

Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.

Квиллинг – 9 часов

Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции

Основные элементы квиллинга: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы. Материалы и инструменты.  Способы изготовления отдельных элементов. Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору, из элементов плотной катушки.

Сборка и оформление изделия.

Практические работы (свободный выбор):

  • Звезда из разных элементов
  • Снежинка  из элементов "Изогнутая капля"
  • Птичка из ажурных элементов
  • «Валентинка» из  элементов "Глаз"
  • Букет с красными розами. Элементы "Лист"
  • Шкатулка из разных элементов
  • Весенние первоцветы из разных элементов
  • Зайчики из разных элементов
  • Весенняя поляна из разных элементов
  • Анютины глазки из разных элементов
  • Журавль из разных элементов и др.
  • Фото-рамка
  • Вешние воды
  • К звездам, вперед!
  • Бабочка и др.

Плетение из газетных трубочек – 12 часов

История появления.  Материалы и инструменты.  Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Технология плетения. Способы плетения из газетных трубочек: простое плетение, плетение веревочкой, плетение наклонными рядами, плетение спиралью. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.

Практические работы (по выбору):

  • Корзинка – круглой формы
  • Шкатулка – прямоугольной формы
  • Корзинка для рукоделия (с игольницей)
  • Органайзер и др.

Декупаж – 10 часов

Истоки декупажа. Где используется?

Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Свойства и применение различных лаков, красок, контуров, гелей, грунтов. Правильное приклеивание салфеток классическим способом. Фон губкой. Дымка по краю. Создание эффектов «Картинка внутри».

Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Работа с контурами, с декупажной картой Calambour и их свойства и отличия. Оформления края тарелки различными приемами -марморирование, золочение.

Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Особенности однокомпонентных кракелюрных составов. Техника отслаивающейся краски (особенности стиля Шебб-шик).

Создание эффекта кракле характерного для винтажных предметов с помощью двухкомпонентных кракелюрных составов. Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Виды потертостей и отслоений и методы их получения, работа с битумным воскaми и ликвидом битума. Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Понятие художественного декупажа и его разновидности. Создание цветной растушевки с помощью акриловых красок и замедлителя для них. Работа различными материалами для оформления. 

Практические работы (по выбору):

  • оформление деревянной досточки для дома
  • Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров
  • Декоративное ведерко
  • Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака.

 

«Ожившие ткани». 28 часов.

Вводное занятие. Правила техники безопасности – 1ч.

Вышивка лентами – 13ч.

История. Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения. Выполнение элементов на ткани.  

Знакомство со швами. Тамбурный шов.   Ленточный шов. Стебельчатый шов.  Шов «Петельки».      Шов «Узелки».  Шов «Полупетельки с прикрепкой». Шов «Вытянутые стяжки». Вышивание композиции «Розы». Вышивание композиции «Ромашки».

Оформление изделия.

Практические работы (по выбору):

  • картина,
  • косметичка,
  • игольница,
  • сумочка,
  • шляпа и др

Лоскутная живопись – 14ч.

Живопись лоскутным мазком. Место лоскутка в цветовом круге. Создание лоскутной композиции на основе пестрого лоскутка. Основы геометрической композиции. Цветовая композиция лоскутков в геометрическом орнаменте. Иллюзия объема: лента, цилиндр, кристаллы. Живописные картины из лоскутных квадратов. Составление лоскутного полотна. Сборка. Живописные полоски. Подготовка материалов, работа с эскизом, сборка узора. Лоскутное шитье в свободном стиле

Практические работы (по выбору):

  • Панно
  • Композиции
  • миниатюры и др.

Свободное творчество. Декорирование вещей (Хенд майд)- 8 часов

Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах.  Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники. Выполнение проекта.  

Учебно – тематическое планирование. Бумажная фантазия. 17 часов.

Название раздела, темы.

Всего

1

Бумажная фантазия. Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.

1

2

Квиллинг. История появления. Виды. Плоскостные и объемные композиции

Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты.  Способы изготовления отдельных элементов. Сборка и оформление изделия.

1

3,4

Основы квиллинга. Элементы: "Изогнутая капля", "Глаз", "Лист", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы.

2

5,6

Выполнение поделок из ажурных элементов по выбору:

  • Звезда из разных элементов
  • Снежинка из элементов "Изогнутая капля"
  • Птичка из ажурных элементов
  • «Валентинка» из элементов "Глаз"
  • Букет с красными розами. Элементы "Лист"
  • Шкатулка из разных элементов
  • Весенние первоцветы из разных элементов
  • Зайчики из разных элементов
  • Весенняя поляна из разных элементов
  • Анютины глазки из разных элементов
  • Журавль из разных элементов и др.

2

7,8

Выполнение поделок из элементов плотной катушки по выбору:

  • Фото-рамка
  • Вешние воды
  • К звездам, вперед!
  • Бабочка.
  • Первые мотыльки и др.

2

9,10

Изготовление поделок из различных изученных элементов по выбору:

  • Зелёный виноград
  • Подснежники
  • Гжель
  • Орхидея
  • Цветы и колосья и др.

2

11,12

Плетение из газетных трубочек.

История появления. Материалы и инструменты.  Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий.

2

13-14

Способы плетения из газетных трубочек:

Простое плетение

Плетение веревочкой

2

15-16

Способы плетения из газетных трубочек:

Плетение наклонными рядами

Плетение спиралью

2

17-20

Плетение поделок различными способами (по выбору):

Корзинка – круглой формы

Шкатулка – прямоугольной формы

Корзинка для рукоделия (с игольницей)

Органайзер и др.

4

21-22

Окончательная обработка изделия: покраска морилкой, покрытие акриловым лаком.

2

23-24

Декупаж. Истоки декупажа. Где используется?

Знакомство с материалами. Особенности декупажа на разных поверхностях. Практическая работа: оформление деревянной досточки для дома.

2

25-26

Основы работы на стекле. Особенности техники «обратный декупаж» Практическая работа: Создание декоративной тарелки в технике «обратный декупаж» с применением контуров.

2

27-28

Основы работы на металле. Приёмы искусственного «состаривания» предметов используемые в декупаже. Практическая работа: Декоративное ведерко.

2

29-30

Особенности декорирования шкатулок. Работа с трафаретами. Практическая работа: Оформление шкатулки с использованием двухкомпонентного кракелюрного лака.

2

31-32

Основы работы на керамике. Декупаж с инкрустацией. Работа различными материалами для оформления.

2

33

Ожившие ткани Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

34

Вышивка лентами. История. Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения.

1

35-36

Выполнение элементов на ткани.  

Знакомство со швами. Тамбурный шов.   Ленточный шов. Стебельчатый шов.  Шов «Петельки».                                            Шов «Узелки». Шов «Полупетельки с прикрепкой». Шов «Вытянутые стяжки».

2

37-38

Вышивание композиции «Розы».

2

39-40

Вышивание композиции «Ромашки».

2

41-46

Вышивание изделий по выбору (картина, косметичка, игольница, сумочка, шляпа и др.)  различными швами по выбору детей: “строчка”, “гладь” и др., использование дополнительных элементов – бисер, мелкие бусы и пр.

6

47

Лоскутная живопись. Живопись лоскутным мазком. Место лоскутка в цветовом круге. Создание лоскутной композиции на основе пестрого лоскутка.

1

48

Основы геометрической композиции. Цветовая композиция лоскутков в геометрическом орнаменте. Иллюзия объема: лента, цилиндр, кристаллы

1

49-50

Живописные картины из лоскутных квадратов. Составление лоскутного полотна. Сборка.

2

51-53

Изготовление лоскутных изделий из квадратов по выбору: панно, композиции, миниатюры.

3

54-55

Живописные полоски. Подготовка материалов, работа с эскизом, сборка узора

2

56-58

Изготовление лоскутных изделий из полосок по выбору: панно, композиции, миниатюры

3

59-60

Лоскутное шитье в свободном стиле

2

61-62

Выполнение проекта. Выбор темы.

Организационный этап проекта.

2

63-64

Технологический этап проекта.

2

65-66

Выполнение технологических операций

2

67-68

Заключительный этап проекта. Защита.

2

Система критериев и форма контроля

Завершение работы по изготовлению изделий, участие в конкурсах и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

-Виды декоративно-прикладного искусства и популярные направления современного хенд - мейда.

-Виды и свойства материалов для прикладного творчества.

-Уметь стилизовать природные формы.

-Работать с различными материалами и в разных техниках.

-Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

-Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.

-Овладеть техническими навыками выполнения лоскутных изделий, вышивки лентами, декупажа, квиллинга, плетения.

-Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

-Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции.

-Уметь применять полученные знания в комплексе на практике.

-Знать правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями.

Итогом годовой работы учащихся – является выставка творческих работ обучающихся, конкурс проектов.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
  3. А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
  4. Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
  5. Чотти Д. “Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия”. М.: АСТ-ПРЕСС. 2004 г. Москва.
  6. Банакина Л. Лоскутное шитье. - М.: АСТ-пресс, 2000
  7. Уильяме М. Шелковая лента. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000
  8. И.Ю. Муханова «Лоскутная живопись». – М.: ОЛМА_ПРЕСС, Образование, 2005. – 64с, ил. – (Золотые страницы рукоделия).
  9. Хильда Стокс. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. – М.: АСТ-ПРЕСС., Образование, 2008. – 95с
  10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
  11. Энциклопедии по рукоделию, справочники и другая аналогичная литература.
  12. Журналы по рукоделию
  13. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Рабочая программа кружка по английскому языку "Magic English" для учащихся 5-6 классов

Работа во время занятий  ведется по опорным сигналам. Учащиеся научаться говорить на английском языке по основным темам.Работа по опорным сигналам упрощает процесс восприятия учебного материала з...