История возникновения бисера и бисероплетения. Возможности бисероплетения и мода.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Тугаринова Нина Борисовна

Технологическая карта урока технологии в 5 классе, содержит цели, задачи, метапредметные результаты. Выделены  этапы урока, и формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx75.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии в 5 классе   (2 часа, 80 мин.)

                                                                                                                                                                   

Тема урока: История возникновения бисера и бисероплетения.

 Возможности бисероплетения и мода.  

Тип урока:  

 Комбинированный урок  

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока

научить детей изготавливать миниатюрные растения; развивать  цветовое восприятие.

Задачи урока:

Образовательные:    создать условия для знакомства с историей бисероплетения,  для закрепления  знаний   и   умений,   полученных   на предшествующих   занятиях,  в том числе и знаний по   технике безопасности при работе с инструментами и материалами, способствовать осознанию основного технологического материала.

Развивающие: способствовать  развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук,  развивать  двигательную сноровку, соразмерность движений).

Воспитательные: формировать умение доводить начатую   работу   до   конца;  а   также аккуратность в выполнении своих работ.

Планируемые результаты

Предметные

Оценка технологических свойств материалов и областей их применения; распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре       производства.

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.

Метапредметные

Коммуникативные

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

Регулятивные

Устанавливать последовательность действий по выполнению задания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- самостоятельное создание способов  решения ситуативного задания.

Межпредметные связи

История, информатика и ИКТ, русский язык и литература.

Ресурсы урока

  Презентация  «История бисероплетения: от появления до настоящего времени», компетентностно-ориентированное задание (далее КОЗ).

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная,   групповая.

УМК

Учебник:  Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.- М.: ДРОФА, 2014.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 2 мин

Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Создает  условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований.

Инструкции по охране труда при бисероплетении.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся,     5мин

  «ГРУППИРОВКА»

    Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.        

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Разделяют термины на две группы, определяют признак, по какому разделили,  формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания.

   «ГРУППИРОВКА»

Термины:                                 1945-2015

 Гайтан                             проект

Ломоносов                      макет

Финикия                        «Парк Победы»

Рясны                            яблоня в цвету    

Бисероплетение        

Богемия                        бисерное дерево          

Ожерелки

Венеция

Фенечки

История

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4

Актуализация знаний, 3 мин

 «Петелька» - входная диагностика практических умений и навыков при работе с бисером и проволокой. Задание:  На проволоку длиной 15 см набрать 5 бисерин любого цвета, но средняя бисеринка должна быть зеленого цвета. Распределить бисер на середине проволоки, сложить и закрутить концы проволоки вместе.

Время выполнения задания: 7-10 мин.

 Дети самостоятельно выполняют задание входной диагностики

 «Петелька» - входная диагностика практических умений и навыков при работе с бисером и проволокой.

Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия

Познавательные: умение анализировать,  строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.

5

Первичное усвоение новых знаний, 15 мин

Разбивает класс на подгруппы, каждой подгруппе дается компетентностно-ориентированное задание (далее КОЗ)

Работают с текстом по подгруппам, выполняют задания КОЗ.

КОЗ «История бисероплетения». Подгруппы «Финикийцы», «Венецианцы», «Ломоносовцы», «Современники».

Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий

Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

 Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

6

Первичная проверка понимания, 5 мин

Проверяет степень выполнения заданий КОЗ

Отвечают  на вопросы и задания КОЗ, поясняя, что нового узнали по теме урока.

Презентация «История бисероплетения от появления до настоящего времени»

Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

12

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, 5 мин

Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся,  помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию.

Тест «Проверь себя»

(правила техники безопасности)

Задание: Прочитай и найди неверное утверждение!

1. Хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках;

2. Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;

3. Ножницы хранить необходимо в определенном месте;

4. Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;

5. В конце работы нужно убрать свое рабочее место;

6. Можно  резать ножницами  на ходу.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей),

формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов

6-5  вопросов - 6 балов;

5- 4 вопросов -   5 баллов;

3-1 вопросов – 3 балла;

Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений

Познавательные:

анализ, синтез, обобщение классификация,

-постановка и формулирование,  

 -структурирование знаний   (алгоритм)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  

13

 Практическая деятельность

учащихся, 50 мин.

Организовывает практическую работу по плетению веток и цветов для бисерного дерева,  осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

 Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),  осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Технологическая карта «Технология плетения веток из бисера»

Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

 

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в  коллективе.

14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению.

Опережающее задание повышенной трудности: «Технология  изготовления лепестка»

1. Какая техника  плетения изображена на схеме?

2. Пронумеруй последовательность выполнения лепестка.

3. Выполни лепесток по схеме.

 

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов

1 вопрос - 1баллов – техника плетения  названа правильно;

2 задание - 1баллов-  нумерация проставлена верно

3 задание - 8-7 баллов – безупречно выполненная работа;

6-5 баллов -  работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, имеется небольшой изъян, неровный бисер;

4-3 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в рисунке, не качественная скрутка проволоки.

Учащиеся   выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Сплести две веточки    для бисерного дерева, подготовить презентацию «Современная мода и бисероплетение» или просто фотографии современных модных изделий в технике бисероплетения.  

 

 Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом.

Самоопределение в содержании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки

 Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

15

Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили, проводит рефлексию  настроения,  эмоционального состояния, деятельности и  содержания учебного материала.

Проводится рефлексия «Продолжи фразу».

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Карточка с заданием «Продолжи фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня поняла, что…

Мне было трудно…

Я хотела бы похвалить…

Завтра я хочу на уроке…

Получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. Осмысление учащимися степени процесса и результатов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:  

 - оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

- учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

- формирование умений полно и точно выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения названий

История возникновения названий...

История возникновения информационных ресурсов общества.

Презентация рассказывает о различных носителях информации, начиная с древности  до современности. Может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности в начальной школе и среднем зве...

История возникновения бисера

Эту презентацию можно использовать при знакомстве работ из бисера. Ребятам всегда интересно узнать, откуда к нам "пришёл" бисер...

Глобальная сеть Internet: история возникновения, основные понятия и возможности

Интерактивный урок   по информатике для учащихся  10-11 классов. Методическая разработка вмещает  приложения к уроку....

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Презентация "История возникновения бисера"

История возникновения бисера...

Консультация для родителей: Бисер и бисероплетение - детям

Развитие творчества является важной социальной задачей современного общества. В педагогической практике есть множество ответов на вопрос, как развивать творчество: с помощью рисования, лепки,...