ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии на тему

В статье рассматриваются вопросы  эффективного использования информационно – коммукационных технологий при  организации  учебного  процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы  эффективного использования информационно – коммукационных технологий при  организации  учебного  процесса.

Ключевые слова: информационно – коммуникационные технологии, коррекционное образование.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирование активности учеников в процессе обучения. Педагогикой накоплено многочисленные премы и способы стимулирования активной учебной деятельности. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, побудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. 

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий.  Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

При использовании ИКТ на уроке создаются оптимальные условия для развития познавательной активности и самостоятельности школьников, формирования их интеллектуальной компетентности.

Формирование положительной мотивации к учению у школьников сегодня приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация одно из важнейших условий успешности учения ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер. Применение ИКТ способствует усилению учебной мотивации школьников, открывает резервы образовательного процесса. Обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.

Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Понятие "зона ближайшего развития" - логическое следствие закона становления высших психических функций.

 Использование на уроках презентационных и мультимедийных технологий позволяет визуализировать изучаемые процессы, обеспечить дозированность получаемой информации, придать процессу обучения динамизм и выразительность, повысить информативность урока, интенсифицировать процесс обучения и в итоге увеличить его эффективность.

Разрабатывая и создавая с учащимися 8 – 9 классов проекты мы столкнулись с тем, что информации представлено в различных источниках очень мало. Литература в школьной библиотеке по данному вопросу практически отсутствует, в городскую библиотеку по состоянию здоровья учащиеся не посещают,  поэтому возникла необходимость обращения к глобальной сети Интернет.

Говоря об учащихся, можно сказать, что они достигли определенного уровня информационной грамотности, используя информацию, найденную в глобальной сети Интернет, научились обработке на компьютере результатов работы.

Школьники работают с текстовым редактором Microsoft Word ,

Вместе со мной пробуют создавать компьютерные презентации, работая в  Microsoft PowerPoint. В изучении модулей «Гигиена девушки. Косметика», «Конструирование и моделирование изделий», «Мода и стиль в одежде» используем на уроках CD-диски. Показ рисунков и фотографий с сопровождением текстовой информацией, способствует лучшему усвоению учебного материала.

        Древняя мудрость гласит:

«Тебе скажут – ты забудешь,

Тебе покажут – ты запомнишь,

Ты сделаешь – ты поймешь».

Поэтому на своих уроках я использую электронные учебники.

Они позволяют эффективно  организовать  учебный  процесс

-        развивают у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера,

-        автоматизирует систему  контроля,  оценки и  коррекции знаний учащихся

Мною разработан электронный учебник «Кулинарные традиции мира». Данную разработку можно использовать на уроках технологии в разделе «Кулинария», или как элективный учебный предмет в 9 классе.

Теоретической базой основных разделов курса являются кулинарные школы русской, хакаской, европейской и восточной кухонь.

        Закрепить или проверить полученные знания можно через тесты – опросники, которые обязательно составляются с учетом психофизических особенностей адресата. Отвечая на поставленный вопрос, ребенок ыбирает ответ, по сути, нажимает выбранную меняющую кнопку, получает подтверждение правильности выбора и следующий вопрос. Решение такого теста проходит в форме компьютерной игры, что помогает прививать интерес к урокам труда, активизировать учебный процесс.

Целенаправленное включение ИКТ в структуру урока позволяет активизировать процессы мышления, внимания учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета технология способствует вхождение детей с ограниченными возможностями в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность. Приступая к планированию урока необходимо

• определить контингент слушателей: кто они?

• учесть возрастную группу

• учесть уровень компьютерной грамотности: пользовались ли компьютером и интернетом или нет?

• выяснить уровень подготовки в области знаний планируемого курса:

Преимущества компьютера как средства поддержки и активизации учебного процесса достаточно широки – наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и ее поиска

 Возможности просмотра результатов моделирования в реальном времени для процессов, недоступных или сложно реализуемых в учебной обстановке. Эти и другие преимущества побуждают преподавателя к использованию информационно – коммуникационных технологий на занятиях, в качестве реальной модели какого-либо процесса (при наличии определенного программного обеспечения). Однако все это требует от педагога достаточно высокого уровня знаний и опыта в сфере применения информационно – коммуникационных технологий на занятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в школе.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать люб...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

В ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга придается большое значение формированию и развитию ИКТ- компетентности обучающихся в процессе как учебной...