доклад
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Мухаметзянова Анастасия Викторовна

доклад методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Развитие креативности у подростков с девиантным поведением

 на трудовом обучении»

                                                               

                                                                 Автор: Мухаметзянова А.В.

Развитие креативности у подростков с девиантным поведением

 на трудовом обучении

     О какой креативности может идти речь у подростков с девиантным поведением, спросите вы? Ведь креативность подразумевает плодотворность (по Э. Фрому), а «девиантники», зачастую склонны разрушать, губить, приспосабливаться к той или иной ситуации без созидания.     Парадокс заключается в том, что девиантное поведение может иметь сходные черты с идеальным. Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто саморазрушающую направленность. Отличие состоит в том, что для подлинного творчества удовольствие заключается в самом процессе поиска, в то время как для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат – удовольствие.    

     По мнению В. А. Петровского , человека можно считать творческим и идеальным, если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное». Типичный представитель нормативного  поведения стремится максимально избежать риска, а девиант, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности. Люди с таким типом личности могут либо достигать высокой степени креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение.     Поэтому одной из важных задач в воспитании подростков девиантного поведения  является развитие креативности, направленной на положительные результаты, которые повлияют на такое  важное событие в жизни выпускников, как их  поступления после  окончания школы в профессиональные образовательные учреждения или на работу.

    Анализ прошлых лет показал, что далеко не все выпускники могут трудоустроиться и достойно существовать в социуме, найти себя как профессионала. Освоить процедуры их профессионального самоопределения может помочь выполнение творческого проекта по технологии на тему «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».  Работая над творческим проектом,  перед  школьниками встают проблемы, с которыми им  нужно справиться: обоснование выбора специальности, выявление своих интересов и способностей к данной профессии, выбор учебного заведения, рассмотрение вариантов в случае не поступления.  Для этого необходимо научиться видеть и осознавать эти проблемы, найти свои, оптимальные способы их решения. Поисковая деятельность вместе с мастером п/о и конкретные показатели креативности позволяют воспитанникам успешнее справиться  с проектом, защитить его осмысленно, не формально, применить полученные знания и умения в дальнейшей жизни. Чтобы воспитанник научился методам поиска, изобретательства, учителю необходимо помочь ему их осваивать, тренировать память, развивать творческое воображение.

     Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью».      Несомненно,  творчество – это решение творческих задач.     Творческая задача должна создавать проблемную ситуацию, сущность которой должна быть понятна воспитанникам и вызывать их интерес. Трудовое обучение  решают творческие задачи на каждом этапе, постепенно усложняя их к завершению курса.  Процесс творчества осуществляется поэтапно и включает такие процедуры как: осознание противоречия, создание и обоснование идеи, техническая  разработка задания, практическая работа над ним.

    Для успеха в выполнении проекта, необходимо развивать такие качества как творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные. Для этого вначале предлагаются задания шуточные, небольшие по объему, ярко представленные, индивидуальные, с правом выбора вариантов. У многих необычайно развито умение видеть  образы несуществующих предметов. Как раз это можно удачно применить при использовании метода мозговой атаки при выборе своей будущей специальности.  На дальнейших занятиях нужно использовать нестандартные задания. Например, придумать хотя бы пять способов использования старых лазерных дисков. Давать такие задания, чтобы при работе учащиеся одинаково могли владеть обеими руками. По чаще удовлетворять их любопытство, предлагать использовать справочники при заинтересованности чем-либо.  Поддержка воспитанника на каждом этапе творчества мотивирует их на новые открытия. Нужно нацеливать их на смелость в любом деле, предлагать разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки, рисовать, даже если у них это не очень красиво получается. Посещать с ними  новые места, быть готовыми всегда прийти им на помощь.    

    Постепенно у воспитанников  развивается логика, воображение, выстраивается реальная «дорожка» их самостоятельных жизненных шагов после школы: учеба, карьера, семья.    Во время получения награды, поощрения появляется гордость за себя, свои успехи. Со временем после  таких занятий наблюдаются изменения, происходящие в поведении девианта. Они выливаются в виде личностного роста и развития креативности. Бывшие выпускники, приходят в школу, благодарят за помощь, рассказывают о своих успехах в освоении профессии, предлагают свои услуги и гордятся, что их активность направлена на пользу себе, школе, обществу. И это доказательство слов, что креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным качеством, «печатью гения».  

Литература

  1. Грецов  А.Г. Тренинг креативности. М., 2007.
  2. Гервер  В.А. Творчество на уроках черчения. М., 1998.
  3. Матяш  Н.В. Технология профессионального самоопределения и        карьеры. М., 2004.
  4. Петровский  В.А. К психологии активной личности. Вопросы психологии, №3, М., 1995.

5.      Технология / Под редакцией В.Д. Симоненко. М., 2002.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду.

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который  представляет большие  возможности для воспитания творческой, разносторонней личности

 Долгое время преподавание носило воспроизводящий характер: мастер показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.

Школу делает школьный учитель. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной и устной речи.

Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает, осваивает – только это педагогические краски, этюды и приемы…

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и  Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, это высокий уровень развития интеллектуальных способностей, предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.

 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

         Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого воспитанника, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
          Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения.
     Моя  методическая   тема    «Развитие творческих способностей на трудовом обучении и реализация  творческого потенциала воспитанников ».

Актуальность проблемы :

развития творческих способностей на трудовом обучении обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей воспитанников.

 Своей  главной педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей воспитанников.


 Цель:

  1. Приобщить воспитанников к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

 

 В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи:

  • привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства,
  •  формирование политехнических знаний и экологической культуры,
  • развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,
  •  обеспечение воспитанников возможности профессионального самоопределения,
  • воспитание трудолюбия и культуры труда,
  • развитие эстетического чувства.

   Исходя из поставленных задач,   считаю:

  • творчеству нужно и можно учить;
  • творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

  • развиваю творческую активность воспитанников;
  • включаювоспитанников в творческую деятельность;
  • вношу проблемность в учебный процесс;
  • развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

 

 Развитие творческих способностей воспитанников осуществляю, опираясь на принципы:

  •  принцип развития мотивации к творческой деятельности;
  •  принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
  •  принцип приоритета творческой деятельности;
  •  принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей воспитанников;
  •  принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество воспитанников;

Я поставила перед собой проблему,– какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью?  

Многие советские ученые работали над этим вопросом

В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

  •  умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
  •  умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
  •  умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, в разделе «Художественная вышивка» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности воспитанников. Выполняя работы, воспитанники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике.

Выбирая тему  и выполняя, его воспитанники находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Художественная вышивка позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Я предлагаю подойти к каждой работе творчески. Упор делаю на то, чтобы воспитанники практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению работы. Поощряю любую творческую фантазию, работы должны быть яркими, красочными.

Творческая работа - это хорошая творческая задача для самовыражения любого воспитанника.

Творческие работы стали у нас неотъемлемой частью обучения и вызывают у воспитанников живой интерес, так как помогают осознать практическую и социальную направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и творческую инициативу.

Мои воспитанники со своими работами принимают участие в различных конкурсах, где занимают призовые места.

В СВОЕЙ РАБОТЕ

Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы,  предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.

Методы контроля: тестирование,  дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Мастеру п/о необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения.  Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Воспитанник не должен бояться рисковать, боятся думать независимо. На занятиях  необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своимвоспитанникам рисковать, и даже поощряя их в этом, мастер  может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая воспитанникам задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение.

 От способности  воспитанника к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым   уроки труда с установкой  на созидание   подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы.  Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы.  На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как  приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей воспитанника важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Бесталантных детей нет. Важно  только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого мастера п/о.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...