Программа кружка канзаши
методическая разработка по технологии на тему

Каменщикова Ольга Сергеевна

Программа может быть использована для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_kanzashi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с детьми 5-6-х классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ.

Образовательная программа кружка  направлена на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков, по предметам, расширяя и обогащая его.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников  умения учиться — самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Деятельность детей направлена на решение  и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простых, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в  школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей ребенку дается возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 В настоящее время все большую популярность получает профессия дизайнера. Особенно популярны становятся дизайнерские аксессуары для украшения прически, одежды, интерьера. Особое место в этом ряду принадлежит искусственным цветам, а именно, цветам из ткани и ленты.

Для изготовления искусственных цветов используют экологически безопасные натуральные материалы.

На занятиях творческого объединения учащиеся приобретают умения и навыки  выполнения цветов из шёлковых лент в технике канзаши.

Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. Изначально, слово и иероглиф "канзаши" обозначают именно шпильку для волос.

Впервые канзаши появились приблизительно четыреста лет назад, когда в Японии изменился стиль женской прически. От традиционного стиля тарэгами (длинные ниспадающие волосы), женщины перешли к так называемому стилю нихонгами, в котором волосы собирались в разнообразные причудливые формы и укладывались с помощью гребней канзаши и шпилек канзаши. В последнее время элементы канзаши используются также для украшения заколок, применяя атласные ленты, шифон, органзу и др.

С помощью украшений канзаши можно преобразить любую причёску и создать неповторимый образ. К любому наряду, на любой праздник, на любые волосы! А также можно использовать в качестве броши, брелков, подвесок, серёжек, создавать композиции для картин, украшать праздничные наряды и т.д.

Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения прически, одежды, интерьера. Важно, чтобы учащиеся изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.

Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив.

Данная программа создает предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, пространственного воображения, способствует развитию адекватной самооценки, помогает формированию устойчивых трудовых навыков, навыков самостоятельности в работе.

Программа рассчитана на 60 часов в учебный год.

Выполнение изделий связано с работой иглой, ножницами, горящей свечой, электроутюгом, поэтому на первых же занятиях руководитель должен сообщить учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.

 Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия:  готовые изделия, а также лекала и чертежи изделий.

Цель программы:

формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками изготовления цветов и цветочных композиций из ткани и ленты, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование навыков самореализации личности.

Задачи программы

Обучающие:

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,  декоративно – прикладного искусства;

раскрыть истоки народного творчества;

формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

обучить практическим навыкам работы в технике канзаши.

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

формирование творческих способностей, духовной культуры;

Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Способствовать развитию двигательной сферы  (овладение моторикой мелких мышц рук, развитию двигательной сноровки.)

Воспитывающие:

осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

воспитывать в детях любовь к своей родине, к  народному искусству;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Характеристика  ожидаемых результатов.

В результате обучения  в кружке уч-ся  должны получить знания:

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при работе с шёлковой лентой;

 о месте  и роли  декоративно-прикладного  искусства в жизни человека;

о видах декоративно-прикладного искусства;

умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;

последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала )

изготавливать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно.

                  Основные формы и методы обучения.

На занятиях кружка даются теоретические сведения (лекции, беседы, используются различные наглядные пособия, методический дидактический материал.)

  На практических занятиях  используются также наглядные пособия, оборудование, инструменты, образцы работ.

Программа разработана для  учащихся 5-6 классов.

Данная образовательная  программа имеет художественно – эстетическую направленность. Программа дает возможность каждому ученику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки, демонстрация изделий;

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- участие в конкурсах

Содержание рабочей программы

Программа 1 года обучения

Содержание программы представлено различными видами работы с разнообразными материалами и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы, создавая условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Выполнение изделий связано с работой иглой, ножницами, клеем, горящей свечой, электроутюгом, поэтому постоянно необходимо соблюдать правила безопасности труда.


Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Содержание деятельности

Воспитательная

работа

Теоретическая часть занятия

(форма организ.)

Практическ      часть

занятия

(форма орган.)

1

2

Вводное занятие. Инструктаж ТБ. Инструменты, приспособления и материалы для изготовления цветов.

2

Содержание и

организация занятий

Воспитывать интерес к культуре и искусству.

Объяснение

Индивидуальная

3

4

Изготовление остроконечных деталей цветов.  

   2

Изготовление остроконечных лепестков для цветов.

Аккуратность, точность.

Формировать умения по изготовлению лепестков.

Индивидуальная

5

6

Изготовление одноярусных цветов из полученных лепестков.

2

Соединение готовых остроконечных лепестков в цветок.

Эстетические чувства, чувства вкуса

Формировать

художественные

умения, навыки

Индивидуальная

7

8

Изготовление круглых лепестков.

   2

Получение круглых лепестков и их обработка

Аккуратность, точность

Формировать познавательные умения

Индивидуальная

9

10

Получение цветка с круглыми лепестками

(6 лепестковый)

2

Соединение круглых лепестков в цветок.

Развивать эстетическое и художес твенное чувство

Формировать

умения и навыки.

Индивидуальная

11

12

13

14

Хризантема

4

Изготовление лепестков и соединение их в цветок

Развивать эстетическое и художес твенное чувство

Формировать

умения и навыки.

Индивидуальная

15

16

17

18

Снежинка – канзаши.

   4

Изготовление остроконечных лепестков.

Развивать творческое воображение

Развивать художественное воображение

Индивидуальная

19

20

Корона

2

Изготовление острых лепестков и создание короны

Развивать творческое воображение

Развивать художественное воображение

Индивидуальная

21

22

23

24

Георгин

4

Изготовление лепестков и соединение их в цветок

Развивать эстетическое и художес твенное чувство

Формировать умения и навыки.

Индивидуальная

25

26

Вывернутый лепесток

2

Изготовление вывернутых лепестков

Развивать творческое воображение

Развивать художественное воображение

Индивидуальная

27

28

Цветы из вывернутых лепестков

2

Склеивание лепестков в цветок

Развивать эстетическое и художественное чувство

Формировать умения и навыки.

Индивидуальная

29

30

31

32

Сувенир на 8 марта

5

Изготовление цветов и составление композиции

Развивать творческое воображение

Развивать художественное воображение

Индивидуальная

33

34

Бабочка

2

Изготовление бабочек из различных форм лепестков

Развивать творческое воображение

Развивать художественное воображение

Индивидуальная

35

36

37

38

Игольница

4

Изготовление игольницы, оформленной цветами канзаши

Развивать эстетическое и художественное чувство

Формировать умения и навыки.

Индивидуальная, парная

39

40

Крокусы

2

Изготовление крокусов

Развивать эстетическое и художественное чувство

Формировать умения и навыки.

Индивидуальная

41

42

Горшочек с цветами

2

Оформление композиции крокусов в горшке

Развивать творческое воображение, акккуратность

Развивать художественное воображение

Индивидуальная, парная

43

44

Дюшески

2

Изготовление дюшесок

Развивать творческое воображение, акккуратность

Развивать художественное воображение

Индивидуальная

45

46

Цветы в горшочке

2

Оформление композиции из дюшесок в горшочке

Развивать эстетическое и художественное чувство

Формировать умения и навыки.

Индивидуальная, парная

47

48

Брошь к 9 Мая

2

Изготовление броши к 9 мая

Развивать патриотизм

Формировать художественные знания, умения

Индивидуальная, парная

49

50

Брошка-цветок

2

Изготовление лепестков для цветка.

Развивать аккуратность

Формировать художественные знания, умения

Индивидуальная

51

52

Сборка и оформление брошки цветка.

2

Соединение подготовленных деталей

между собой и с булавкой.

Научить выполнять работу поэтапно и до конца.

Формировать творческое воображение

Индивидуальная

53

54

55

56

Роза

4

Изготовление лепестков розы, изучение нескольких способов создания розы

Прививать любовь к цветам, аккуратность, эстетический вкус

Формировать художественные знания, умения

Индивидуальная

57

58

Разнообразие лепестков канзаши

2

Изучение новых лепестков канзаши и их изготовление

Развивать творческое мышление.

Формирование навыков

Индивидуальная, парная

59

60

Выставка работ

2

Оформление выставки и подведение итогов года.

Развивать ответственность, самостоятельность

Научить размещать экспонаты и оформлять выставку

Групповая


Инструкция по технике безопасности.

Техника безопасности при работе с тканью:

  • не подноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду;
  • по окончании работы иглу следует вколоть  в подушечку или положить в игольницу.
  • работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя;
  • рабочую нить отрезай ножницами, острые концы ножниц не подноси близко к лицу;
  • передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;
  • сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать;
  • необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания;
  • ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:

  • заряженный стержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимоти от пистолета);
  • когда клей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу;
  • самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.

Техника безопасности при работе со свечкой:

  • работу начинать с разрешения учителя;
  • самостоятельно свечку не зажигать, только при помощи учителя;
  • поджигаемую деталь изделия подносить к свечке только при помощи пинцета;
  • не наклоняться близко к свечке;
  • после окончания работы потушить свечку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме).  Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

Рабочая программа кружка "Канзаши"

Рабочая программа разработана для занятий с детьми 6-9 классов....

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Рабочая программа кружка "Волшебная ленточка" (канзаши)

I.       Пояснительная записка              Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и ур...